Особенности правовой природы таможенных пошлин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.10.2020

Статья просмотрена: 884 раза

Библиографическое описание:

Горева, Д. Ш. Особенности правовой природы таможенных пошлин / Д. Ш. Горева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74316/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: таможенная пошлина, таможенный кодекс, фискальная функция, таможенные платежи.

Любое государство может выполнять свои функции и выполнять свои задачи только при надлежащем финансировании, значительная часть которого — налоговые платежи и сборы. Одной из главных задач таможенных органов является обеспечение своевременного и полного поступления таможенных платежей в бюджет.

В настоящее время на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) создана единая таможенная территория, в рамках которой не применяются таможенные пошлины и экономические ограничения. Однако таможенные пошлины по-прежнему являются основным видом таможенных платежей, поскольку значительная часть таможенных процедур связана с его сбором [2].

Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза [1].

Рассмотрим признаки таможенных платежей, которые раскрывают их суть.

  1. Обязательный характер таможенных платежей. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством Союза, его субъекты, перемещая товары внутри стран Союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, этот признак не теряет своей актуальности. От уплаты таможенных пошлин в другие страны и другие таможенные виды таможенных платежей освобождаются только страны, входящих в ЕАЭС, этот принцип не применяется.
  2. Таможенные платежи, в том числе таможенные пошлины, являются важным источником доходов бюджета, действуя вместе с другими обязательными платежами, как экономическая основа деятельности государства. Таможенные платежи являются бюджетными поступлениями и могут использоваться только для пополнения бюджета. Независимо от того, на территории какого из государств-членов ЕАЭС были оплачены ввозные таможенные пошлины, они должны зачисляться на единый счет уполномоченного органа государства, где они были оплачены [5]. Собранные средства далее распределяются между другими государствами-членами Союза.
  3. Правовое регулирование таможенных платежей осуществляется в рамках как таможенного, так и налогового законодательства. В процессе установления таможенных платежей их перечень является фиксированным, основные элементы определяются, которые включают в себя плательщика, объект налогообложения, основу, ставки, порядок и сроки расчета и оплаты [3].

Перечень таможенных платежей содержится в статье 46 ТК ЕАЭС. Кодекс содержит общие положения о таможенных платежах, а также ряд вопросов, связанных с порядком оплаты, начислением, исполнением штрафов, обеспечением оплаты таможенных платежей.

Таким образом, исходя из перечисленных признаков таможенных платежей и их экономического и правового характера, можно определить их как систему обязательных платежей, установленную таможенным законодательством ЕАЭС, которые должны зачисляться в бюджеты стран, входящих в ЕАЭС. Эти платежи администрируются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и налоговыми органами в связи с перемещением товаров через государственную границу в пределах единой таможенной территории.

Таможенные пошлины являются одним из видов таможенных платежей.

Двусмысленность законодательного определения таможенных пошлин является одной из причин обсуждения их правового характера.

В первых редакциях Налогового кодекса Российской Федерации таможенная пошлина относилась в федеральные налоги, однако с 2004 года в статью 13 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены поправки, исключающие таможенные пошлины из перечня федеральных налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством.

В настоящее время ученые высказывают три мнения о правовом характере таможенной пошлины.

Первая точка зрения подтверждает налоговый характер таможенной пошлины.

Среди инициаторов неналогового характера таможенной пошлины — Н. И. Гимичев, Н. Н. Злобин, Н. И. Землян и другие.

Обязательная уплата таможенной пошлины и обеспечение ее уплаты мерами государственного принуждения, с точки зрения сторонников неналогового характера таможенной пошлины, характеризуют ее как сбор, а не как налог. В защиту этого аргумента авторы ссылаются на НК и Конституцию Российской Федерации, которые закрепляют обязанность платить установленные законом налоги и сборы. То есть знак обязательности характерен не только для налогов, но и для сборов, поэтому его нельзя рассматривать как доказательство налогового характера таможенной пошлины [6].

В качестве аргументов, подтверждающих неналоговый характер таможенной пошлины, исследователи ссылаются на то, что таможенная пошлина в отличие от налога не имеет признаков закономерности, так как обязанность платить ее за предмет появляется только в том случае, если необходимо вступить в таможенные правовые отношения [7].

Двусмысленность точек зрения свидетельствует о сложном правовом характере таможенных пошлин.

Однако фискальная функция таможенных пошлин не единственная.

Таким образом, в юридической литературе нет единства в оценке правового характера таможенной пошлины. Ряд авторов находят признаки, характеризующие таможенную пошлину как косвенный налог, с другой стороны, некоторые авторы отстаиваются позицию о том, что данный вид оплаты является сбором. Таможенные пошлины выполняют специальную регулятивную функцию (используя ее в качестве средства регулирования торгового баланса).

Для большинства развивающихся стран таможенные пошлины сохраняют свое регулятивное и финансовое значение. Эти страны сохраняют высокий уровень защитных импортных таможенных пошлин на готовые товары, с тем чтобы защитить слаборазвитую промышленность от конкуренции. С другой стороны, в условиях острой нехватки финансовых средств развивающиеся страны используют таможенные пошлины в качестве важного источника налоговых поступлений: таможенные пошлины составляют от 10 до 50 процентов государственных поступлений [4].

Таможенные пошлины взимаются для получения дополнительных доходов бюджета. Они, как правило, подлежат ввозу товаров, если аналогичная продукция не производится в стране, и экспортируют товары, которые пользуются большим спросом на мировом рынке. Проблема совершенствования регулирования товарных потоков в целях улучшения защиты национальных производителей остается актуальной в нынешней ситуации. Например, сбор таможенных пошлин на ввозимые товары повышает их стоимость при продаже на внутреннем рынке, снижая их конкурентоспособность. В результате роста цен на импортируемые товары национальные производители получают конкурентное преимущество и, следовательно, дополнительные доходы, которые могут быть использованы для инвестирования в экономику в целях дальнейшего повышения конкурентоспособности их продукции на внутреннем и зарубежном рынках.

Правовые нормы установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС), Договором от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе», Приложением № 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». При этом установление, введение и применение НДС и акцизов по-прежнему регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

В общей части ТК ЕАЭС, посвященной таможенным платежам, есть статьи, содержащие отсылочные нормы национального законодательства.

Важным вопросом нашего исследования являются особенности правового характера ввозной таможенной пошлины, отличающие ее от экспортной пошлины и других видов таможенных платежей. Во-первых, согласно общему правилу, ставки, установленные Общим таможенным тарифом Евразийского экономического союза, распространяются на ввозные таможенные пошлины. Что касается экспортных пошлин, то они применяются к ставкам, установленным национальным законодательством в отношении товаров из сводного перечня, сформированным Комиссией Союза в соответствии с договорами, регулирующими применение экспортных таможенных пошлин в третьи страны. В то же время Стороны стремятся унифицировать перечни товаров и ставки экспортных таможенных пошлин. Ситуация, при которой субъекты внешнеполитической деятельности должны руководствоваться не только действующими нормами ТК ЕАЭС, но и национальным законодательством государств-членов Союза, существенно усложняет работу. Исходя из этого, эксперты считают, что унификация перечней товаров и ставок экспортных таможенных пошлин значительно облегчит задачу в первую очередь для хозяйствующих субъектов, положительно скажется на правоприменительной практике.

Во-вторых, импортные таможенные пошлины будут распределены между странами Евразийского экономического союза. Что касается экспортных таможенных пошлин, налогов и таможенных пошлин, то такой механизм распределения не предусмотрен, они перечисляются в полном объеме в бюджет соответствующей Стороны.

В-третьих, импортные пошлины зачисляются в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа Стороны, в котором они должны быть уплачены, в том числе в случае их сбора. Что касается экспортных пошлин, то такой процедуры для них нет. Они перечисляются непосредственно в бюджет каждой Стороны.

В-четвертых, импортные таможенные пошлины не могут быть вычтены из других платежей и уплачиваются на единый счет отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

Нормы ТК ЕАЭС содержат некоторые особенности, которые необходимо рассмотреть. Одна из таких особенностей связана с определением того, когда будут происходить и прекращаться таможенные платежи, и определением числа лиц, на которых налагается обязательство платить.

Таким образом, таможенная пошлина имеет особое место в системе обязательных платежей. Представляя специальный таможенный платеж, он сочетает в себе признаки как налогов, так и сборов. Однако характеристики каждого из этих видов также показали значительные различия, которые не позволяют отнести его ни к налогам, ни к сборам.

Существуют различные основания для классификации таможенных пошлин. По характеру внешней торговли таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные), а также транзитные пошлины. Импортные таможенные пошлины более распространены, чем экспортные пошлины. Роль импортных таможенных пошлин заключается прежде всего в защите внутреннего рынка. Они необходимы для оптимизации соотношения экспорта и импорта в соответствии с требованиями платежно-торгового баланса, и, конечно же, пополнения доходной части бюджетных таможенных пошлин служат основным регулятором торговой политики государства. Этот механизм должен быть направлен на ограничение импорта иностранных товаров, а это обеспечит не только защиту, но и развитие отечественного производства, стимулирует экспорт отечественных товаров за рубеж.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
  2. Бакаева О. Ю., Голубь О. В., Коваленко Е. П., Лайченкова Н. Н. Таможенное право. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
  3. Лохманова Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 10.1. — С. 42–44.
  4. Новиков, А. М. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: www.juristlib.ru/book_2469.html.
  5. Таможенное право / Под ред. И. Ш. Килясханова, И. Б. Кардашовой, С. Н. Бочарова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
  6. Якубов Т. А. Правовая природа таможенной пошлины// Налоги-журнал. 2012. № 6. С. 31–33.
  7. Черленяк Р. Н. Проблемы определения правовой природы таможенной пошлины // Юрист. 2012. № 22. С. 40–43.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенная пошлина, пошлина, платеж, Евразийский экономический союз, правовой характер, сбор, единый счет, налог, неналоговый характер, перемещение товаров.


Ключевые слова

таможенные платежи, таможенная пошлина, таможенный кодекс, фискальная функция

Похожие статьи

Особенности правового механизма взимания таможенных пошлин

Факторы, влияющие на эффективность взимания таможенных платежей

В данной статье упомянуты факторы, которые влияют на эффективность взимания таможенных платежей. Тщательно рассмотрена динамика поступлений таможенных платежей в бюджет.

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Автоматическая регистрация таможенной декларации

Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования

Рассмотрены основные аспекты современного налогового контроля, важность и необходимость которого определено налоговым законодательством РФ.

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Понятие, сущность и формы налогового контроля в Российской Федерации

В статье анализируется сущность, методы и формы налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Похожие статьи

Особенности правового механизма взимания таможенных пошлин

Факторы, влияющие на эффективность взимания таможенных платежей

В данной статье упомянуты факторы, которые влияют на эффективность взимания таможенных платежей. Тщательно рассмотрена динамика поступлений таможенных платежей в бюджет.

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Автоматическая регистрация таможенной декларации

Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования

Рассмотрены основные аспекты современного налогового контроля, важность и необходимость которого определено налоговым законодательством РФ.

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Понятие, сущность и формы налогового контроля в Российской Федерации

В статье анализируется сущность, методы и формы налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Задать вопрос