Ключевые слова: таможенная пошлина, таможенный кодекс, фискальная функция, таможенные платежи.
Любое государство может выполнять свои функции и выполнять свои задачи только при надлежащем финансировании, значительная часть которого — налоговые платежи и сборы. Одной из главных задач таможенных органов является обеспечение своевременного и полного поступления таможенных платежей в бюджет.
В настоящее время на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) создана единая таможенная территория, в рамках которой не применяются таможенные пошлины и экономические ограничения. Однако таможенные пошлины по-прежнему являются основным видом таможенных платежей, поскольку значительная часть таможенных процедур связана с его сбором [2].
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза [1].
Рассмотрим признаки таможенных платежей, которые раскрывают их суть.
- Обязательный характер таможенных платежей. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством Союза, его субъекты, перемещая товары внутри стран Союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, этот признак не теряет своей актуальности. От уплаты таможенных пошлин в другие страны и другие таможенные виды таможенных платежей освобождаются только страны, входящих в ЕАЭС, этот принцип не применяется.
- Таможенные платежи, в том числе таможенные пошлины, являются важным источником доходов бюджета, действуя вместе с другими обязательными платежами, как экономическая основа деятельности государства. Таможенные платежи являются бюджетными поступлениями и могут использоваться только для пополнения бюджета. Независимо от того, на территории какого из государств-членов ЕАЭС были оплачены ввозные таможенные пошлины, они должны зачисляться на единый счет уполномоченного органа государства, где они были оплачены [5]. Собранные средства далее распределяются между другими государствами-членами Союза.
- Правовое регулирование таможенных платежей осуществляется в рамках как таможенного, так и налогового законодательства. В процессе установления таможенных платежей их перечень является фиксированным, основные элементы определяются, которые включают в себя плательщика, объект налогообложения, основу, ставки, порядок и сроки расчета и оплаты [3].
Перечень таможенных платежей содержится в статье 46 ТК ЕАЭС. Кодекс содержит общие положения о таможенных платежах, а также ряд вопросов, связанных с порядком оплаты, начислением, исполнением штрафов, обеспечением оплаты таможенных платежей.
Таким образом, исходя из перечисленных признаков таможенных платежей и их экономического и правового характера, можно определить их как систему обязательных платежей, установленную таможенным законодательством ЕАЭС, которые должны зачисляться в бюджеты стран, входящих в ЕАЭС. Эти платежи администрируются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и налоговыми органами в связи с перемещением товаров через государственную границу в пределах единой таможенной территории.
Таможенные пошлины являются одним из видов таможенных платежей.
Двусмысленность законодательного определения таможенных пошлин является одной из причин обсуждения их правового характера.
В первых редакциях Налогового кодекса Российской Федерации таможенная пошлина относилась в федеральные налоги, однако с 2004 года в статью 13 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены поправки, исключающие таможенные пошлины из перечня федеральных налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством.
В настоящее время ученые высказывают три мнения о правовом характере таможенной пошлины.
Первая точка зрения подтверждает налоговый характер таможенной пошлины.
Среди инициаторов неналогового характера таможенной пошлины — Н. И. Гимичев, Н. Н. Злобин, Н. И. Землян и другие.
Обязательная уплата таможенной пошлины и обеспечение ее уплаты мерами государственного принуждения, с точки зрения сторонников неналогового характера таможенной пошлины, характеризуют ее как сбор, а не как налог. В защиту этого аргумента авторы ссылаются на НК и Конституцию Российской Федерации, которые закрепляют обязанность платить установленные законом налоги и сборы. То есть знак обязательности характерен не только для налогов, но и для сборов, поэтому его нельзя рассматривать как доказательство налогового характера таможенной пошлины [6].
В качестве аргументов, подтверждающих неналоговый характер таможенной пошлины, исследователи ссылаются на то, что таможенная пошлина в отличие от налога не имеет признаков закономерности, так как обязанность платить ее за предмет появляется только в том случае, если необходимо вступить в таможенные правовые отношения [7].
Двусмысленность точек зрения свидетельствует о сложном правовом характере таможенных пошлин.
Однако фискальная функция таможенных пошлин не единственная.
Таким образом, в юридической литературе нет единства в оценке правового характера таможенной пошлины. Ряд авторов находят признаки, характеризующие таможенную пошлину как косвенный налог, с другой стороны, некоторые авторы отстаиваются позицию о том, что данный вид оплаты является сбором. Таможенные пошлины выполняют специальную регулятивную функцию (используя ее в качестве средства регулирования торгового баланса).
Для большинства развивающихся стран таможенные пошлины сохраняют свое регулятивное и финансовое значение. Эти страны сохраняют высокий уровень защитных импортных таможенных пошлин на готовые товары, с тем чтобы защитить слаборазвитую промышленность от конкуренции. С другой стороны, в условиях острой нехватки финансовых средств развивающиеся страны используют таможенные пошлины в качестве важного источника налоговых поступлений: таможенные пошлины составляют от 10 до 50 процентов государственных поступлений [4].
Таможенные пошлины взимаются для получения дополнительных доходов бюджета. Они, как правило, подлежат ввозу товаров, если аналогичная продукция не производится в стране, и экспортируют товары, которые пользуются большим спросом на мировом рынке. Проблема совершенствования регулирования товарных потоков в целях улучшения защиты национальных производителей остается актуальной в нынешней ситуации. Например, сбор таможенных пошлин на ввозимые товары повышает их стоимость при продаже на внутреннем рынке, снижая их конкурентоспособность. В результате роста цен на импортируемые товары национальные производители получают конкурентное преимущество и, следовательно, дополнительные доходы, которые могут быть использованы для инвестирования в экономику в целях дальнейшего повышения конкурентоспособности их продукции на внутреннем и зарубежном рынках.
Правовые нормы установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС), Договором от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе», Приложением № 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». При этом установление, введение и применение НДС и акцизов по-прежнему регулируется нормами Налогового кодекса РФ.
В общей части ТК ЕАЭС, посвященной таможенным платежам, есть статьи, содержащие отсылочные нормы национального законодательства.
Важным вопросом нашего исследования являются особенности правового характера ввозной таможенной пошлины, отличающие ее от экспортной пошлины и других видов таможенных платежей. Во-первых, согласно общему правилу, ставки, установленные Общим таможенным тарифом Евразийского экономического союза, распространяются на ввозные таможенные пошлины. Что касается экспортных пошлин, то они применяются к ставкам, установленным национальным законодательством в отношении товаров из сводного перечня, сформированным Комиссией Союза в соответствии с договорами, регулирующими применение экспортных таможенных пошлин в третьи страны. В то же время Стороны стремятся унифицировать перечни товаров и ставки экспортных таможенных пошлин. Ситуация, при которой субъекты внешнеполитической деятельности должны руководствоваться не только действующими нормами ТК ЕАЭС, но и национальным законодательством государств-членов Союза, существенно усложняет работу. Исходя из этого, эксперты считают, что унификация перечней товаров и ставок экспортных таможенных пошлин значительно облегчит задачу в первую очередь для хозяйствующих субъектов, положительно скажется на правоприменительной практике.
Во-вторых, импортные таможенные пошлины будут распределены между странами Евразийского экономического союза. Что касается экспортных таможенных пошлин, налогов и таможенных пошлин, то такой механизм распределения не предусмотрен, они перечисляются в полном объеме в бюджет соответствующей Стороны.
В-третьих, импортные пошлины зачисляются в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа Стороны, в котором они должны быть уплачены, в том числе в случае их сбора. Что касается экспортных пошлин, то такой процедуры для них нет. Они перечисляются непосредственно в бюджет каждой Стороны.
В-четвертых, импортные таможенные пошлины не могут быть вычтены из других платежей и уплачиваются на единый счет отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).
Нормы ТК ЕАЭС содержат некоторые особенности, которые необходимо рассмотреть. Одна из таких особенностей связана с определением того, когда будут происходить и прекращаться таможенные платежи, и определением числа лиц, на которых налагается обязательство платить.
Таким образом, таможенная пошлина имеет особое место в системе обязательных платежей. Представляя специальный таможенный платеж, он сочетает в себе признаки как налогов, так и сборов. Однако характеристики каждого из этих видов также показали значительные различия, которые не позволяют отнести его ни к налогам, ни к сборам.
Существуют различные основания для классификации таможенных пошлин. По характеру внешней торговли таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные), а также транзитные пошлины. Импортные таможенные пошлины более распространены, чем экспортные пошлины. Роль импортных таможенных пошлин заключается прежде всего в защите внутреннего рынка. Они необходимы для оптимизации соотношения экспорта и импорта в соответствии с требованиями платежно-торгового баланса, и, конечно же, пополнения доходной части бюджетных таможенных пошлин служат основным регулятором торговой политики государства. Этот механизм должен быть направлен на ограничение импорта иностранных товаров, а это обеспечит не только защиту, но и развитие отечественного производства, стимулирует экспорт отечественных товаров за рубеж.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
- Бакаева О. Ю., Голубь О. В., Коваленко Е. П., Лайченкова Н. Н. Таможенное право. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
- Лохманова Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 10.1. — С. 42–44.
- Новиков, А. М. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: www.juristlib.ru/book_2469.html.
- Таможенное право / Под ред. И. Ш. Килясханова, И. Б. Кардашовой, С. Н. Бочарова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
- Якубов Т. А. Правовая природа таможенной пошлины// Налоги-журнал. 2012. № 6. С. 31–33.
- Черленяк Р. Н. Проблемы определения правовой природы таможенной пошлины // Юрист. 2012. № 22. С. 40–43.