Ключевые слова: таможенная пошлина, таможенная процедура, таможенная территория, таможенные платежи.
Как важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических отношений, таможенные платежи во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Таможенно-тарифное регулирование и связанное с этим применение таможенных пошлин имеют важное значение в качестве одной из мер государственного влияния на внешнеторговую сферу. Этот юридический институт претерпел значительные изменения в связи с принятием Таможенного кодекса ЕАЭС.
Правовое регулирование таможенных пошлин в настоящее время изучается многими учеными, среди которых работы О. Б. Сокольниковой, А. А. Журавлевой, М. Н. Сорокиной, И. С. Чуватовой и других.
В ТК ЕАЭС определение моментов возникновения и прекращения обязательства по оплате таможенных платежей, а также определение количества лиц, на которые возлагается эта обязанность, связано с объявленной таможенной процедурой. При регулировании правил, касающихся каждой таможенной процедуры, определяются условия размещения товаров для этих процедур и лиц, на которых возлагается оплата таможенных платежей, а также условия, когда такая обязанность возникает и прекращается [4].
ТК ЕАЭС определяет, что обязанность оплачивать таможенные платежи при применении транзитной процедуры возникает с момента подачи транзитной декларации. В случае нарушения условий этой процедуры перевозчик обязан заплатить. ТК ЕАЭС определяет обязанность по оплате таможенных платежей в зависимости от таможенных операций или объявленной таможенной процедуры и в каждый период времени определяет лицо, которому возложена такая обязанность.
ТК ЕАЭС установил определенный срок оплаты таможенных платежей при размещении товаров в таможенных процедурах до выпуска товара. Статья 54 ТК ЕАЭС определяет перечень случаев, которые прекращают обязанность по уплате таможенных платежей:
− оплата или взыскание таможенных платежей;
− размещение товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего потребления и предоставление тарифных льгот в отношении уплаты таможенных пошлин, не связанных с ограничениями на использование и/или утилизацию этих товаров;
− безвозвратная утрата или уничтожение иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
− если сумма неуплаченных таможенных пошлин не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по обменному курсу;
− размещение товаров в рамках таможенной процедуры отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации для размещения товаров в рамках этой таможенной процедуры;
− товары превращены в государственную собственность;
− штрафы за товары, в том числе за стоимость товара;
− отказ в выдаче товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, вытекающих из регистрации таможенной декларации для размещения товаров в рамках этой таможенной процедуры;
− признание ее безнадежной к взысканию и списанию;
− возникновение обстоятельств, с которыми ТК ЕАЭС связан с прекращением обязательства по оплате таможенных платежей.
Таможенное законодательство также выделяет ряд случаев, когда таможенные платежи не уплачиваются (часть 4 статьи 54 ТК ЕАЭС).
Условия уплаты таможенных пошлин определяются в рамках регулирования отдельных таможенных процедур. Выплате может быть предоставлена отсрочка или рассрочка (статья 59 ТК ЕАЭС). В то же время основания, условия и процедуры изменения этих условий определяются международным договором государств-членов ЕАЭС [4].
В рамках Союза разработан и продолжает действовать в ЕАЭС алгоритм совместного сбора и распределения между участниками ввозных таможенных пошлин, которые подлежат ввозу товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран: ввозные пошлины становятся совместной собственностью государств-членов ЕАЭС, собираемые пошлины распределяются между странами, пополняя свои государственные бюджеты.
Важно, чтобы договор ЕАЭС предусматривал ответственность государств за несоблюдение распределения импортных таможенных пошлин, которое происходит одновременно с двумя условиями: 1) неперечисление или неполный перевод денег на валютный счет государства-члена в установленные сроки; 2) не поступление информации от уполномоченного органа о том, что не существует никаких сумм ввозных таможенных пошлин, которые должны быть распределены.
Мерой ответственности за эти нарушения является выплата процентов по задолженности на всю сумму задолженности, образовав 0,1 % за каждый календарный день просрочки. Если одному государству была предоставлена ложная информация об отсутствии сумм, которые должны быть распределены, и если деньги не будут полностью переведены, государство-нарушитель обязано перечислить другим суммы от распределения пошлин не позднее следующего рабочего дня. В то же время он платит проценты за задержку. Если деньги не поступают, то на третий рабочий день затронутая сторона имеет право приостановить перевод сумм со своего единого счета на счет государства-нарушителя и отдельно учесть их в бюджете. Однако это решение должно быть уведомлено уполномоченными органами других государств-членов и ЕЭК. В этом случае Комиссия проводит консультации с исполнительными органами всех государств, и если в результате консультаций не было принято никакого решения о возобновлении распределения импортных таможенных пошлин, то этот вопрос переадресовывается в ЕЭК. Если ситуация все еще не будет исправлена, этот вопрос будет передан на межправительственный совет.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе ввоза и распределения импортных таможенных пошлин основную роль играют национальные уполномоченные органы (Федеральное казначейство РФ). Полномочия Евразийской экономической комиссии фактически сведены к консультациям в случае нарушения установленного порядка, а также к рассмотрению вопроса на его заседаниях.
Что касается процесса перевода в бюджет сумм ввозных таможенных пошлин, полученных от уполномоченных органов на счета в иностранной валюте, то в нем также участвуют национальные (центральные) банки субъектов (в Российской Федерации — Центральный банк Российской Федерации). Таким образом, национальный (центральный) банк первого государства обязан продать национальному (центральному) банку второго государственного наличные деньги в долларах США на сумму национальной валюты первого государства, равную сумме национальной валюты первого государства, переведенной на валютный счет уполномоченного органа второго государства-члена.
Уполномоченный орган (в России — Казначейство России) ежедневно направляет в уполномоченные органы других государств следующую информацию за отчетный день:
1) сумму ввозных таможенных пошлин, зачисляемых на единый счет;
2) сумма кредитов, уплаченных импортными таможенными пошлинами;
3) сумма импортных таможенных пошлин, возвращенная в отчетный день, и отдельно суммы импортных пошлин, которые будут возвращены в текущий день;
4) размер ввозных таможенных пошлин, которые будут распределяться между государствами-членами;
5) сумма поступлений в бюджет государства-члена доходов от распределения импортных таможенных пошлин, перечисляемых с единого счета уполномоченного органа этого государства-члена;
6) сумма процентов, полученных государством-членом от других государств-членов за просрочку в нарушение соблюдения и т. д.
Кроме того, уполномоченные органы государств проводят оперативное согласование данных. В случае расхождений составляется протокол и принимаются меры по устранению расхождений. Информация, связанная с оплатой таможенных пошлин, обменивается на регулярной основе. Таким образом, центральные таможенные органы государств-членов ЕАЭС предоставляют друг другу, а также ЕЭК информацию, связанную с уплатой импортных таможенных пошлин (если только она не относится к информации, которая составляет государственную тайну).
Статьи 62–65 ТК ЕАЭС предусматривают, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:
1) перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2) изменения в условиях уплаты таможенных пошлин, налогов, если они предусмотрены международными договорами и/или законодательством государств Союза;
3) размещение товаров в рамках таможенной процедуры переработки вне таможенной территории;
4) в других случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, международными договорами и/или законами союзных государств.
Обеспечивается уплата плательщиками, т. е. декларантами, или другими лицами, на которых возложена оплата. В то же время, в случае перемещения товаров в соответствии с таможенным процедурой таможенного транзита, обеспечение может вноситься также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных платежей.
Обеспечение будет погашено при условии выполнения обеспеченных обязательств или при отсутствие обеспеченных обязательств.
Порядок оплаты таможенных платежей и валюта, в которой они вносятся, будут определяться национальным законодательством, поскольку существуют значительные различия в гражданском и банковском законодательстве государств Союза.
Таким образом, процедура исчисления и оплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза представляет собой сложный процесс, регулируемый многочисленными нормативными документами, который требует высокой квалификации персонала участников ВЭД.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
- Бакаева О. Ю., Голубь О. В., Коваленко Е. П., Лайченкова Н. Н. Таможенное право. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
- Лохманова Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 10.1. — С. 42–44.
- Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу ЕАЭС (постатейный) / под ред. А. Н. Козырина. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Новиков, А. М. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: www.juristlib.ru/book_2469.html.
- Якубов Т. А. Правовая природа таможенной пошлины// Налоги-журнал. 2012. № 6. С. 31–33.