Особенности правового механизма взимания таможенных пошлин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.10.2020

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Горева, Д. Ш. Особенности правового механизма взимания таможенных пошлин / Д. Ш. Горева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74317/ (дата обращения: 17.10.2024).



Ключевые слова: таможенная пошлина, таможенная процедура, таможенная территория, таможенные платежи.

Как важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических отношений, таможенные платежи во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Таможенно-тарифное регулирование и связанное с этим применение таможенных пошлин имеют важное значение в качестве одной из мер государственного влияния на внешнеторговую сферу. Этот юридический институт претерпел значительные изменения в связи с принятием Таможенного кодекса ЕАЭС.

Правовое регулирование таможенных пошлин в настоящее время изучается многими учеными, среди которых работы О. Б. Сокольниковой, А. А. Журавлевой, М. Н. Сорокиной, И. С. Чуватовой и других.

В ТК ЕАЭС определение моментов возникновения и прекращения обязательства по оплате таможенных платежей, а также определение количества лиц, на которые возлагается эта обязанность, связано с объявленной таможенной процедурой. При регулировании правил, касающихся каждой таможенной процедуры, определяются условия размещения товаров для этих процедур и лиц, на которых возлагается оплата таможенных платежей, а также условия, когда такая обязанность возникает и прекращается [4].

ТК ЕАЭС определяет, что обязанность оплачивать таможенные платежи при применении транзитной процедуры возникает с момента подачи транзитной декларации. В случае нарушения условий этой процедуры перевозчик обязан заплатить. ТК ЕАЭС определяет обязанность по оплате таможенных платежей в зависимости от таможенных операций или объявленной таможенной процедуры и в каждый период времени определяет лицо, которому возложена такая обязанность.

ТК ЕАЭС установил определенный срок оплаты таможенных платежей при размещении товаров в таможенных процедурах до выпуска товара. Статья 54 ТК ЕАЭС определяет перечень случаев, которые прекращают обязанность по уплате таможенных платежей:

− оплата или взыскание таможенных платежей;

− размещение товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего потребления и предоставление тарифных льгот в отношении уплаты таможенных пошлин, не связанных с ограничениями на использование и/или утилизацию этих товаров;

− безвозвратная утрата или уничтожение иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

− если сумма неуплаченных таможенных пошлин не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по обменному курсу;

− размещение товаров в рамках таможенной процедуры отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации для размещения товаров в рамках этой таможенной процедуры;

− товары превращены в государственную собственность;

− штрафы за товары, в том числе за стоимость товара;

− отказ в выдаче товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, вытекающих из регистрации таможенной декларации для размещения товаров в рамках этой таможенной процедуры;

− признание ее безнадежной к взысканию и списанию;

− возникновение обстоятельств, с которыми ТК ЕАЭС связан с прекращением обязательства по оплате таможенных платежей.

Таможенное законодательство также выделяет ряд случаев, когда таможенные платежи не уплачиваются (часть 4 статьи 54 ТК ЕАЭС).

Условия уплаты таможенных пошлин определяются в рамках регулирования отдельных таможенных процедур. Выплате может быть предоставлена отсрочка или рассрочка (статья 59 ТК ЕАЭС). В то же время основания, условия и процедуры изменения этих условий определяются международным договором государств-членов ЕАЭС [4].

В рамках Союза разработан и продолжает действовать в ЕАЭС алгоритм совместного сбора и распределения между участниками ввозных таможенных пошлин, которые подлежат ввозу товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран: ввозные пошлины становятся совместной собственностью государств-членов ЕАЭС, собираемые пошлины распределяются между странами, пополняя свои государственные бюджеты.

Важно, чтобы договор ЕАЭС предусматривал ответственность государств за несоблюдение распределения импортных таможенных пошлин, которое происходит одновременно с двумя условиями: 1) неперечисление или неполный перевод денег на валютный счет государства-члена в установленные сроки; 2) не поступление информации от уполномоченного органа о том, что не существует никаких сумм ввозных таможенных пошлин, которые должны быть распределены.

Мерой ответственности за эти нарушения является выплата процентов по задолженности на всю сумму задолженности, образовав 0,1 % за каждый календарный день просрочки. Если одному государству была предоставлена ложная информация об отсутствии сумм, которые должны быть распределены, и если деньги не будут полностью переведены, государство-нарушитель обязано перечислить другим суммы от распределения пошлин не позднее следующего рабочего дня. В то же время он платит проценты за задержку. Если деньги не поступают, то на третий рабочий день затронутая сторона имеет право приостановить перевод сумм со своего единого счета на счет государства-нарушителя и отдельно учесть их в бюджете. Однако это решение должно быть уведомлено уполномоченными органами других государств-членов и ЕЭК. В этом случае Комиссия проводит консультации с исполнительными органами всех государств, и если в результате консультаций не было принято никакого решения о возобновлении распределения импортных таможенных пошлин, то этот вопрос переадресовывается в ЕЭК. Если ситуация все еще не будет исправлена, этот вопрос будет передан на межправительственный совет.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе ввоза и распределения импортных таможенных пошлин основную роль играют национальные уполномоченные органы (Федеральное казначейство РФ). Полномочия Евразийской экономической комиссии фактически сведены к консультациям в случае нарушения установленного порядка, а также к рассмотрению вопроса на его заседаниях.

Что касается процесса перевода в бюджет сумм ввозных таможенных пошлин, полученных от уполномоченных органов на счета в иностранной валюте, то в нем также участвуют национальные (центральные) банки субъектов (в Российской Федерации — Центральный банк Российской Федерации). Таким образом, национальный (центральный) банк первого государства обязан продать национальному (центральному) банку второго государственного наличные деньги в долларах США на сумму национальной валюты первого государства, равную сумме национальной валюты первого государства, переведенной на валютный счет уполномоченного органа второго государства-члена.

Уполномоченный орган (в России — Казначейство России) ежедневно направляет в уполномоченные органы других государств следующую информацию за отчетный день:

1) сумму ввозных таможенных пошлин, зачисляемых на единый счет;

2) сумма кредитов, уплаченных импортными таможенными пошлинами;

3) сумма импортных таможенных пошлин, возвращенная в отчетный день, и отдельно суммы импортных пошлин, которые будут возвращены в текущий день;

4) размер ввозных таможенных пошлин, которые будут распределяться между государствами-членами;

5) сумма поступлений в бюджет государства-члена доходов от распределения импортных таможенных пошлин, перечисляемых с единого счета уполномоченного органа этого государства-члена;

6) сумма процентов, полученных государством-членом от других государств-членов за просрочку в нарушение соблюдения и т. д.

Кроме того, уполномоченные органы государств проводят оперативное согласование данных. В случае расхождений составляется протокол и принимаются меры по устранению расхождений. Информация, связанная с оплатой таможенных пошлин, обменивается на регулярной основе. Таким образом, центральные таможенные органы государств-членов ЕАЭС предоставляют друг другу, а также ЕЭК информацию, связанную с уплатой импортных таможенных пошлин (если только она не относится к информации, которая составляет государственную тайну).

Статьи 62–65 ТК ЕАЭС предусматривают, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:

1) перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения в условиях уплаты таможенных пошлин, налогов, если они предусмотрены международными договорами и/или законодательством государств Союза;

3) размещение товаров в рамках таможенной процедуры переработки вне таможенной территории;

4) в других случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, международными договорами и/или законами союзных государств.

Обеспечивается уплата плательщиками, т. е. декларантами, или другими лицами, на которых возложена оплата. В то же время, в случае перемещения товаров в соответствии с таможенным процедурой таможенного транзита, обеспечение может вноситься также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных платежей.

Обеспечение будет погашено при условии выполнения обеспеченных обязательств или при отсутствие обеспеченных обязательств.

Порядок оплаты таможенных платежей и валюта, в которой они вносятся, будут определяться национальным законодательством, поскольку существуют значительные различия в гражданском и банковском законодательстве государств Союза.

Таким образом, процедура исчисления и оплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза представляет собой сложный процесс, регулируемый многочисленными нормативными документами, который требует высокой квалификации персонала участников ВЭД.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
  2. Бакаева О. Ю., Голубь О. В., Коваленко Е. П., Лайченкова Н. Н. Таможенное право. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
  3. Лохманова Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 10.1. — С. 42–44.
  4. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу ЕАЭС (постатейный) / под ред. А. Н. Козырина. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Новиков, А. М. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: www.juristlib.ru/book_2469.html.
  6. Якубов Т. А. Правовая природа таможенной пошлины// Налоги-журнал. 2012. № 6. С. 31–33.
Основные термины (генерируются автоматически): пошлина, размещение товаров, таможенная процедура, платеж, единый счет, обязанность, оплата, сумма, уполномоченный орган, Российская Федерация.


Похожие статьи

Особенности правовой природы таможенных пошлин

Факторы, влияющие на эффективность взимания таможенных платежей

В данной статье упомянуты факторы, которые влияют на эффективность взимания таможенных платежей. Тщательно рассмотрена динамика поступлений таможенных платежей в бюджет.

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Исследование теоретических и правовых основ применения таможенной процедуры таможенного транзита при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС

Исследование теоретических аспектов применения таможенных процедур при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности

Актуальность контроля таможенной стоимости в условиях риска недостоверности ее указания

В статье авторы определяют значимость процесса контроля таможенной стоимости товаров для государства. Рассматривается понятие таможенной стоимости, процесс ее контроля, а также порядок совершения операций при проведении таможенного контроля. Акцентир...

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Автоматическая регистрация таможенной декларации

Таможенные платежи при электронном декларировании на примере таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления»

Статья посвящена теоретическим основам видов таможенных платежей, уплачиваемых при помещении товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Рассмотрены формулы расчёта особенности исчисления, декларирования и уплаты таможенных п...

Похожие статьи

Особенности правовой природы таможенных пошлин

Факторы, влияющие на эффективность взимания таможенных платежей

В данной статье упомянуты факторы, которые влияют на эффективность взимания таможенных платежей. Тщательно рассмотрена динамика поступлений таможенных платежей в бюджет.

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Исследование теоретических и правовых основ применения таможенной процедуры таможенного транзита при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС

Исследование теоретических аспектов применения таможенных процедур при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности

Актуальность контроля таможенной стоимости в условиях риска недостоверности ее указания

В статье авторы определяют значимость процесса контроля таможенной стоимости товаров для государства. Рассматривается понятие таможенной стоимости, процесс ее контроля, а также порядок совершения операций при проведении таможенного контроля. Акцентир...

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Автоматическая регистрация таможенной декларации

Таможенные платежи при электронном декларировании на примере таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления»

Статья посвящена теоретическим основам видов таможенных платежей, уплачиваемых при помещении товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Рассмотрены формулы расчёта особенности исчисления, декларирования и уплаты таможенных п...

Задать вопрос