Безопасность детей на дорогах с каждым годом становится всё более актуальной. Поток автомобилей увеличивается, они становятся мощнее, вместе с тем многие ученики автошкол сами не готовы к реалиям на дороге, а наши дети благодаря компьютерной реальности всё меньше опасаются настоящих автомобилей. Почему же наши дети все чаще становятся жертвами ДТП? Рассмотрим основные причины ДТП, происходящие по вине детей. Резкое и слабо прогнозируемое появление ребенка на проезжей части перед движущимся транспортом, причем в местах, не предусмотренных для перехода дороги; Выход на дорогу из-за крупного препятствия, обычно в неустановленном месте. Часто это переход ребенком дороги сразу после высадки пассажиров из общественного транспорта. Взрослые сами провоцируют такое поведение, поскольку вместо того, чтобы пройти десяток метров до пешеходного перехода идут вразрез правилам дорожного движения. Причем всё еще усугубляется тем, что автобус и троллейбус дети могут обходить спереди, а трамвай сзади, что противоречит всем базовым принципам дорожной безопасности; Игнорирование сигналов светофора или переход дороги в непредназначенном для этого месте, часто в десятке метров от наземного или подземного перехода; Игра на проезжей части или около неё. Особенно эта проблема актуальна в небольших населенных пунктах или на окраинах крупных городов, где движением транспорта происходит довольно редко; Езда на велосипеде по дорогам, а также перемещение пешим ходом не по тротуару, а по проезжей части.
«Самое дорогое у человека — это жизнь». — писал Н. А. Островский. Детская жизнь дороже всего, так как ребенок только начинает свой путь. Наша задача, как первых его педагогов донести до ребенка элементарные правила, в том числе и правила поведения на дроге.
Основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей:
- Часто дети, следуя примеру взрослых выходят а проезжую часть в неустановленном месте.
- Выход на дорогу часть из-за автобуса, трамвая или троллейбуса.
- Игры возле дороги.
- Ходьба по проезжей части, а не по тротуару.
Немалое значение, в поведении детей на дороге имеют их возрастные особенности.
- Ребенок до 8 лет плохо распознает источник звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.
- Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6-летнем возрасте — на расстоянии 10 метров. Он видит только то, что находится напротив. Машины слева и справа остаются незамеченными.
- Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.
- Надежная ориентация: посмотреть налево — направо приобретается не ранее, чем в 7 лет.
Что можно предпринять для безопасности детей на дорогах? Проводить профилактическую работу по знакомству детей с ПДД, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках, проводя мероприятия в различных формах.
Наша основная задача, как педагогов не только познакомить детей с правилами, но и уметь анализировать ситуацию на дороге, применять свои знания на практике.
Задачи образовательной деятельности:
- Первоочередно показать детям, что они участник дорожных отношений
- Познакомить и закрепить знания детей о дороге, ее частях, о транспорте, о элементарных знаках, о работе светофора.
- Знакомство с названиями ближайших микрорайонов к детскому саду и микрорайонов, где живут дети.
- Знакомство с правилами для велосипедистов и пешиходов.
С развитием техники в нашей стране увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой становится ребенок. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дороге.
Вот почему, с дошкольного возраста необходимо приучать детей, в доступной форме, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте Правилам дорожного движения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на поиск новых форм им методов взаимодействия с детьми и с родителями при подготовке ребенка к безопасному поведению к дорожной среде.
Именно использование проектной деятельности помогает эффективно реализовать главные направления по формированию основ безопасного поведения на дороге.
Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в которой принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители и другие члены семьи. Совместная проектная деятельность позволяет открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
В ходе работы над проектами дети имеют возможность проследить изменения в жизни улиц и дорог, транспорта в разные сезоны и упорядочить свои знания.
В средней группе важно заинтересовать детей, актуализировать и систематизировать их знания о Правилах дорожного движения. Совместная деятельность детей и педагогов над проектом «Правила движения — достойны уважения» решает различные задачи с целью формирования информационной компетентности у детей, включающей умение получать информацию, используя различные источники, делать выводы, задавать вопросы. Вместе с детьми можно войти в проблему («Давайте поможем Автоше»), вжиться в игровую ситуацию, решая задачу: «Чтобы помочь нужно узнать» и решить проблему разными способами (наблюдение, беседа, чтение, рисование, загадки).
Вместе с родителями совершать прогулки к проезжей части дороги, рассматривать фото, иллюстрации на дорожную тематику, познакомиться с дорожными знаками. Совместный просмотр сборника мультфильмов («ПДД для детей») помогает развивать наблюдательность, любознательность, умение составлять небольшие рассказы о дорожных ситуациях.
В совместной деятельности над проектом дошкольники выдвигают гипотезы о способах решения проблемы безопасности, выбирают разные методы для получения ответов на свои предположения (чтобы не было беды, нужно не нарушать правила). Все это проверяется, анализируется и систематизируется детьми, а в конце подводятся итоги.
Вместе с детьми целесообразно проводить тематические беседы («Зачем нужен транспорт?», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Если на дороге нет светофора» и др.), которые развивают поисковую деятельность.
Рассматривая картины и плакаты, дети закрепляют знания о дорожных знаках. Каждая образовательная деятельность проходит интересно и продуктивно, если в гости к детям приходят разные персонажи, которые рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе ищут правильный и верный выход из сложившихся ситуаций.
Теоретические знания подкрепляются в изобразительной деятельности, а затем реализуются в самостоятельной деятельности детей. Играя в алгоритмические игры на макете, дети могут размышлять, рассуждать, помогают друг другу преодолевать трудности.
Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок мог легко ориентироваться в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Работу над проектом можно осуществлять на основе «модели трёх вопросов»: «что мы знаем», «что мы хотим узнать», «что сделать, чтобы узнать».
В творческом союзе совместно с воспитателями, детьми и родителями эффективно проводить интересные мероприятия:
− работа с занимательным материалом: разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, проблемных ситуаций;
− разные виды игр: «Перекрёсток» с использованием макета дороги;
− сюжетно-ролевые игры: «Диспетчер», «Служба спасения», «Инспектор ГИБДД»;
− дидактические игры: «Лучший пешеход», «Автомагистраль», «Механики», «Волшебный жезл»;
− настольно-печатные игры: «Прогулки по городу», «Угадай транспорт», «Кто на чём едет», «Умные автомобили»;
− подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Светофор», «Водители»;
− творческие игры: «Гараж», «Мой город», «Придумай свой дорожный знак», «Транспорт специального назначения»;
− викторины: «Познавательный турнир», «Аукцион знаний»;
− развлечения: «Как вести себя на дороге», «Школа пешеходных наук»;
− тематические спектакли «В гостях у Светофорчика», «Правила дорожные — правила надёжные»;
− участие в акциях совместно с сотрудниками ГИБДД;
− проведение выставок совместных творческих работ на темы «Безопасность на дороге», «Мой любимый транспорт», «Папа, мама, и я соблюдаем Правила дорожного движения».
Таким образом, в ходе проекта у детей накапливается определенный опыт и формируется устойчивый интерес к Правилам дорожного движения, обогащается словарный запас, повышается познавательная активность.
Благодаря проекту обогащается развивающая предметно-пространственная среда игровым и дидактическим материалам, к процессу обеспечения безопасности жизнедеятельности вовлекаются родители, определяются дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
Использование и реализация проектной деятельности в детском саду формирует у родителей представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Родителям полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а вовлечение их в образовательный процесс делает участниками всех проводимых мероприятий проекта.
Реализованные проекты помогают детям связать обучение с жизнью, сформировать навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Проектная деятельность на практике показывает свое преимущество и эффективность. Усилиями участников образовательной деятельности (педагог-дети-родители) успешно решается жизненно важная для всех проблема — своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Литература:
- Авдеева Н. Н. и др. Безопасность [Текст] / Н. Н. Авдеева и др. — СПб.: Детство-пресс, 2007. — 144 с.
- Голицина Н. С. и др. ОБЖ для старших дошкольников. [Текст] / Н.С Голицына и др.// Система работы. — М.: Скрипторий, 2010. — 112 с.
- Хабибулина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. [Текст] / Е. Я. Хабибулина // Конспекты занятий. — СПб.: Детство-пресс, 2010. — 64 с.
- Шарыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. [Текст] / Т. А. Шарыгина — М.: ТЦ «Сфера», 2009. — 80 с.
- Клочанов Н. Н. Дорога, ребёнок, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. [Текст] / Н. Н. Клочанов — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 35 с.
- Грёзина О. Ю., Пятаева С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: методические разработки. [Текст] / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. — Волгоград: Перемена, 1998.- 23 с.
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. [Текст] / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 59 с.
- Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению. [Текст] / Е.Козловская// Дошкольное воспитание. — 2011.- № 10. — С. 46–49.
- Майер А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст] / А. А. Майер // Управление Дошкольным образовательным учреждением. — 2008. — N3. — 89 с.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. [Текст] / Сост. Л. Б. Поддубная — Волгоград: ИТД «Корифей».- 21 с.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. [Текст] / Сост. Поддубная Л. Б. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 69 с.