В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием орнаментального и колористического решения.
Истоки декоративно-прикладного искусства уходят далеко в глубь веков, которые очень тесно связанны обычаями, традициями и жизнью народа. Современные ремесленники, бережно сохраняя традиции в декоративном и прикладном искусстве, творчески развивают и обогащают его. Изделия, выполненные руками мастеров, отличается разнообразием, богатство творческой фантазии и технических приемов. В каждом произведении отражена поэтическая душа узбекского народа, его мудрость, талант и стремление к прекрасному.
Прибывший в нашу солнечную страну турист или гость, возвращаясь из странствий по далеким краям, стремиться оставить память о знакомстве с новой страной и ее жителях. Сувенир, выполненный руками мастера или ремесленника, живо воскресит в памяти соприкосновение с историей и культурой нашей страны. Путешествие по Узбекистану — «Золотому отрезку» древнего Великого шелкового пути, оставляет незабываемые впечатления и добрую память от архитектурных памятников города Бухары, Самарканда, Шахрисабза и Хивы, внесенных ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия».
Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым развитым видом ремесла в Узбекистане. Поливная и неполивная керамика, имела большие особенности, проявляющая в неповторимости форм и орнаментального декора и колорите. Недалеко от Бухары, в городке Гиждуван из рук усто — кулола, керамиста в шестом поколении усто Алишера Назруллаева, создаются разнообразные керамические блюда, вазы, шокосы, и чаши. В его произведениях мы часто встречаем наши национальные ритмические узоры «абр», которые, якобы предохраняет от недоброго глаза.
Высококачественными исполнениями отличаются изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью. Тонкость и богатство узоров присущи посуде бухарских мастеров. Бухарские мастера прошли школу известного народного мастера Салима Хамидова, который стремился вернуть к жизни искусство художественного металла в Бухаре еще в 60-х годах. Сегодня в мастерской «Кандакор» имени Усто Хамидова, работают мастера художественной чеканки, используя традиционную форму изделий, декора и технологий, они ведут поиск новых средств художественного выражения. В оформлении подносов и блюд, часто изображаются исторические памятники древней Бухары. Благодаря нарядности декора и изяществу формы, эти изделия стали прекрасным памятным сувениром для гостей. Неотразимые, высоко — качественные изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью, славятся далеко за пределами нашей страны. Тонкость и богатство узоров присуще посуде бухарских мастеров чеканщиков. Наряду с использованием традиционных форм изделий, декора и технологий мастера чеканщики ведут поиск новых средств художественного выражения.
Любителей национальных женских украшений не оставят без внимания изделия ювелиров Ташкента, Бухары, Самарканда и Ферганы. Изделия отличаются своим разнообразием, выполненные в традиционном, национальном стиле. Среди них, традиционные серьги и нагрудные украшения, кольца и браслеты. Для этих украшений используются излюбленные на Востоке коралловые камни, жемчуг, рубин и бирюза.
Ценители и любители узбекской ручной вышивки, знают, что каждый элемент узора на выполненный на сюзане, женской одежде или на другом изделии, имеет древнее магическое значение и служит оберегом. В Узбекистане почти во всех регионах изготавливались шелковые нити для вышивания. Вышивкой в основном занимались женщины, девочки овладевали секретами вышивки и готовили для себя приданое. В прошлом не было ни одного узбекского дома, где не украшали бы стены вышивкой, среди них такие изделия, как «сузана», «палак», «гулкурпа», «зардевор», «чойшаб», «кирпеч» и другие.
В искусстве вышивки различается исполнительское мастерство каждого региона. Бухарские вышивальщицы в своих изделиях предпочитают шов «босма», «дол», «ироки». К числу традиционных центров вышивания сюзане, чаще всего относятся Ташкент, Бухара, Нурата, Шахрисабз и Самарканд.
Золотошвейное искусство Бухары славиться во всем мире. Мастера вышивают нарядные женские и мужские халаты, тапочки, тюбетейки и кошельки, отделанные рельефной золотой вышивкой, подобны тем, что когда-то носил сам эмир Бухары. Традиционным центром этого вида ремесла, является Бухара. Это ремесло сегодня очень популярно среди молодёжи. Мастера производят продукцию, выполненную в лучших традициях бухарского золотого шитья.
Подлинная жемчужина в ожерелье ремесел узбекского народа — это ткани ручной выделки.
Уже в середине I тысячелетия ткачи Самарканда и Ферганской долины ткали из шелка-сырца, привезенного из Китая, драгоценные ткани. В семьях ткачей выкармливали гусениц тутового шелкопряда, а затем, на домашних станках, ткали разнообразный адрас, полушелковый атлас, шои, полушелковый полосатый или однотонный бекасам.
В Узбекистане очень славятся ручные абровые ткани, вытканные из шелковых нитей. Название полученного таким способ узора «абр» переводится как «перевязанное облако». Икат — это оригинальная техника, представляющая собой особый способ поэтапного окрашивания пучков нити в определенные цвета. Для изготовления рисунка иката, нужна пряжа разной толщины и плотности, икат — это сложнейшая технология ткачества, выполняемая вручную. Само слово «икат» происходит от малайского глагола mengikat и означает «связать и обвить все вокруг». Только опытные и высокопрофессиональные мастера могли создавать оригинальные ткани-икаты, самой технике обучались с раннего детства, причем секреты этого искусного ремесла передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.
В Узбекистане существовали разные школы и направления создания икатов, над которыми трудились годами не только целыми семьями, но и династиями. В XIX веке важнейшие центрально — азиатские города-оазисы, лежавшие на великом Шелковом пути и ныне расположенные на территории современного Узбекистана, были центрами по созданию и изготовлению элегантных и неповторимых узоров. Там не только создавались красочные предметы одежды, но и посредством узоров — плетений воплощались эстетические представления людей того времени о прекрасном.
Мастера резьбы по дереву изготовляют из абрикосового дерева «колиб» — штампы для традиционной ручной набойки тканей. Ташкентский мастер А.Рахимов, используя более десяти колыбов одновременно, создал уникальные орнаментальные композиции дастарханов для сервировки стола и множество тканей для украшения интерьеров. Искусство набойки впервые возникло в Древнем Китае эпохи династии Хань, сначала как метод печати на текстиле, затем на бумаге. Ранние сохранившиеся образцы, которые были напечатаны на ткани, обнаружены в Китае и датируются не позднее 220 года н. э.
Шаг за шагом мы идём к вершинам мастерства и влечём за собой нашу молодёжь, убеждая, что красота, которая нас окружает — дело наших рук, было бы желание, терпение и любовь ко всему прекрасному.
Литература :
- Д. В. Нестерова «Рукоделие: Энциклопедия» М.: АСТ, 2007–158с.
- Б.Курбонов, Э.Эрназаров «Прикладное искусство Узбекистана» Ташкент 2003, ООО “Dizayn Poligraf”; СП “SM-PRINT” -195с.
- Г. А. Хакимова. «Искусство, расписанное каплей» Молодой ученый-2016 г, № 12, стр.988
- Г. А. Хакимова. «Ковроделие — искусство с многовековой историей» Молодой ученый — 2018 г, № 43, стр.296
- Г. А. Хакимова. «Методы ознакомления детей с изобразительным искусством» Молодой ученый, IX Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», часть 1., стр.21
- Г. А. Хакимова. «Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана» Молодой ученый — 2017 г, № 6, стр.403