Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.10.2020

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Г. А. Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана / Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 328-331. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74334/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием орнаментального и колористического решения.

Истоки декоративно-прикладного искусства уходят далеко в глубь веков, которые очень тесно связанны обычаями, традициями и жизнью народа. Современные ремесленники, бережно сохраняя традиции в декоративном и прикладном искусстве, творчески развивают и обогащают его. Изделия, выполненные руками мастеров, отличается разнообразием, богатство творческой фантазии и технических приемов. В каждом произведении отражена поэтическая душа узбекского народа, его мудрость, талант и стремление к прекрасному.

Прибывший в нашу солнечную страну турист или гость, возвращаясь из странствий по далеким краям, стремиться оставить память о знакомстве с новой страной и ее жителях. Сувенир, выполненный руками мастера или ремесленника, живо воскресит в памяти соприкосновение с историей и культурой нашей страны. Путешествие по Узбекистану — «Золотому отрезку» древнего Великого шелкового пути, оставляет незабываемые впечатления и добрую память от архитектурных памятников города Бухары, Самарканда, Шахрисабза и Хивы, внесенных ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия».

Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым развитым видом ремесла в Узбекистане. Поливная и неполивная керамика, имела большие особенности, проявляющая в неповторимости форм и орнаментального декора и колорите. Недалеко от Бухары, в городке Гиждуван из рук усто — кулола, керамиста в шестом поколении усто Алишера Назруллаева, создаются разнообразные керамические блюда, вазы, шокосы, и чаши. В его произведениях мы часто встречаем наши национальные ритмические узоры «абр», которые, якобы предохраняет от недоброго глаза.

Высококачественными исполнениями отличаются изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью. Тонкость и богатство узоров присущи посуде бухарских мастеров. Бухарские мастера прошли школу известного народного мастера Салима Хамидова, который стремился вернуть к жизни искусство художественного металла в Бухаре еще в 60-х годах. Сегодня в мастерской «Кандакор» имени Усто Хамидова, работают мастера художественной чеканки, используя традиционную форму изделий, декора и технологий, они ведут поиск новых средств художественного выражения. В оформлении подносов и блюд, часто изображаются исторические памятники древней Бухары. Благодаря нарядности декора и изяществу формы, эти изделия стали прекрасным памятным сувениром для гостей. Неотразимые, высоко — качественные изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью, славятся далеко за пределами нашей страны. Тонкость и богатство узоров присуще посуде бухарских мастеров чеканщиков. Наряду с использованием традиционных форм изделий, декора и технологий мастера чеканщики ведут поиск новых средств художественного выражения.

Покупка: Национальные украшения - Куплю: Национальные украшения, Ташкент - Опт, поставки, импорт-экспорт Ташкент - 100582

Любителей национальных женских украшений не оставят без внимания изделия ювелиров Ташкента, Бухары, Самарканда и Ферганы. Изделия отличаются своим разнообразием, выполненные в традиционном, национальном стиле. Среди них, традиционные серьги и нагрудные украшения, кольца и браслеты. Для этих украшений используются излюбленные на Востоке коралловые камни, жемчуг, рубин и бирюза.

Ценители и любители узбекской ручной вышивки, знают, что каждый элемент узора на выполненный на сюзане, женской одежде или на другом изделии, имеет древнее магическое значение и служит оберегом. В Узбекистане почти во всех регионах изготавливались шелковые нити для вышивания. Вышивкой в основном занимались женщины, девочки овладевали секретами вышивки и готовили для себя приданое. В прошлом не было ни одного узбекского дома, где не украшали бы стены вышивкой, среди них такие изделия, как «сузана», «палак», «гулкурпа», «зардевор», «чойшаб», «кирпеч» и другие.

В искусстве вышивки различается исполнительское мастерство каждого региона. Бухарские вышивальщицы в своих изделиях предпочитают шов «босма», «дол», «ироки». К числу традиционных центров вышивания сюзане, чаще всего относятся Ташкент, Бухара, Нурата, Шахрисабз и Самарканд.

Золотошвейное искусство Бухары славиться во всем мире. Мастера вышивают нарядные женские и мужские халаты, тапочки, тюбетейки и кошельки, отделанные рельефной золотой вышивкой, подобны тем, что когда-то носил сам эмир Бухары. Традиционным центром этого вида ремесла, является Бухара. Это ремесло сегодня очень популярно среди молодёжи. Мастера производят продукцию, выполненную в лучших традициях бухарского золотого шитья.

Подлинная жемчужина в ожерелье ремесел узбекского народа — это ткани ручной выделки.

8758426b1289ddd8e66c006c65279bc5--ikat-pattern-pattern-texture

Уже в середине I тысячелетия ткачи Самарканда и Ферганской долины ткали из шелка-сырца, привезенного из Китая, драгоценные ткани. В семьях ткачей выкармливали гусениц тутового шелкопряда, а затем, на домашних станках, ткали разнообразный адрас, полушелковый атлас, шои, полушелковый полосатый или однотонный бекасам.

В Узбекистане очень славятся ручные абровые ткани, вытканные из шелковых нитей. Название полученного таким способ узора «абр» переводится как «перевязанное облако». Икат — это оригинальная техника, представляющая собой особый способ поэтапного окрашивания пучков нити в определенные цвета. Для изготовления рисунка иката, нужна пряжа разной толщины и плотности, икат — это сложнейшая технология ткачества, выполняемая вручную. Само слово «икат» происходит от малайского глагола mengikat и означает «связать и обвить все вокруг». Только опытные и высокопрофессиональные мастера могли создавать оригинальные ткани-икаты, самой технике обучались с раннего детства, причем секреты этого искусного ремесла передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.

В Узбекистане существовали разные школы и направления создания икатов, над которыми трудились годами не только целыми семьями, но и династиями. В XIX веке важнейшие центрально — азиатские города-оазисы, лежавшие на великом Шелковом пути и ныне расположенные на территории современного Узбекистана, были центрами по созданию и изготовлению элегантных и неповторимых узоров. Там не только создавались красочные предметы одежды, но и посредством узоров — плетений воплощались эстетические представления людей того времени о прекрасном.

Мастера резьбы по дереву изготовляют из абрикосового дерева «колиб» — штампы для традиционной ручной набойки тканей. Ташкентский мастер А.Рахимов, используя более десяти колыбов одновременно, создал уникальные орнаментальные композиции дастарханов для сервировки стола и множество тканей для украшения интерьеров. Искусство набойки впервые возникло в Древнем Китае эпохи династии Хань, сначала как метод печати на текстиле, затем на бумаге. Ранние сохранившиеся образцы, которые были напечатаны на ткани, обнаружены в Китае и датируются не позднее 220 года н. э.

Многоцветная ручная набойка ткани. | Журнал Ярмарки Мастеров

Шаг за шагом мы идём к вершинам мастерства и влечём за собой нашу молодёжь, убеждая, что красота, которая нас окружает — дело наших рук, было бы желание, терпение и любовь ко всему прекрасному.

Литература :

  1. Д. В. Нестерова «Рукоделие: Энциклопедия» М.: АСТ, 2007–158с.
  2. Б.Курбонов, Э.Эрназаров «Прикладное искусство Узбекистана» Ташкент 2003, ООО “Dizayn Poligraf”; СП “SM-PRINT” -195с.
  3. Г. А. Хакимова. «Искусство, расписанное каплей» Молодой ученый-2016 г, № 12, стр.988
  4. Г. А. Хакимова. «Ковроделие — искусство с многовековой историей» Молодой ученый — 2018 г, № 43, стр.296
  5. Г. А. Хакимова. «Методы ознакомления детей с изобразительным искусством» Молодой ученый, IX Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», часть 1., стр.21
  6. Г. А. Хакимова. «Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана» Молодой ученый — 2017 г, № 6, стр.403
Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Узбекистан, Самарканд, Китай, современный мастер чеканки, Ташкент, традиционная форма изделий, узбекский народ, художественная чеканка, художественное выражение.


Похожие статьи

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения

В данной статье рассматриваются педагогические идеи из жизни и творчества великого узбекского деятеля, выдающегося поэта, мыслителя Алишера Навои. Подчеркивается, что созданные им более шести веков назад произведения имеют очень ценные идеи для воспи...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Роль государственного института искусств и культуры Узбекистана в развитии узбекского национального театра

В данной статье ведётся речь о роли Государственного института искусств и культуры Узбекистана в подготовке высококвалифицированных кадров для национального академического драматического театра Узбекистана. Сопоставительным образом анализируется в эп...

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия и о предметах Государственного музея искусства народов Востока Российской Федерации

В данной статье приводятся сведения по истории прикладного искусства Узбекистана и о предметах ХIХ столетия, хранящихся в Государственном музее искусства народов Востока и связанных с историей Узбекистана, а также речь идет о важности и актуальности ...

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве. Популяризация и со...

Золотошвейное искусство Бухары

В статье приводится история золотошвейного искусства в Средней Азии, особенно в Бухаре, организация золотошвейного ремесла и изготовление золотошвейных изделий. Приведены также применяемые материалы и инструменты, техника производства, композиция, ор...

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

Статья посвящена вопросам зарождения и развития народно-сценического танца в России. Автор обращается к событиям в истории хореографического искусства, которые сыграли важную роль в процессе становления школы народно-сценического танца. В статье такж...

Похожие статьи

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения

В данной статье рассматриваются педагогические идеи из жизни и творчества великого узбекского деятеля, выдающегося поэта, мыслителя Алишера Навои. Подчеркивается, что созданные им более шести веков назад произведения имеют очень ценные идеи для воспи...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Роль государственного института искусств и культуры Узбекистана в развитии узбекского национального театра

В данной статье ведётся речь о роли Государственного института искусств и культуры Узбекистана в подготовке высококвалифицированных кадров для национального академического драматического театра Узбекистана. Сопоставительным образом анализируется в эп...

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия и о предметах Государственного музея искусства народов Востока Российской Федерации

В данной статье приводятся сведения по истории прикладного искусства Узбекистана и о предметах ХIХ столетия, хранящихся в Государственном музее искусства народов Востока и связанных с историей Узбекистана, а также речь идет о важности и актуальности ...

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве. Популяризация и со...

Золотошвейное искусство Бухары

В статье приводится история золотошвейного искусства в Средней Азии, особенно в Бухаре, организация золотошвейного ремесла и изготовление золотошвейных изделий. Приведены также применяемые материалы и инструменты, техника производства, композиция, ор...

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

Статья посвящена вопросам зарождения и развития народно-сценического танца в России. Автор обращается к событиям в истории хореографического искусства, которые сыграли важную роль в процессе становления школы народно-сценического танца. В статье такж...

Задать вопрос