В теоретической и практической педагогике имеется множество трактовок и определений понятий «условие» и «педагогическое условие». В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых, он не может существовать». Кроме того, условия составляют необходимую среду и обстановку, в которых, нравственные явления возникают и существуют и развиваются. Словарь русского языка Ожегова С. И. трактует «условие» как обстоятельство, от которого, что-нибудь зависит. Анализ научно-педагогической литературы позволил утвердить, что в настоящее время единого подхода к понятию «педагогические условия» не существует. Известно, что термин «педагогические условия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты. Изучение многочисленных научно-педагогических исследований и их результатов показывает, что в теории и практике науки педагогике занимают место различные типы педагогических условий:
− дидактические;
− психолого-педагогические;
− организационно-педагогические. Вышеперечисленные типы условий логичным образом расширяют и дополняют понятие термина «педагогические условия», а также делают педагогический процесс более комфортным и продуктивным.
Под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность факторов, которые позволяют решить образовательные задачи.
Психолого-педагогические условия — это условия, которые обеспечивают педагогические меры воздействия педагога на обучающегося, призванные повысить эффективность образовательного процесса.
Дидактические условия — это целенаправленный отбор содержания, методов и организационных форм обучения для достижения образовательных задач.
Каждый из типов педагогических условий характеризуется определенным набором функций: к примеру, главная функция психолого-педагогических условий является организация конкретных педагогических условий и заключается в управлении процессуальным аспектом педагогического процесса. Функцией психолого-педагогических мер, направленных на воспитание, обучение и развитие личности. И функция дидактических условий заключается в отборе содержания, приемов и форм работы для достижения образовательных целей.
Первым педагогическим условием является наличие методических материалов. Это могут быть методические разработки по выполнению определённых видов работ.
Вторым педагогическим условием можно назвать систему тьюторства, то есть если педагога можно назвать посредником между установленным содержанием образования и обучающимися, то тьютор является педагогом, осуществляющим особую форму педагогического сопровождения, а именно проводит дополнительные занятия с учеником или с несколькими учениками ежедневно, еженедельно или ежемесячно с целью передать им знания или навыки по предмету
Еще одним важным педагогическим условием является система консультаций преподавателя с обучающимися.
Четвертым немаловажным педагогическим условием является возможность самостоятельного выбора и формулирования темы проектного исследования. Тема не только должна находиться в рамках объекта изучаемого направления и соответствовать ее задачам, но и быть интересной и понятной автору работы.
Следующим педагогическим условием является вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. В процессе научно-исследовательской деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информацией, реализовывать свои исследовательские способности и умения.
Следует отметить, что в научной литературе педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных форм образования для достижения педагогических целей. Исходя из этого, представляется, что развитию базовой культуры студентов будут способствовать педагогические условия, связанные с:
формированием образовательной среды в профессиональных образовательных организациях согласно требованиям компетентностного подхода как приоритетного, находящегося в гармоничном сочетании с аксиологическим, культурологическим, синергетическим и интегративным подходами;
акцентированным развитием базовой культуры студентов на основе выявления в содержании преподаваемых дисциплин общего проблемного «поля», каковым является человек и его культура (базовая культура), и включения в учебный план курсов по выбору с соответствующей тематикой;
применением интерактивных, гуманитарных технологий, вводящих студентов в ситуацию сотрудничества, взаимодействия, ценностно-смыслового диалога; создающих ситуации — события, актуализирующих личностные переживания, формирующие готовность действовать в ситуациях неопределенности, способствующие осознанию базовой культуры профессионально значимой.
Наряду с интеграцией грамотного подхода и знаний, их интеграция с культурологическим подходом приобретает особое значение. Ученые считают, что избрание культурологической позиции во взглядах на личностное развитие означает возможность:
− анализа его структурных компонентов через призму существующих культурных норм жизни и высших ценностей, открытых культурой;
− формирования человека, способного жить в мировой культуре, принимая его общечеловеческие ценности в сочетании с национальными.
Следует отметить, что культурный подход к развитию базовой культуры студентов профессиональных образовательных организаций — имеет ряд особенностей:
− во-первых, педагогическая деятельность является неотъемлемой частью, явлением культуры, поэтому ее развитие может быть обеспечено только в социально-культурной и исторической рамках;
− во-вторых, педагог — это не только субъект культурного учебного центра, но и переводчик культурных образцов, что возможно только при условии хорошего определения его отношения творческой личности к окружающему миру, что позволяет воспроизводить выученные образцы культуры и создавать новые формы.
Анализ сущности компетентностного подхода показал, что он соотносится с «открытым» обществом. В этой связи возрастает значимость синергетического подхода, поскольку он задает «открытую» образовательную систему, на необходимость построения которой указывают Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. выделяя следующие характерные признаки: нелинейность образования, его незавершенность и открытость, неустойчивость и нестабильность; относительная предсказуемость результатов образования (зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности). Согласно синергетическому подходу образование не дает готовые знания, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека делать свой выбор. При этом, педагог и учащиеся — субъекты педагогического взаимодействия, открыты для постоянного обновления новыми смыслами — знаний, отношений, пониманий.
Как видим, синергетический подход выводит образование не только на смысловой, но и на деятельностный уровень, являющийся ведущей характеристикой компетентностного подхода.
Литература:
- Акимов М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
- Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004. — С. 36.
- Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: 2002
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 [Электронный ресурс] — https://imwerden.de/pdf/frankl_chelovek_v_poiskakh_smysla_1990.pdf
- Брыкалова, О. Г. Педагогические условия развития базовой культуры студентов в педагогическом вузе / О. Г. Брыкалова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-bazovoy-kultury-studentov-v-pedagogicheskom-vuze???history=9&pfid=1&sample=24&ref=0 (дата обращения: 20.10.2020).