В статье рассматриваются особенности психологических защит студентов в конфликтной ситуации. Представлена актуальность исследования формирования системы психологических защит у студентов в период обучения в вузе. Представлены результаты исследования выбора того или иного типа психологических защит студентами в зависимости от способа поведения в конфликтной ситуации. Проведен анализ различий в выборе стратегий поведения в конфликте между студентами с разными защитными механизмами. По итогам исследования сделаны выводы о том, что студенты с разными защитными механизмами выбирают разные способы поведения в конфликте.
Ключевые слова: студенты, конфликт, способы поведения в конфликте, защитные механизмы
The article discusses the features of psychological protection of students in a conflict situation. The article presents the relevance of research on the formation of a system of psychological protection for students during their studies at the University. The results of research on the choice of a particular type of psychological protection by students depending on the way of behavior in a conflict situation are presented. The analysis of differences in the choice of strategies of behavior in the conflict between students with different defense mechanisms is carried out. The study concluded that students with different defense mechanisms choose different ways to behave in conflict.
Keywords: students, conflict, ways of behavior in conflict, defense mechanisms
В студенческой среде возможны возникновения конфликтов и не всегда можно быстро сориентироваться в обстоятельствах и выбрать оптимальное ситуации поведение, которое будет наиболее конструктивным. Все возникающие переживания при этом, если они не соответствуют «Я-концепции» человека, воспринимаются как угрожающие, они не пропускаются в сферу сознания для предотвращения раскола личности. В процессе получения жизненного опыта у человека формируется индивидуальная система защит, которая выполняет роль ограждения сознания от разрушающей информации и стабилизации личности в психическом равновесии [2].
Психологическая защита — это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [3]. Психика делает все возможное, чтобы достичь комфортного состояния, состояния безопасности. Начиная с работ З.Фрейда, психологические защиты остаются до сих пор предметом изучения многих психологических школ [6]. Многие поддерживает точку зрения о том, что психологические защиты могут и негативно повлиять на развитие личности, препятствуя самореализации [1].
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. Период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Все эти условия способствуют формированию у студентов системы психологических защит, которые будут способствовать выбору определенного способа поведения в конфликтной ситуации.
Исходя из чего, мы предположили, что у студентов выбор поведения в конфликте будет зависеть от выбора защитного механизма.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о существовании различий в выборе стратегий поведения в конфликте между студентами с разными защитными механизмами.
В данном направлении нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты психологического факультета дневной формы обучения в количестве 30 человек. Возраст испытуемых — от 19 до 25 лет.
Способы поведения в конфликте исследовались на основании методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томас) [4]. Защитные механизмы изучались с помощью опросника Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI). Тест для диагностики механизмов психологической защиты [5].
Далее перейдем к анализу сопоставления того, как стратегии поведения в конфликте проявляются у студентов с разными защитными механизмами.
В проведенном исследовании было установлено, что студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как соперничество, чаще всего используют такой защитный механизм как проекция (33,3 %). Несколько меньше выражена у данных студентов регрессия (22,2 %) и отрицание (22,2 %). Незначительно представлены такие защитные механизмы как компенсация (11,1 %) и рационализация (11,1 %). Другие защитные механизмы при соперничестве не установлены.
Итак, можно сказать, что при соперничестве студенты чаще всего используют такие защитные механизмы как проекция, регрессия и отрицание. Можно предположить, что приписывая неосознаваемые чувства и мысли окружающим людям, не принятие происходящей ситуации и переход на более ранние этапы развития приводит к такому поведению в конфликте как соперничество.
Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как сотрудничество, чаще всего используют такой защитный механизм как замещение (40,0 %) и компенсация (40,0 %). Несколько меньше у данных студентов выражена компенсация (20,0 %). Другие защитные механизмы при сотрудничестве не установлены.
Итак, при таком поведении в конфликте как сотрудничество у студентов чаще других защитных механизмов проявляются такие, как замещение и компенсация. Вероятно, при сотрудничестве происходит замещение отрицательных эмоций, не приносящих облегчение, на более положительные эмоции, несущие в себе меньшую опасность. То есть, человек не погружается в негативные мысли по поводу сложившейся ситуации, а стремится ее решить, прибегая к сотрудничеству.
Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как компромисс, чаще всего используют такой защитный механизм, как компенсация (50,0 %). Несколько меньше выражена у данных студентов регрессия (16,7 %), замещение (16,7 %) и рационализация (16,7 %). Другие защитные механизмы при компромиссе не установлены.
Итак, выбирая такой способ поведения в конфликте как компромисс, студенты, чаще всего используют такой защитный механизм как компенсация. При компенсации студенты считают, что трудности их только закаляют, что со всем в жизни можно справиться и не стоит унывать, поэтому компромисс выступает для них наиболее подходящим способом поведения в конфликте.
Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как избегание, чаще всего используют такой защитный механизм как вытеснение (50,0 %). Несколько меньше выражено у данных студентов отрицание (33,3 %). Незначительно представлен такой защитный механизм как регрессия (16,7 %). Другие защитные механизмы при избегании не установлены.
Итак, выбирая такой способ поведения в конфликте как избегание студенты, чаще всего используют такие защитные механизмы как вытеснение и отрицание. Вероятно, вытесняя в бессознательное неприятные чувства и мысли, связанные с ситуацией, а также отрицая происходящее, студенты избегают конфликтной ситуации.
Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как приспособление, чаще всего используют такой защитный механизм как рационализация (50,0 %). Несколько меньше выражена у данных студентов регрессия (25,0 %) и замещение (25,0 %). Другие защитные механизмы при приспособлении не установлены. Можно предположить, что переводя негативные мысли по поводу происходящей ситуации в позитивное русло, студенты, таким образом приспосабливаются к конфликтной ситуации и снижают значимость происходящего события.
Итак, проведенное исследование позволяет заключить, что студенты с разными защитными механизмами выбирают разные способы поведения в конфликте. При соперничестве студенты чаще всего используют такие защитные механизмы как проекция, регрессия и отрицание. При сотрудничестве у студентов чаще других защитных механизмов проявляются такие, как замещение и компенсация. Выбирая компромисс студенты, чаще всего используют такой защитный механизм как компенсация. При избегании студенты, чаще всего используют такие защитные механизмы как вытеснение и отрицание. Выбирая такой способ поведения в конфликте как приспособление, студенты чаще всего используют такой защитный механизм как рационализация.
Литература:
- Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. — М.: Академический проект, 1997. — 256 с.
- Гошокова Б. Х. Особенности психологической защиты студентов-психологоВ / Б. Х. Гошокова // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2007. — № 1(32). — С. 184–187.
- Грановская Р. М. Защита личности = Defense of personality: психологические механизмы / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. — СПб.: Свет, 2009. — 347 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 512 с.
- Кружкова О. В. Психологические защиты личности: учебное пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. — Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006. — 153 с.
- Фрейд 3. Психология масс // Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ: Сб. произведений. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 527 с.