В целях правового регулирования предоставления гарантий реализации законных прав и интересов организациями и гражданами законодатель вынужден применять запретительные и ограничительные меры, ущемляющие права одних (должников, нарушителей) в пользу взыскателей, законопослушных физических юридических лиц, и общества, в целом.
Ключевые слова: временное ограничение права, специальное право, запрет деятельности, правовой механизм, юридическое лицо, физическое лицо.
Основная функция ограничений права исходит из целей, установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации и первой статьей Гражданского Кодекса РФ, предусматривающих формирование составляющих для удовлетворения интересов контрсубъектов и общественных интересов в охране и защите. Ограничение прав при охране общественных интересов осуществляется посредством запретов и обязываний и направлены на исключение препятствий в реализации прав и законных интересов других лиц. Ограничение прав при защите общественных отношений осуществляется путем принуждения субъекта права выполнить обязанности, вытекающие из закона либо договора, либо вследствие применения мер юридической ответственности.
Административный запрет, как и административное ограничение, имеет широкое применение, в этой связи он также касается и тех общественных отношений, которые граничат с публично-правовыми отношениями. Эта особенность административного запрета объясняется его конструктивным содержанием. По словам Н. Н. Рыбушкина [9] «...по своей природе правовые запреты представляют собой сложное юридическое образование. Запрет является одним из средств общего правового регулирования и оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения».
К такому механизму прибегают, когда необходимо оградить социум от нежелательного поведения юридического лица. Так, обращаясь к правовому запрету законодатель определяет виды деятельности, на которые следует наложить вето. К административно-правовым запретам и ограничениям достаточно часто прибегают при административно-правовом регулировании государственно-служебных отношений, отношений, связанных с охраной общественного порядка, а также в связи с обеспечением безопасности в какой-либо сфере жизнедеятельности. "...По своему содержанию запреты бывают всеобщими и специальными. Всеобщий запрет подлежит соблюдению при всех условиях. Специальный запрет рассчитан на конкретную ситуацию и подлежит соблюдению в строго определенных условиях» [5].
Ограничить право допустимо наложением временного запрета на реализацию права. Однако, эти запреты не исключают данное субъективное право из содержания правоспособности субъекта. Потенциальная возможность осуществления права остается, но обременена наложением вето на определенный срок и до исполнения соответствующей обязанности перед третьим лицом. В широком смысле ограничения гражданских прав представляет собой способ защиты имущественных прав физических и юридических лиц, применяемый при наличии оснований, предусмотренных законодательством на федеральном уровне.
Суть временного запрета выражается в полном ограничении прав. В первую очередь объектом государственно-властного воздействия выступают имущественные права, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В результате применением временного запрета деятельности затрагиваются конституционные права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ.
Для более полного выяснения сущности категории «ограничения права» представляется целесообразным рассмотреть ее в паре с понятием «запрет». Запрет возлагает обязанность на гражданина или юридическое лицо не совершать действия, могущие причинить вред как индивидууму, так и обществу в целом. А. В. Малько считает, что запреты по своей сущности представляют «такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать возможные противоправные деяния, причиняющие вред как личным, так и общественным интересам» [10].
Квалифицирующие признаки рассматриваемых ограничений рассмотрел Ф. Н. Фаткуллин [7], согласно мнению которого «ограничение близко к запрету, однако оно рассчитано не на полное вытеснение того или иного общественного отношения, а на удержание его в жестко ограничиваемых рамках и т. д»..
Современные ученые придерживаются мнения о том, что специальное право — это предоставляемое локальным правовым актом субъекту административно-правовых отношений право на осуществление определенной законом деятельности [3]. Данное право материализуется в виде документа на бумагоносителе — сертификата, свидетельства или удостоверения. Как юридическая категория, специальное право представляет юридический факт, с которым связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
Специальные права предоставляются гражданам, соблюдающим правила и требования нормативных актов. Наиболее распространенным видом правового дозволения служит право управления транспортными средствами. Данное право предоставляется физическому лицу после прохождения теоретической и практической подготовки, успешной сдачи экзаменов по теории и практике вождения автомобиля.
Ограничить право допустимо наложением временного запрета на реализацию права. Однако, эти запреты не исключают данное субъективное право из содержания правоспособности субъекта. Потенциальная возможность осуществления права остается, но обременена наложением вето на определенный срок и до исполнения соответствующей обязанности перед третьим лицом. В широком смысле ограничения гражданских прав представляет собой способ защиты имущественных прав физических и юридических лиц, применяемый при наличии оснований, предусмотренных законодательством на федеральном уровне.
Ограничение права гражданина в качестве административного наказания регулируется положениями статей 67(ограничение выезда) и 67.1(ограничение в праве управления транспортными средствами) Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Ограничению подвергаются неплательщики алиментов,
Сущность временного запрета выражается в полном ограничении прав. В первую очередь объектом государственно-властного воздействия выступают имущественные права, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В результате применением временного запрета деятельности затрагиваются конституционные права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
Рассмотрим правовой механизм запрета. В соответствии с ч.1 ст. 32.12 Закона об исполнительном производстве пристав исполнитель обязан немедленно привести в исполнение постановление суда, компетентного органа, должностного лица.
Согласно ч.2 той же статьи при административном приостановлении деятельности приставом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении мероприятий. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно [11].
При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Так, например, противозаконным является приостановление деятельности больницы в труднодоступном районе в отсутствие поблизости других стационаров, что создает угрозу для здоровья и жизни местного населения.
Подводя итог настоящему исследованию, следует отметить, что запрет деятельности применяется по отношению к юридическим лицам, ограничению же специального права подвергаются только физические лица. Именно они могут быть ограничены в управлении транспортными средствами, трактором, самоходной машиной, судном; в эксплуатации высокочастотных устройств. Нарушитель административного права может быть лишен на время охотничьего билета, а также может быть ограничена его правоспособность на приобретение, ношение оружия и патронов к нему.
Литература:
- Уголовный Кодекс Российской Федерации/ «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954;
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об исполнительном производстве»/Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849/;
- Баев К. В. Лишение специального права как вид административного наказания/ /Вестник МФЮА. — 2014. — № 2. — С.159–164
- Габов А. В. Баланс конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства (на примере правовых позиций Конституционного Суда) (под общ. ред. С. Д. Могилевского, М. А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М. М. Сперанского).//«Юстицинформ», 2015 г.
- Иоффе О. С. «Избранные труды. Том IV», ЛитРес, 2009–910 с.
- Кравчук Н. В. Международно-правовой аспект права ребенка на получение содержания от родителей //«Законы России: опыт, анализ, практика», N 1, январь 2015 г.
- Фаткуллин Ф. Н., Фаткуллин Ф. Ф. Проблемы теории государства и права //Учебное пособие — Казань: КЮИ МВД России,2003. — 351 с. 2003
- Решение Половинского районного суда Курганской области № 2–209/2014 2–209/2014~М-187/2014 М-187/2014 от 25 августа 2014 г. https://sudact.ru/regular/doc/oGsdgvcunuH/
- Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве/ Издательство Казанского университета, 1990. — 113 с.
- Правоведение. Элементарный курс: учебное пособие / А. В. Малько, В. А. Затонский. — М.: КНОРУС, 2016. — 246 с.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03. 2005 г. N 5 (в ред. от 19.12. 2013 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2005 г., N 6