Описание
На современном этапе в системе образования большое внимание уделяется профессиональной ориентации подрастающего поколения. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Профориентация дошкольников создана для облегчения процесса выбора будущей профессии и возможности эффективного саморазвития. [1]
Формирование профессиональных компетенций начинается со ступени дошкольного образования и нашли отражение в социально-коммуникативной области развития. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО указаны ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
− ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
− ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. [9]
На ступени дошкольного образования происходит первое знакомство детей с профессиями, которое расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей и формирует у детей элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Знакомство дошкольников с профессиями формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий. В дошкольном возрасте у детей формируются мотивы для освоения той или иной профессии. Это в дальнейшем способствует тому, что и ребенок, и его родители способны осознанно выбрать приоритетное направление для обучения ребенка в школе: естественное или научное, гуманитарное или математическое и т. д.
Нами была подготовлена проективная методика «Выбор будущей профессии», направленная на выявление профессиональных предпочтений детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). За основу была взята методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии». Наша методика профориентации дошкольников основана на классификации профессиональных интересов детей и позволяет установить, в какой области ребенку старшего дошкольного возраста (6–7 лет) лучше всего выбрать в будущем специальность, по которой он будет проходить обучение в школе и после окончания школы. Нами были выбраны типы профессий, определенные предметами труда, которыми владеет человек. Выбор профессий обусловлен учетом психофизиологических особенностей детей 6–7 лет, целевых ориентиров программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. в разделе «образовательная деятельность с детьми 6–7 лет»: «…расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда…». [7] Все профессии разделены на пять типов (выделены Климовым Е. А.), которые отражают индивидуальные способности личности: [2]
1) Человек — природа: фермер, пчеловод, ветеринар, садовод, агроном.
2) Человек — человек: учитель, парикмахер, медсестра, продавец, полицейский.
3) Человек — техника: водитель, плотник, механик, повар, пекарь.
4) Человек — художественный образ: фотограф, актриса, художник, музыкант, швея
5) Человек — знаковая система: бухгалтер, программист, штурман, кассир, радист.
Методика «Выбор будущей профессии» проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребенком.
Подготовка: карты № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 (приложение № 1), бланк регистрации ответов ребенка (приложение № 2).
Проведение диагностики.
Психолог (экспериментатор) : «Сейчас я тебе покажу картинки с профессиями людей, а ты назови профессии и скажи, какая тебе больше понравилась». Далее педагог показывает ребенку карту № 1, на которой изображены разные профессии. Ребенок перечисляет увиденные на карте № 1 профессии.
Педагог: «Какая тебе профессия понравилась больше всех?». Экспериментатор вносит ответ ребенка в бланк регистрации (приложение № 2).
Таким же образом обследование продолжается с применением других карт. Когда ребенку будут показаны все пять карт и все ответы будут занесены в бланк регистрации, педагог может начать интерпретировать результаты.
Интерпретация результатов.
Для того чтобы правильно подвести итог, нужно следовать по следующим принципам:
- К имеющим гуманитарную склонность относятся дети, выбравшие такие типы профессий, как: человек-природа, человек-человек, человек-художественный образ.
- К имеющим математическую склонность относится дети, выбравшие такие типы профессий, как: человек-техника, человек-знаковая система.
Наибольшая склонность к той или иной профессии определяется подсчетом количества типов профессий по пяти предъявленным картам. В каком типе профессий окажется наибольшее количество ответов/отметок о предпочтении, к такому типу профессии следует отнести склонность дошкольника на данный момент. Если ребенок из пяти карт с профессиями выбирает 3 таких, которые относятся людям к гуманитарной склонности, значит, сам ребенок имеет склонность к гуманитарным профессиям, и наоборот.
Если ребенок выбрал картинки таким образом, что не образуются совпадения по количеству типов профессий, тогда речь идет о классическом обучении, в котором сочетаются гуманитарные и математические наклонности ребенка.
Следует отметить, что данная тестовая методика может помочь родителям выявить склонность у ребенка к определенной профессии и помочь так организовать учебный процесс в школе, чтобы максимально раскрыть его выявленные таланты, сделать уверенным, успешным, счастливым человеком. Именно таким образом родитель будет знать, какую школу для ребенка выбрать, чтобы интересно и радостно было учиться, и к приобретению какой профессии следует стремиться. Однако данная диагностика не гарантирует, что ребенок будет придерживаться определенной профессии. В дальнейшем, при школьном обучении ребенку потребуются дополнительные диагностики, потому что выбор профессии у ребенка может поменяться, однако склонность может остаться прежней. [3,4,8]
Приложение № 1
Карта № 1
Бухгалтер |
Фотограф
|
Фермер
|
Водитель
|
Учитель
|
Карта № 2
Программист
|
Актриса
|
Парикмахер
|
Пчеловод
|
Плотник
|
Карта № 3
Штурман
|
Художник
|
Медсестра
|
Садовод
|
Повар
|
Карта № 4
Ветеринар
|
Пекарь
|
Кассир
|
Музыкант
|
Полицейский
|
Карта № 5
Продавец
|
Механик
|
Агроном
|
Радист
|
Швея
|
Приложение № 2
Бланк регистрации ответов
Вопросы:
Какие профессии изображены на картинках?
Какая из этих профессий тебе нравится больше всех?
ФИ ребенка |
Возраст |
Человек-природа |
Человек-человек |
Человек-техника |
Человек -художественный образ |
Человек-знаковая система |
Итог |
Литература:
- Е. А. Климов. Введение в психологию труда. [электронный ресурс] https://www.koob.ru/klimov_e_a/introduction_psy_work
- Е. А. Климов. «Определение типа будущей профессии». [электронный ресурс] http://transport.68edu.ru/wp-content/uploads/2015/03/Профориентация.pdf
- [электронный ресурс] https://cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/Proforientacija_v_DOO.pdf
- [электронный ресурс] https://sch1413sv.mskobr.ru/files/proforientaciya.pdf
- [электронный ресурс] https://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-yurevna-potehina/-aktualnost-i-neobhodimost-ranei-proforientaci-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. [электронный ресурс] https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf
- [электронный ресурс] https://prouchebu.com/rannyaya-proforiyentatsiya-za-i-protiv/
- [электронный ресурс] https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/