В статье раскрыты особенности функционирования студенческого научного хирургического кружка. Определены основные направления: сотрудничество студентов, врачей-интернов, руководителя и коллектива клиники. Основная роль кружковой работы — помощь в выборе и подготовке студентов-медиков, с акцентом на научно-исследовательскую работу, навыки экстренной медицины.
Ключевые слова: хирургический кружок, медицинский колледж, медицинские навыки.
В условиях реформирования здравоохранения Российской Федерации усилия медиков, руководителей всех уровней направлены на улучшение качества оказания медицинской помощи и повышение ее доступности. Формирование творческого, компетентного специалиста с креативным мышлением, основанный на совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной деятельности, является одной из задач медицинских учреждений. Современный уровень развития медицинской науки и практики диктует повышенные требования к врачам-выпускникам по степени усвоения практических навыков и манипуляций, способности быстро ориентироваться в сложных клинических ситуациях. Именно оптимальная программа обучения должна помочь студенту [1, 3]. Поскольку традиционное обучение не всегда соответствует современным требованиям, существует объективная необходимость использования дополнительных методов. Значительная роль в отработке клинических и научно-исследовательских навыков принадлежит студенческому научному кружку, который способствует повышению качества образования и профессиональном становлению студентов, накоплению опыта, творческому росту, максимальному использованию потенциала [5].
Привлечение студентов к научно-исследовательской работе в студенческом научном кружке (СНК) является одним из факторов интенсификации и интеграционного обучения, поскольку способствует формированию у них творческих способностей, получению новой информации, мотивирует постоянно обновлять знания [3, 5, 6]. Научно-исследовательская работа студентов-кружковцев заключается в поисковой деятельности, выражается прежде всего в самостоятельном творческом исследовании. Такая деятельность направлена на объяснение явлений и процессов, установления их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление закономерностей с помощью научных методов познания. Вследствие поисковой деятельности субъективный характер «открытий» студентов может приобретать определенной объективной значимости и новизны. Задача научно-исследовательской работы студентов заключается в развитии умений поисковой, исследовательской деятельности, творческого решения научных задач, а также в формировании умений применения методов научных исследований на практике. Благодаря участию в научной работе студент развивает навыки работы с различными информационными источниками [3, 5, 6].
Основная часть . На базе ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж им. Г. А. Илизарова» с 2016 года организован студенческий научный хирургический кружок (СНК «Эскулап») под руководством кандидата медицинских наук Р. Э. Магомедбекова. Сейчас он насчитывает 15 студентов 3–4 курсов, которые учатся во внеаудиторное время.
Организацию работы в СНК проводят с учетом, дифференцированного подхода к студентам-кружковцам с мотивацией ответственности и психологической культуры будущих специалистов [1].
Инновационная методика в преподавании в настоящее время направлены преимущественно на интенсификацию дистанционного этапа обучения, как преобладающей в самоподготовки [2] в процессе обучения, что отдаляет образовательный процесс от классических принципов отечественной системы подготовки специалистов медицинского звена [3]. Основная цель деятельности кружка — повышение качества усвоения студентами практических хирургических навыков, умение поиска научной информации, ее обоснования и реализации в подготовке научных статей, а также публикация научных исследований, участие в конференциях, получения возможности более тесного общения с больными, правильное оценивание результатов исследования, дифференциальной диагностики заболеваний и самое главное — четкое определение выбора профессии хирургического профиля. Нашей задачей в этом процессе не только принимать непосредственное участие, в роли наставников, что является очень важным аспектом, но и создавать благоприятную среду в коллективе для правильного восприятия и участия в учебно-воспитательной работе студентов-кружковцев.
Работу СНК осуществляют по следующим основным формам: — реферирование и аннотирование отечественной и зарубежной литературы, непосредственно осуществление исследовательской работы (анализ историй болезни хирургических больных) — участие в конкурсах научных студенческих работ, представление материалов исследований в виде докладов, тезисов, статей — участие в научных конференциях — практическая деятельность (участие в операциях, перевязках, кураторство больных, ночные дежурства в хирургическом отделении).
Одной из важных особенностей в колледже является тесное сотрудничество с клиникой, которая предусматривает обучение студентов элементам экстренной медицинской помощи, технологически правильное усвоение приемов сердечно-легочной реанимации с использованием манекенов-тренажеров и возможность контроля выполненных элементов [6, 7].
Также в СНК отрабатывают основные навыки тактической медицины:
- Алгоритм оказания помощи раненым по системам: С-А-В-С (Critical bleeding, Airways, Breathing, Circulation), MARCH (Massive Hemorrhage, Airways, Respiration, Circulation, Hypothermia).
- Остановка кровотечения: — турникет при применении в тактических условиях (The Combat Application Tourniquet® (CAT)) — индивидуальный перевязочный пакет (Combat Gauze), также называется гемостатическим бандажом. Он останавливает кровотечение с помощью давления и химиката. Он входит в состав улучшенного комплекта для оказания первой помощи (IFAK — Individual First Aid Kit) — индивидуальный компрессионный бандаж с аппликатором — техника тампонирование раны.
- Открытие дыхательных путей применения назо- и орофарингеальной трубок.
- Помощь при пневмотораксе с применением: — игольной декомпрессии — торакоцентеза с использованием одномоментного дренажа — герметичной окклюзионной наклейки HALO.
- Помощь при ожогах и переломах.
- Противошоковые мероприятия и т. д.
Широко практикуется проведение углубленных коротких презентаций, которые бы раскрывали актуальные проблемы, вынесенные на обсуждение. Наиболее удачные работы решением заседания кружка рекомендуются к презентации на конференциях студентов и молодых ученых. В последнее время наблюдается тенденция к активации издательской деятельности студентов как самостоятельной работы, так и в соавторстве с сотрудниками колледжа и клиники: за два года студентами-кружковцами опубликовано 6 статей в профессиональных отечественных изданиях.
Наш кружок предназначен для активных и деятельных студентов, готовых узнать и увидеть столь же много, сколько и сделать своими руками. Безусловно, для адекватной и максимально эффективной работы кружка помимо стремления в хирургию необходимы очень хорошие знания анатомии и клинической хирургии. На наш взгляд, необходимо привлекать студентов к научно-исследовательской работе с младших курсов, что поможет им выбрать научное направление дальнейшей исследовательской работы. В то же время, несомненно, важным является постепенный переход от наиболее простых форм научно-исследовательской работы в самых сложных. Этот процесс позволяет студенту гармонично развиваться и совершенствовать свои умения и навыки во время обучения.
Если вы уверены в своих знаниях и желаете получить новые, наш кружок ждет вас, и надеемся, окажется полезным вам в получении самого ценного для любого врача — опыта, знаний и практических умений.
Выводы
- Участие студентов в работе СНК и выполнение ими научно-исследовательской работы, изложение результатов в докладах на научных конференциях способствует как расширению общего мировоззрения, так и углублению теоретической подготовки профессионала.
- Привлечение кружковцев к применению клинико-мануальных, лабораторно-инструментальных методов обследования тематических больных с проведением статистически обработанного анализа полученных результатов, не только оптимизирует процесс обучения, но и добавляет творческий компонент и мотивацию к обучению и проведения исследовательской работы.
- Многообразие форм работы СНГ и возможность сотрудничества с другими учебными медицинскими учреждениями позволяют поддерживать интерес студентов к работе в кружке.
Литература:
- Иващенко В. В. «Подводные камни» кредитно-модульной системы в преподавании общей хирургии / В. В. Иващенко, А. В. Иващенко // Университетская клиника. — 2011. — Т.7, № 2. — С.128–130.
- Шапкин Ю. Г. Инновационные методики в преподавании общей хирургии в медицинском вузе / Ю. Г. Шапкин, С. В. Капралов, Р. Х. Хильгияев [и др.] // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — т. 7, № 4. — С. 992–993.
- Из опыта внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в Ивановском национальном медицинском университете / Н. М. Рожко, Г. М. Ерстенюк, В. В. Капечук, М. А. Иванцив // Медицинское образование. — 2012. — № 2. — С. 69–71.
- Кузьминский А. И. Педагогика высшей школы: учебное пособие / А. И. Кузьминский. — К.: знание, 2005. — 486 c.
- Иващенко В. В. Болонский процесс и пироговская система преподавания хирургии. Существуют ли противоречия? / В. В. Иващенко, А. В. Иващенко // Материалы научного форума «IV международные вопросы», посвященного 200-летию со дня рождения. И. Пирогова. Пироговские лекции. — Винница, 2010. — С. 42–44.
- Значение научно-исследовательской работы студентов для подготовки высококвалифицированных врачей / А. В. Хмель, Л. Ф. Каськова, А. А. Карпенко [и др.] // Современные технологии управления учебным процессом в высших медицинских учебных заведениях: учеб-научная конф. из междунар. 2014. — Полтава, 2014. — С. 230–231.
- Applying educational gaming to public health workforce emergency preparedness / D. J. Barnett, G. S. Jr Everly, C. L. Parker, J. M. Links // Am J Prev Med. — 2012. — Vol. 28. — P. 390–395. DOI: 10.1016/j.amepre.2005.01.001.
- Healthcare worker competencies for disaster training / E. B. Hsu, T. L. Thomas, E. B. Bass, [et al.] // BMC Med Educ. — 2010. — Vol. 6. — P. 1–9. DOI: 10.1186/1472–6920–6-19.