Европейский суд по правам человека является основным межгосударственным органом, обеспечивающим защиту человеческих прав. Данная международная институция несет не только судебную функцию и выполняет задачи восстановления справедливости в сфере соблюдения базовых человеческих прав, но и накладывает обязательства на страны Совета Европы по исполнению вынесенных приговоров.
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, права и свободы человека, защита прав и свобод человека, нарушение прав и свобод человека.
The European court of human rights is the main inter-state body that ensures the protection of human rights. This international institution has not only a judicial function and performs the tasks of restoring justice in the field of basic human rights, but also imposes obligations on the countries of the Council of Europe to implement the sentences imposed.
Keywords: the European court will reveal on the rights of the newspaper man, the city rights and freedoms rude person, the protection of group rights and give freedoms, the violation of human rights.
Человеческие права — это одна из основных правовых институций, которая позволяет определить границы прав и свобод человека, возможность вмешательства государства в его личную жизнь, оказания определенного на него воздействия, а также они определяют специфику системы правового регулирования и защиты соблюдения базовых прав каждого человека. Одной из основных задач международной и любой государственной правовой системы является формирование нужных условий, обеспечивающих соблюдение прав человека. Относительно недавно, еще в начале прошлого столетия, права и свободы человека были урегулированы только на уровне национального законодательства. Сейчас же человеческие права регулируются уже на уровне международного законодательства.
В число человеческих прав и свобод, которые защищаются европейским судом по правам человека, входит: право человека на существование (жизнь); полный запрет любых пыток; обеспечение гарантий права человека на свободу и неприкосновенность; гарантия права человека на участие в справедливом суде; данная право на свободное выражение мысли и свободное вероисповедание; полный запрет любых дискриминаций, а также целый ряд прочих прав и свобод, более подробно описанных в международной Конвенции о правах и свободах человека [1].
У Европейского суда по правам человека есть ряд следующих прав и возможностей:
Данная инстанция может принимать и заниматься рассмотрением как индивидуальных, так и международных жалоб в отношении отдельных государств, являющихся членами Совета Европы или же в отношении целого Европейского Союза;
Выносить вердикты о признании разных фактов нарушений прав человека в отношении лица, выступающего в качестве заявителя;
Присуждать заявителю, выигравшему суд, материальную компенсацию;
Выносить разъяснения отдельных пунктов международной конвенции прав и свобод человека;
Определять факт того, что в отдельном государстве наблюдается систематическое нарушение определенных прав и свобод человека, а также указывать ему на необходимость исправления подобной ситуации;
Осуществлять работу по рассмотрению запросов, поданных комитетом министров Европейского Совета, относительно соблюдения государствами ответчиками их обязательств по исполнению, вынесенных Европейским судом по правам человека решений;
Предоставлять разъяснения комитету министров Европейского Совета ранее вынесенных судебных решений;
Формулировать заключения консультативного характера в отношении разъяснения отдельных положений действующей Конвенции по защите прав человека вне рамок судебных разбирательств.
После рассмотрения полученных от заявителей жалоб, данная организация выносит официальное постановление. При этом, согласно действующей Конвенции по правам человека, вынесенные постановления в обязательном порядке должны:
Мотивироваться, что означает наличие юридического обоснования принятого судом конкретного решения;
Быть принятыми большинством голосов членов суда, при этом судьи, которые по тем или иным причинам не согласны с решением большинства, могут изложить свое личное мнение в отдельном документе.
У вынесенных ЕСПЧ постановлений есть ряд следующих особенностей:
– Открытость;
– Официальная публикация;
– Возможность ознакомления с судебным решением любым заинтересованным лицом выявит
– Завершенность;
– Прецедентность.
Данная организация может принимать иски не только от одного физического лица, но и от группы лиц, а также от различных других организаций, независимо от их сферы деятельности. При этом, иски принимаются только в отношении противоправных действий государства или же государственных органов власти. В полномочия Европейского суда по правам человека не входят иски, касающиеся действий отдельных лиц, негосударственных организаций.
К рассмотрению данным судом принимаются только те иски, которые соответствуют следующим требованиям:
Иск должен быть подан от физического лица, группы лиц, неправительственных организаций, считающих, что государство в лице отдельных государственных органов, нарушили в их отношении права человека, прописанные в международной конвенции прав человека;
К рассмотрению принимаются лишь те иски, которые подаются заявителями против государств, ратифицировавших Конвенцию о правах и свободах человека;
К рассмотрению могут быть приняты только те иски, что касаются нарушения прав человека, прописанных в Конвенции;
Подобные исковые заявления должны быть поданы для рассмотрения Европейским судом по правам человека не позднее чем через шесть месяцев с момента вынесения итогового судебного решения органами фемиды государства лица, выступающего в качестве заявителя. При этом дата, с момента которой начинается такой отсчет, будет считаться день, когда лицо, являющееся в рамках искового заявления заявителем, узнало о вынесенном в его государстве неправомерном итоговом судебном решении;
К рассмотрению в ЕСПЧ могут быть приняты только те исковые заявления, которые успели пройти все судебные и правоохранительные инстанции внутри страны заявителя и при этом сам заявитель не смог таким способом отстоять собственные права.
Отдельно нужно отметить, что в данной международной судебной инстанции к рассмотрению не принимаются исковые заявления, которые: подаются от анонимного лица; не имеющие какого-либо обоснования; являются, по сути, злоупотреблением лицом правами подачи исковых заявлений. При этом, нельзя не отметить, что исковым заявлениям крайне редко может быть присвоена последняя категория. Как правило, к таким исковым заявлениям относятся те жалобы, в тексте которых есть оскорбительные формулировки и агрессивная подача информации [2, с. 232].
Поданные в эту международную европейскую судебную инстанцию жалобы рассматриваются по специфической схеме. Полученная судебной инстанцией исковая жалоба может рассматриваться: одним судьей; судебным комитетом из троих судей; судебной палатой из семи судей; большой судебной палатой.
Согласно действующему порядку рассмотрения исков, изначально все иски попадают в центральное судебное почтовое отделение. На следующем этапе иск поступает в юридический департамент, где уже компетентный специалист изучит иск, присвоит ему определенную категорию или же примет решение о том, что иск не входит в компетенцию ЕСПЧ.
После этого иск будет направлен на рассмотрение в суд.
Принятие конкретного решения по иску осуществляется судебным комитетом или палатой судей с вынесением последующего постановления. В постановлении уже указывается, был ли установлен судом факт нарушения Конвенции прав и свобод человека или же нет. Один же судья не может выносить судебного решения. Единолично у него есть только полномочия по рассмотрению иска и признания его недействительным.
На следующем этапе вынесенное постановление будет направлено сторонам иска и в министерский комитет Европейского Совета.
Обязанности по контролю над исполнением вынесенного ЕСПЧ решения возлагаются на министерский комитет Европейского Совета. Кроме того, данная организация будет обязана следить за соблюдением сроков и размеров выплат материальных компенсаций пострадавшей стороне со стороны государства [3, с. 156]. Также государство должно будет предпринять определенные меры, по устранению существующих расхождений в национальном законодательстве с нормами, прописанными в международной Конвенции по правам и свободам человека.
Стоит отметить, что за многолетнюю историю существования Европейского суда по правам человека пока еще не было государств, которые входят в состав Совета Европы, которые бы отказались от исполнения вынесенного ЕСПЧ итогового судебного решения [4, с. 166]. Важно понимать, что факт неисполнения государством таких судебных решений, может стать веским основанием для приостановления членства страны в Европейском Совете. Поэтому, все страны, для исключения вероятность возникновения серьезных политических последствий, строго придерживаются политики исполнения решений ЕСПЧ.
Литература:
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950: офиц. текст по состоянию на 13.05.2004 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18.05.1998. — № 20. — Ст. 2143.
- Афанасьев Д. В. Подача жалобы в Европейский суд по правам человека: учебное пособие / Д. В. Афанасьев. — М.: Статут. — 2012. — 604 с.
- Регламент Комитета министров Совета Европы «О порядке контроля за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека и условий мировых соглашений» от 10.05.2006 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. — 2007. — № 2. — С. 150–156.
- Сильченко И. О. Исполнение решений Европейского Суда / И. О. Сильченко. // Вестник Омского дважды университета. Серия «Право». — 2014. — № 3. — С. 163–166.