По-прежнему существуют несоответствия в положениях некоторых федеральных законов (федеральный закон о минимальной заработной плате, закона об исполнительном производстве и т. д.) с КоАП. Кроме того, существующие пробелы в административном законодательстве серьезно затрудняют работу правоприменительных органов. В статье рассмотрена суть административного наказания в виде административного штрафа. Также нами выявлены некоторые проблемы назначения и исполнения административного штрафа.
Ключевые слова: административное наказание, административный штраф, исполнение постановлений о наложении административных штрафов, административное правонарушение, административная ответственность.
There are still inconsistencies in the provisions of some Federal laws (the Federal law on the minimum wage, the law on enforcement proceedings, etc.) with the administrative Code. In addition, existing gaps in administrative legislation seriously hamper the work of law enforcement agencies. The article deals with the essence of administrative punishment in the form of an administrative fine. We also identified some problems with the appointment and execution of an administrative fine.
Keywords: administrative punishment, administrative fine, execution of decisions on the imposition of administrative fines, administrative offense, administrative responsibility.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения административных штрафов в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП), административный штраф является одним из наиболее распространенных видов административного наказания, поскольку является мерой административной ответственности, предусмотренной за большинство административных правонарушений.
Проблема применения административных штрафов становится особенно актуальной в современных условиях, так как в связи с ухудшением криминогенной ситуации в обществе расширяется сфера применения не только уголовного, но и административного законодательства, что связано с числом административных правонарушений.
Примечательно, что в то же время в правоприменительной деятельности не уменьшилось количество неисполненных решений о наложении административных штрафов, а также количество нарушений, совершенных должностными лицами при их исполнении.
Органы внутренних дел являются одним из основных исполнителей законодательства об административной ответственности (они считают, что около половины административных правонарушений и более 40 % штрафов взыскиваются по их решению), и этот вопрос становится особенно актуальным, поскольку многие его аспекты имеют важное теоретическое и практическое значение и не были должным образом рассмотрены.
Рассмотрим некоторые проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности, в сфере понимания и исполнения наказания в виде административного штрафа.
Второй в списке видов административных наказаний является административный штраф.
Многие юридические институты изучают эту область права и рассматривают штраф как меру принуждения. В целях дифференциации такого наказания от уголовных наказаний и других видов наказаний КоАП называет его «административным».
Такие имущественные санкции, как штраф, то есть взыскание определенной суммы денег, чаще всего применяются в борьбе с административными правонарушениями. Без всякого преувеличения административную ответственность можно назвать «карательной», так как почти 90 % лиц, совершивших такие действия, подлежат штрафу [4, с.62].
Сегодня существует мнение, согласно которого административное право должно включать возможность замены административного штрафа на обязательные работы. В частности, в литературе указывается, что обязательные работы могут быть заменены административными штрафами только с согласия лиц, привлеченных к административной ответственности. В таком случае, учитывая низкий уровень материальных доходов многих граждан, будет достаточно желающих заниматься общественной работой, а не платить штрафы [4, с.63].
Вполне возможно, что такое решение имеет право на существование, но с другой стороны, утверждение о том, что материальное положение человека не позволяет уплатить административный штраф, может быть оспорено. Владельцы автомобилей, нарушающие правила дорожного движения, имеют деньги, чтобы купить автомобиль, бензин, запасные части для автомобилей, чтобы безопасно пройти технический осмотр. Лишь в этом случае водителю выдается разрешение на эксплуатацию транспортного средства.
Можно сделать вывод, что у правонарушителя также есть деньги на уплату административного штрафа. Также понятно, почему законодатель признал ситуацию опасной после истечения установленного срока уплаты штрафа, но не ясно, каким образом противоправность теряет это качество через 2 года, хотя этот период довольно важен с точки зрения возможности уплаты административного штрафа и чаще всего подчеркивает «злонамеренность» проступков.
При этом противоправность никак не теряет своей силы. Однако другая ситуация, если в течение этих двух лет по вине компетентных органов не было принято решение своевременно или не были предоставлены необходимые платежные реквизиты, то вопрос должен быть решен на уровне организации работы этих органов. Тогда необходимо улучшить свою работу, изменив сроки или попросив самих должностных лиц нести ответственность за недобросовестное выполнение своих обязанностей.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления в силу постановления [2]. Если этого не произойдет, будет совершено административное правонарушение.
Эффективным методом предупреждения правонарушений являются административная превенция и профилактика нарушений. В настоящее время введено повторное привлечение к административной ответственности лиц, не уплативших штраф. Создание судебного прецедента и публичное осуждение делают этот метод наиболее эффективным в предупреждении преступлений.
Административный штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в силу или со дня истечения срока продления или рассрочки, предусмотренного статьей 31.5 КоАП РФ [2].
При отсутствии документов, подтверждающих уплату административного штрафа, по истечении 60 дней со дня, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшее решение, направляет соответствующие материалы судебному приставу для взыскания административного штрафа в порядке, установленном Федеральным законом [2].
Кроме того, судья, орган или должностное лицо, вынесшее решение, принимает решение о привлечении лица к административной ответственности за неуплату административного штрафа.
В соответствии с системным толкованием вышеназванных правил лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано добровольно уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу решения о наложении административного штрафа, а также по истечении этого срока в случае неуплаты штрафа.
Следует учитывать, что неуплата административного штрафа не является продолжающимся правонарушением, а с момента наступления указанного срока, т. е. с 61-го дня, начинает течь срок давности по административной ответственности за нарушение определенного правового акта, не выполнившего определенного обязательства.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, рассматривается с момента составления протокола об административном правонарушении.
После внесения изменений в ч. 3 статьи 28.3 КоАП РФ, ч.1 статьи 20.25 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении вправе составлять должностные лица федеральных органов внутренних дел и их органов, структурных подразделений и территориальных органов, а также должностных лиц других государственных органов, допущенных к участию в делах об административном правонарушении [1, с.57].
В случае неуплаты штрафа лицо может составить протокол об административном правонарушении, если оно надлежащим образом ознакомилось с временем и местом его составления, и ему были разъяснены права и обязанности.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ относится к компетенции судей. Поскольку правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, может привести к административному аресту, протокол об административном правонарушении представляется судье сразу после его составления.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП дело об административном правонарушении, в случае предъявления документов, подтверждающих уплату штрафа, может быть возбуждено по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения о наложении штрафа либо по истечении срока отсрочки, либо рассрочки, предусмотренной. 31.5 КоАП [2].
В случае обнаружения должностным лицом факта неуплаты административного штрафа, немедленно составляется протокол о совершенном преступлении и направляется судье.
Нарушение, приведшее к неуплате административного штрафа в установленный законом срок, является бездействием, местом совершения которого будет место жительства лица, обязанного уплатить административный штраф. Данное правонарушение не продлится, поэтому срок давности для привлечения виновных к административной ответственности будет исчисляться не с момента обнаружения, а с момента совершения.
Таким образом, для того, чтобы не нарушать принцип неотвратимости административного наказания, необходимо своевременно реагировать на нарушение и соблюдать статью 28.5 КоАП РФ по статьям протокола об административном правонарушении [3, с.88].
Срок исковой давности к административной ответственности за административное правонарушение данной категории составляет три месяца со дня совершения нарушения.
Исходя из вышеизложенного и с учетом судебной практики, важно четко определить дату вступления в силу решения об административной ответственности по исчислению срока давности в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ.
Административный штраф как разновидность административного наказания до сих пор не утратил своей правоприменительной значимости.
И наоборот, учитывая тенденцию законодательства к легализации преступлений, он становится все более актуальным как один из наиболее распространенных видов административного наказания. Конечно, административный штраф, а также другие меры государственного принуждения являются наиболее эффективным средством защиты общественного порядка от противоправных посягательств. Однако эффективность такого административного наказания снижается из-за множества проблем, в основном из-за несовершенства действующего административного законодательства.
Как отмечалось выше, КоАП в определенной степени устраняет ряд проблем и противоречий, с которыми сталкивается правоприменительная практика. Сегодня КоАП является единственным федеральным законодательным актом, кодифицировавшим всю административную ответственность физических и юридических лиц.
Например, в КоАП вводится понятие «административный штраф», в отличие от штрафа как уголовного наказания. Таким образом, определение административного штрафа стало более широким. Учитывая уже произошедшие изменения, можно сформулировать его более четко и адекватно.
Административный штраф представляет собой существенную санкцию, наложенную органами государственной власти и их представителями в отношении граждан, должностных лиц и юридических лиц, совершивших преступления в сфере государственного управления, выражающиеся в принудительном взыскании средств государственных доходов в размерах и порядке, предусмотренных КоАП.
Следует отметить, что законодатель установил четкие сроки составления протокола (статья 28.5 КоАП РФ), которые фактически не были предусмотрены исполнительным законодательством РСФСР. Теперь протокол должен быть составлен сразу после обнаружения административного правонарушения.
По сравнению с предыдущим КоАП РСФСР последний кодекс содержит подробные процессуальные нормы, определяющие перечень и полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако существенным недостатком является отсутствие единой формы протокола об административном правонарушении [5, с.83].
Заслуживает внимания и такая проблема как взимание штрафа на месте совершения правонарушения без составления протокола (ст. 28.6, а именно, последнее предложение части первой статьи).
В связи с двояким толкованием вышеуказанных положений возникла судебная практика, согласно которой недовольный водитель обратился в суд за невозможностью оплатить в принципе согласованный штраф на месте преступления, и суд удовлетворил такое требование. То есть на практике возникает ситуация, когда штраф вообще не выплачивается, то есть произошло правонарушение, с которым лицо, совершившее его, согласно, и штраф не выплачивается. В результате виновные лица избежали наказания, а соответствующий бюджет не пополнился [5, с.84].
В связи с этим необходимо решить следующие вопросы:
– в КоАП не определен термин «надлежащее уведомление» и не предусмотрены какие-либо требования к форме, срокам и содержанию документов к лицу, в отношении которого возбуждено дело об административно правонарушении;
– в КоАП фактически не решает вопрос о сроке давности, существовавшей еще при применении ч.1 ст. 38 КоАП РСФСР. Возможно увеличение срока давности административной ответственности до полугода.
Кроме того, как мы уже отмечали, административные штрафы являются наиболее распространенными административными наказаниями. Административный штраф выплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления, либо со дня его отсрочки или рассрочки.
Сумма административного штрафа уплачивается или перечисляется лицом, привлекаемым к административной ответственности, кредитной организации, службе Федеральной почтовой связи или платежному агенту. В случае невыполнения лицом, привлеченным к административной ответственности, обязанности по уплате административного штрафа, процесс принудительного взыскания штрафа начинается в рамках исполнительного производства, проводимого должностным лицом Федеральной службы судебных приставов.
Основная часть решений о назначении административного штрафа, вынесенных уполномоченным органом по делам об административных правонарушениях, является решениями Госавтоинспекции. Тенденция роста использования данного вида административных наказаний обусловлена тем, что эти органы работают в автоматическом режиме с использованием специальных технических средств фото- и видеозаписи.
Однако уровень взыскания штрафов остается низким. Практика исполнительного производства показывает, что существует ряд проблем, препятствующих исполнению такого административного наказания как административный штраф. Это включает в себя и ненадлежащее извещение нарушителя о принятом им решении по делу об административном правонарушении, а также нарушение сроков направления решения уполномоченным органом по делу об административном правонарушении [1, с.60].
Не менее важной проблемой остается поступление на принудительное исполнение постановлений, штрафы по которым уплачены правонарушителями до возбуждения исполнительного производства.
Для решения этих проблем и совершенствования порядка исполнения решений по административным штрафам предлагается законодательно разработать единые правила формирования первичных документов, перечень обязательных реквизитов для перечисления денежных средств, идентификации плательщика и получателя, а также ответственность банков и других организаций за недобросовестное исполнение возложенных на них действующим законодательством обязанностей, незамедлительно представить в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) информацию об уплате штрафов.
Вместе с тем, в связи с большим количеством правоприменительных процедур в данной категории предлагается предусмотреть в КоАП и Федеральном законе № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» возможность представления правоприменительных документов в юридически значимой электронной форме.
Таким образом, по-прежнему существуют несоответствия в положениях некоторых федеральных законов (федеральный закон о минимальной заработной плате, закона об исполнительном производстве и т. д.) с КоАП. Кроме того, существующие пробелы в административном законодательстве серьезно затрудняют работу правоприменительных органов. Теоретические и практические вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях могут быть решены в процессе дальнейшего совершенствования положений КоАП.
Литература:
- Кинчене, Л. В. Исполнение органами внутренних дел постановлений о наложении административных взысканий: дис.... канд. юрид. наук / Л. В. Кинчене. — М., 2009. — 235 с.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
- Максимов, И. В. Административные наказания / И. В. Максимов. — М.: Проспект, 2017. — 464 с.
- Малько, А. Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы / А. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2016. — 304 с.
- Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс / Ю. А. Тихомиров. — М.:Юрайт, 2014. — 590 с.