Административный штраф как вид административного наказания на сегодняшний день не утратил своего правоприменительного значения. Напротив, с учетом наметившейся на законодательном уровне тенденции к декриминализации преступлений он становится все более актуальным как один из наиболее распространенных видов административного наказания. В статье рассмотрены понятие, суть и значение такого административного наказания, как административный штраф. Также обозначены его отличия от аналогичного наказания в уголовном праве.
Ключевые слова: административное наказание, административный штраф, денежное выражение, санкция, административное правонарушение, преступление, административная ответственность.
Administrative fine as a type of punishment
Zubrilin Valerii Anatolevich, student master's degree programs
Scientific adviser: Azarova Natal'ja Viktorovna, candidate of legal sciences, associate professor
Kaluga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
An administrative fine as a type of administrative punishment has not lost its enforcement significance today. On the contrary, taking into account the trend towards decriminalization of crimes at the legislative level, it is becoming more and more relevant as one of the most common types of administrative punishment. The article considers the concept, essence and meaning of such an administrative penalty as an administrative fine. Its differences from similar punishment in criminal law are also indicated.
Keywords: administrative punishment, administrative fine, monetary expression, sanction, administrative offense, crime, administrative responsibility.
Административный штраф является наиболее распространенным видом наказания, так как большинство штрафов в санкциях статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрены в виде штрафов. Вместе с тем, следует отметить, что в данном случае штрафы выполняют функцию формирования бюджета, так как все уплаченные штрафы поступают в бюджет соответствующего уровня.
Актуальность темы заключается в том, что для более успешной борьбы с преступностью, а также предотвращения новых правонарушений необходимо знать, насколько эффективны применяемые административные наказания, какое влияние они оказывают на сознание и поведение людей. Все это требует глубоких знаний и дополнительных исследований в области административных наказаний, что позволит получить достоверные данные об эффективности административного наказания, оптимизировать практику его применения и усовершенствовать законодательство об административной ответственности.
Второй в списке видов административных наказаний — административный штраф. В целях отличия этого вида наказания от уголовного и иных разновидностей в КоАП он называется «административным».
Такая имущественная санкция, как штраф, то есть взыскание определенной суммы денег, чаще всего применяются в борьбе с административными правонарушениями. Без всякого преувеличения административную ответственность можно назвать «карательной», так как почти 90 % лиц, совершивших такие действия, подлежат наложению наказания в виде штрафа [1, с.7].
Согласно статье 3.5 КоАП административный штраф представляет собой денежное взыскание в рублях и устанавливается гражданину в размере, не превышающем суммы, указанной в санкциях, предусмотренных статьей КоАП, или может быть выражен в размере, установленном КоАП [3].
По своей природе административные штрафы могут рассматриваться как вполне приемлемая форма вмешательства в права и свободы человека, поскольку такое вмешательство осуществляется государством исключительно в соответствии с федеральными законами в целях национальной безопасности, территориальной целостности или общественного мира, а также для предотвращения незаконных нарушений, защиты здоровья или нравственности, а также защиты прав и свобод других лиц.
Рассмотрим непосредственно суть этого наказания.
Наказание в виде административного штрафа чаще всего применяется для борьбы с административными правонарушениями и противоправными действиями. Штрафы, которые служат мерой влияния, в дополнение к превентивным и некоторым другим атрибутам, представляют интерес для другого качества, не связанного с карательным воздействием — это источник дохода. Штрафы, особенно за нарушение таможенных, налоговых, валютных правил, правил дорожного движения и торговли, являются важным источником пополнения консолидированного бюджета.
В учебной литературе штрафы, налагаемые административными органами, считаются первыми известными в настоящее время административными штрафами.
Русскому праву данное наказание известно со времен древнерусского государства, эпохи существования русской истины (сборник правовых норм российского права). В связи с тем, что «Русская Правда» не проводила разграничения между уголовным и административным правонарушением, неуплата штрафа признавалась преступлением. Следует отметить, что штрафы также носят финансовый характер и являются средством пополнения государственной казны. Таким образом, правила Русской правды, регулирующие штрафы, стали основанием для возникновения административных штрафов и, как следствие, различия между преступлениями и административными правонарушениями [5, с.130].
Административный штраф — это, прежде всего, мера административного принуждения. Административное наказание заключается во взыскании уполномоченным лицом исполнительной власти с лица, совершившего административное правонарушение, суммы (денежных средств), т. е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц и, соответственно, имеет публично-правовой смысл [4, с.88].
Административный штраф имеет общий характер административных наказаний. Государственный характер этой меры воздействий зависит от ее содержания в административном законодательстве, которое, по сути, является публичной правовой волей государства. Анализ административно-правовых санкций за административные правонарушения позволяет сделать вывод, что такая административная мера весьма распространена.
Кроме того, для понимания целей применения административного штрафа в качестве меры административной ответственности наиболее важными являются правовые реалии, связанные с материальными перспективами реализации рассматриваемой меры.
Отрицательный характер предусмотренных законодательством случаев, допустимость применения административного штрафа по существу обусловливают прекращение реакции государства на нарушение законодательства. Как нами уже отмечалось, в ряде случаев, указанных в статье специальной части КоАП, наиболее применимой мерой административной ответственности считается административный штраф за административное правонарушение [4, с.90].
Предусмотренные законодательством меры и их связь с административными правонарушениями не указывают на сущность административного штрафа как меры административной ответственности. Как и в случае с другими видами административного наказания, с учетом общих принципов административной ответственности, в частности принципа вины, без которых не существует административного правонарушения, ответственность не только невозможна, но и бессмысленна.
Вместе с тем штраф, применяемый в качестве отдельной меры административного наказания, разделяются законодателем в соответствии с дееспособностью гражданина при совершении административного правонарушения. С учетом того, что гражданин, должностное лицо или юридическое лицо подпадают под действие положений специальной части КоАП и каких-либо полномочий в конкретном случае административная ответственность определяется размером и условиями назначения административного штрафа.
Исходя из этого, административный штраф имеет фиксированную сумму, предусмотренную КоАП, которая в случае совершения административного правонарушения подлежит обязательному взысканию.
Административный штраф за правонарушение применяется в качестве основного административного наказания. Таким образом, наложение штрафа указывает на решение вопроса об административной ответственности в отношении гражданина, совершившего правонарушение, и не влечет каких-либо других негативных последствий.
Применение же наравне с такой мерой любого другого административного наказания как дополнительного не касается собственно реализации административного штрафа, а лишь увеличивает наказательное воздействие на гражданина, допустившего административный проступок. Тем самым достаточность административно-наказательного вмешательства в правовой статус лица, допустившего административное правонарушение, исключает правовое осуществление административного штрафа в совокупности с каким-либо другим основным административным наказанием [1, с.9].
Не представляется соизмеримым применение наравне с административным штрафом как основным административным наказанием, например, такой меры, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (например, статьи 8.17, 8.19, 8.20 и 13.2 КоАП) или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ч. 2 ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ) [3], присоединяемой здесь законом в качестве только дополнительной санкции, который не соответствует общему принципу применения основных и дополнительных наказаний, основанных на принципах справедливости, соразмерности, индивидуализации ответственности, избирательного воздействия на правонарушителя, сохранения меры наказания и строгой степени тяжести.
В зависимости от характера и сущности административного наказания в качестве меры ответственности дополнительное наказание не может быть более суровым, чем основное, и не может быть аналогичным. Исходя из этого, еще более неясно, почему федеральный законодатель решил, что санкции в виде административного штрафа в данном случае пропорциональны субъекту ответственности и объективно более серьезны, чем административное выдворение за пределы Российской Федерации.
С точки зрения общей системы административных наказаний, которая основана на их относительной серьезности, административные штрафы, сохраняя при этом условие, которое одновременно удовлетворяет финансовые потребности самого государства, могут и должны быть законными.
В связи с этим мы также считаем необходимым внести изменения в положения специальной части КоАП с целью обеспечения необходимого соблюдения и согласованности административных штрафов и взаимозависимых административных санкций при определенных правовых обстоятельствах. Мы знаем, что в системе административных штрафов административный штраф является вторым после предупреждения и поэтому может конкурировать с ним.
Важным показателем характера административного штрафа как меры административной ответственности является процессуальный порядок его исполнения. Действующий КоАП устанавливает полномочия должностных лиц по наложению административного штрафа на физических и юридических лиц, на различные органы.
При этом административное (внесудебное) производство по наложению административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренное федеральным законом, представляется частично несовместимым с положениями Конституции Российской Федерации о праве не лишать кого-либо собственного имущества, за исключением случаев, когда это осуществляется на основании решения суда [5, с.137].
В частности, учитывая правовую природу денег как объекта административного штрафа, в литературе высказывается достаточно четкая позиция.
Суть проблемы заключается в том, что с точки зрения материального характера денег, принятых гражданским законодательством, вытекают общие имущественные отношения по всем предметам имущества, поэтому сами деньги могут быть обозначены как объекты различных форм собственности. Конституционные гарантии в отношении любого случая изъятия имущества (например, конфискации) применяются также к случаям передачи личных средств путем наложения административного штрафа [2, с.61].
Таким образом, процессуальное обеспечение применения административного штрафа в качестве денежного штрафа к конкретному объекту имущества, например к денежным средствам физических лиц, в любом случае должно быть более серьезным, чем для юридических лиц.
Различная процедура взыскания административных штрафов с физических и юридических лиц не ставит их в неравные условия в сфере имущественных отношений, а препятствует вмешательству в права физических лиц, поскольку применение таких административных штрафов подразумевает оценку характера и степени ограничения иждивенческих (индивидуальных) прав и свобод граждан, которая осуществляется именно на этапе их назначения.
Урегулирование ситуации возможно только в судебном порядке, при этом стороны имеют равные возможности отстаивать свои права, а характер, сам процесс и предъявляемые к нему требования позволяют объективно и всесторонне урегулировать дело с предельной осторожностью.
Чтобы узнать сумму административного штрафа и имеющуюся задолженность, можно воспользоваться следующими вариантами:
– через интернет. Это самый эффективный способ получить любую информацию. Для начала можно обратиться к онлайн-порталу госуслуг, который предоставляет информацию об их существующих штрафах и просроченных платежах. Онлайн-сервис предоставит сайт, на котором можно получить информацию о существующих долгах и суммах штрафов.
Например, если штраф был наложен за нарушение правил дорожного движения, то проверить данные можно через интернет, используя сайт ГИБДД. Чтобы получить данные, у вас должны быть платежные реквизиты;
– через судебных приставов. Можно проверить информацию таким образом, если судебные исполнители уже получили эту информацию [2, с.62].
Примечательно, что и в уголовном праве есть и такой вид наказания, как штраф. Административный штраф меньше, чем соответствующий штраф в Уголовном законе, что является правильным с точки зрения разделения этих видов наказаний. Административные штрафы были и остаются одной из наиболее эффективных мер административного воздействия.
Однако разница незначительна, напоминаем, что в одном случае это административная ответственность, а в другом — уголовная ответственность, что не скажешь по размерам штрафа, предусмотренного санкциями статей. Тем самым законодательно закреплена «вилка» наказаний, проявляющая в совмещении возможных санкций, предусмотренных смежными статьями разных кодексов.
Вопросы правильного применения различных видов наказаний в уголовном и административном праве ежедневно поднимаются перед сотрудниками правоохранительных органов и широко обсуждаются учеными-правоведами. Назначение справедливого наказания, выбор вида наказания, предусмотренного соответствующими статьями, позволяет эффективно выполнять профилактическую функцию, что, безусловно, актуально в уголовном и административном праве.
Проанализированы положения статей, которые касаются понятий и целей уголовного и административного наказания, соответственно, можно сформулировать ряд тезисов:
– в обоих случаях наказание является мерой негативного влияния государства (принуждения и ответственности);
– такая негативная мера применяется к субъекту, совершившему правонарушение (соответственно, преступление и правонарушение);
– единственной общей целью применения наказания и в уголовном, и в административном праве является превенция.
Следует отметить, что административные правонарушения (основания административной ответственности) априори менее опасны для общества и государства, чем преступления (основания уголовной ответственности), а личность правонарушителя уступает личности преступника, конечно, основным критерием такого разграничения является степень общественной опасности совершенных действий (бездействия).
Итак, вывод очевиден — административное наказание, в частности административный штраф, в силу причин его назначения (административного правонарушения), а также личность лица, совершившего административное правонарушение, должно быть умеренной (гуманной) мерой наказания государства, что должно происходить на всех этапах — от строгости его по отношению к другим формам наказания до порядка исполнения наказания.
Таким образом, по сути дела, административный штраф является вполне приемлемой формой ограничения прав человека, поскольку такое вмешательство устанавливается непосредственно государством в соответствии с федеральным законом в интересах национальной безопасности, целостности или общественного мира с целью предотвращения противоправных действий, защиты здоровья или нравственности, защиты прав и свобод граждан.
Литература:
- Бахрах, Д. Н. Вопросы системы административных наказаний / Д. Н. Бахрах // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2009. — № 7. — С. 7–13.
- Гостев, А. С. Административный штраф: теоретико-правовая характеристика / А. С. Гостев // Вопросы теории и практики. — 2014. — № 11–1 (49). — С. 60–63.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
- Малько, А. Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы / А. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2016. — 304 с.
- Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2015. — 927 с.