Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи социально-психологического климата и эффективности деятельности. На сегодняшний день интерес к этому вопросу возрастает все больше, организациям важно, чтобы у них был благоприятный СПК, а также успешная эффективность деятельности. В связи с пандемией, данная тема актуальна для изучения.
Ключевые слова: пандемия, эффективность деятельности, психологический климат, совместная деятельность, трудовой коллектив, благоприятная атмосфера, динамичное образование.
В обществе на сегодняшний день все больше возрастает интерес к социально-психологическому климату (СПК) и прежде всего потому, что требования к психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, а также его взаимодействие с другими индивидами во время труда возрастают, особенно на сегодняшний день, когда многие организации уходят на простой, а сотрудники работают дистанционно, из-за сложившейся ситуации в мире.
Условия работы влияют на успешность совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. К ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т. д.
Для любой компании не менее важна проблема повышения эффективности деятельности сотрудников. Эффективность деятельности проявляется в производительности труда, в качестве выпускаемой продукции и зачастую зависит от настроения сотрудников и коллектива в целом, от социальных, экономических и других факторов. Многие успешные организации нанимают психологов, чтобы создать наиболее благоприятный СПК и повысить эффективность деятельности, ведь от этого зависит рост производительности труда и успешность компании.
Все выше сказанное определило актуальность статьи «Социально-психологический климат коллектива и эффективность деятельности».
Определение социально-психологического климата и его виды
Социально-психологическим климатом (далее по тексту СПК) принято называть динамичное образование, сочетающее в себе установки, мнения и отношения членов одного коллектива. Изучением СПК в разное время занимались выдающиеся психологи, к примеру А. Л. Журавлев, В. В. Бойко и др.
Так Б. Д. Парыгин определяет СПК как «преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [1]. При этом социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности.
Наиболее глубоким сегодня считается определение СПК, данное Ю. Л. Неймером. Он считает, что СПК представляет собой некое внутреннее состояние одного коллектива, которое максимально отражает его способность в комплексе достигать определенные цели [2].
Всего принято выделять два базовых вида СПК — благоприятный и неблагоприятный.
Первый вид СПК можно легко охарактеризовать доверием, ощущением спокойствия и уверенности, возможностью свободно творить, расти интеллектуально и т. д.
Второй вид СПК, соответственно, легко узнать по высокому уровню непонимания и враждебности, неприятию, нежеланию вкладывать свой труд для достижения общего итога в сочетании с острой боязнью ошибки.
Таким образом, под социально-психологическим климатом коллектива понимают внутренне состояние коллектива, его психический настрой и отношения между коллегами, а также отношение сотрудников к условиям организации; а в качестве основных видов социально-психологического климата принято рассматривать благоприятный и неблагоприятный климат.
Факторы, которые влияют на СПК и общую эффективность деятельности
СПК — это очень динамичное образование. Его динамика проявляется и в процессе организации группы, во время установки связей и отношений, и при формировании группы, когда должно происходить параллельное формирование единства норм, взглядов и ориентаций.
Одним из факторов, способствующих этой динамике, по мнению Н. Б. Челдышовой является «климатическое возмущение» — естественное колебание эмоционального состояния в коллективе, периодические подъемы и спады настроения у его членов, которые происходят в течение дня или более длительного временного периода под действием внешних и внутренних факторов [3].
Факторы, влияющие на СПК, принято делить на факторы микро- и макросреды. К первой группе относят повседневность людей и все те условия, в которых протекает их деятельность, в то время как ко второй можно смело отнести и особенности экономики государства, и уровень безработицы населения как фактор, влияющий на возможность заказать и/или купить готовый товар, и общий уровень культуры общества в целом.
Понятие эффективности деятельности
Эффективностью деятельности организации принято называть её свойство, которое напрямую связано со способностью этой организации формулировать цели и достигать результата с учетом внешних и внутренних условий работы путём применения социально приемлемых средств при установленном соотношении результата и затрат.
В последнее время кадровому ресурсу придаётся все большее значение. Если заказать и купить товар на рынке можно без проблем, заменяя дорогое на что-то более бюджетное, то ценность человеческого ресурса состоит именно в уникальности и незаменимости профессиональных работников. Сегодня активно разрабатываются и внедряются системы оптимального управления персоналом, что позволяет значительно повышать общую эффективность труда.
Повышению эффективности может способствовать:
− Наличие четкой цели и ясного плана;
− Возможность выбора и сравнения внутри плана;
− Четкие приоритеты;
− Получение опыта и извлечение уроков из ошибок;
− Вера в себя, в эффективность труда;
− Высокий уровень мотивации.
П. Платонов (1992) на основе анализа специальной научной литературы и результатов собственных многолетних исследований в качестве социально-психологических факторов эффективности организации определяет следующие:
- Целенаправленность. Характеризует готовность организации к достижению целей совместного взаимодействия.
- Мотивированность. Раскрывает причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов группы [4].
В целом само определение эффективности можно коротко дать как — достижение максимальных результатов при минимальных на то затратах. На эффективность деятельности влияет мотивированность и целенаправленность.
Взаимосвязь социально-психологического климата и эффективности деятельности
Само понятие СПК включает в себя итоги совместной работы коллектива людей и их взаимодействия. Он может стать весомым фактором, который будет влиять на эффективность различных процессов в трудовом коллективе. Оптимальная работа группы людей во многом зависит от эффективности их совместной деятельности.
Благоприятный климат не только позитивно отражается на итогах труда, но и формирует развитие новых возможностей. Очень важно для всей работы организации сохранять и развивать благоприятный СПК, когда работники получают удовлетворение не только от итогов труда, но и от самого процесса. Там, где СПК напряжённый, где происходят постоянные конфликты между работниками, эффективность работы резко падает.
Понимать взаимосвязи между СПК и прямой эффективностью организации очень важно для любого руководителя. Зная специфику общения персонала, можно не только прогнозировать, но и направлять поведение работников в необходимое русло. Чтобы избежать снижения производительности труда в связи с формированием негативного СПК, важно применять особые психологические методы, а также развивать социальные процессы [5].
Следовательно, социально-психологический климат и эффективность деятельности тесно между собой связанны. Они влияют друг на друга и эффективность деятельности не может быть высокой без благоприятного СПК. Эффективность совместной деятельности, в свою очередь, во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей.
Литература:
- Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д Парыгин — Москва: Мысль, 1971. — 351 с. — Текст: непосредственный.
- Неймер, Ю. Л. Социально — психологический климат коллектива предприятия / Ю. Л. Неймер. — Текст: непосредственный // Социологические иссследования. — 1990. — № 11 — С. 81–88.
- Челдышова, Н. Б. Шпаргалка по социальной психологии: учеб. пособие / Н. Б Челдышова — М.: Экзамен, 2009. — 48 с. — ISBN 978–5-377–01969–5. — Текст: непосредственный.
- Платонов, Ю. П. Основы социальной психологии / Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2004. — 620с. — ISBN 5–9268–0244-Х. — Текст: непосредственный.
- Мамай, Л. А. Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик / Л. А. Мамай. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 336–341. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22014/ (дата обращения: 07.05.2020).