В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.
Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, образовательные системы, переподготовка кадров.
Сфера образования на протяжении достаточно долгого промежутка времени была и остается одной из самых сложных и проблемных. Тенденции в этой среде постоянно изменяются вслед за трансформацией потребностей общества и экономическими колебаниями, в том числе и рынком труда.
Рассмотрение вопроса о дополнительном образовании взрослых, на наш взгляд, представляется целесообразным начать с изучения специфики самого дополнительного образования. Дополнительное образование представляет собой возможность получения образования на протяжении всей жизни [5, с.65]. Ключевым здесь является именно слово «дополнительное», которое следует понимать как «получение знаний к же имеющемуся опыту», то есть как некое дополнение того, что человек уже знает. Однако, следует отметить, что дополнительное образование способствует расширению знаний не только в определенной сфере.
Согласно материалам ЮНЕСКО, основной задачей образования взрослых является обеспечение человека таким комплексом знаний и умений, которые необходимы для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе.
В настоящее время активно развивается идея непрерывного образования, которая практикуется некоторыми учебными заведениями. Сегодня тема дополнительного образования взрослых является весьма актуальной и набирает все большую популярность, а также выступает одной из неотъемлемых форм обучения [1, с. 106].
Ученые, государственные и общественные деятели неоднократно поднимали вопрос о необходимости в постоянном развитии человека как на личностном уровне, так и в интересах общества и государства. Это связано, в первую очередь, с динамичностью развития всех сфер жизни, которые заставляют кадры двигаться «в ногу со временем». Иными словами, если человек не будет развиваться в своей профессиональной области в том направлении, как этого требует современное развитие общества, то он потеряет свою ценность как сотрудник.
Следовательно, возникает необходимость в построении системы образования таким образом, чтобы человек получал развитие в области своей деятельности на протяжении всего профессионального пути. Однако здесь возникает достаточно большое количество сложностей [4, с. 538].
В первую очередь, получаемые в учебных заведениях знания зачастую не соответствуют требованиям практической деятельности в данной области, то есть, закончив высшее учебное заведение, человек переучивается уже на практике. Это создает дополнительные трудности при осуществлении трудовой деятельности, поскольку адаптация к условиям труда и выполняемым обязанностям проходит дольше и сложнее ввиду неподготовленности сотрудника. Данный факт говорит о том, что систему подготовки специалистов необходимо модернизировать и адаптировать в большей степени на практическую сторону, нежели теоретическую.
Во-вторых, человека с достаточно большим опытом работы очень сложно научить чему-то новому, поскольку он проработал определенное количество времени в данной сфере и в некоторых аспектах знает больше, чем преподаватели курсов повышения квалификации. Безусловно, всего знать невозможно, но настоящий профессионал в своей области зачастую объективно не нуждается в дополнительном обучении.
В-третьих, система российского образования не адаптирована под непрерывную подготовку и переподготовку на протяжении длительного промежутка времени. В настоящее время дополнительное образование взрослых представляет собой краткосрочные курсы повышения квалификации.
Отсюда вытекает, что все новшества современного общества зачастую связаны с внедрением в ту или иную сферу новых технологий. При этом модернизация различных сфер труда в последнее время достигает того уровня, что большинство функций, которые ранее выполнял человек, выполняют вычислительные машины или роботы. В свою очередь, человек в этом случае выполняет лишь контрольно-надзорную функцию.
Рассматривая вопрос о переквалификации работника или получении еще одного высшего образования иного направления, следует выделить, что зачастую оба процесса происходят заочно, что не может дать полноту знаний в выбранной области. Иными словами, окончив курсы профессиональной переподготовки, длительность которых составляет, как правило, не более полугода, человек не может быть профессионалом в этой области.
Указанный аспект также является проблемным, поскольку такие специалисты являются некомпетентными.
Безусловно, в современных реалиях получение взрослыми дополнительного образования зачастую становится вопросом индивидуального желания, нежели обязательным требованием. То есть человек может начать свою трудовую деятельность и активно развиваться, имея степень бакалавра. Однако в некоторых сферах начали возникать ограничения при карьерном росте. Например, судьей не может стать гражданин, имеющий только бакалаврскую степень. В данном случае это требование установлено законодательно. Что касается иных сфер, руководители организаций зачастую не назначают на руководящие должности людей, чей уровень образования так называемый «неполный высший», то есть степень бакалавра. Более того, для того, чтобы занимать руководящие должности, человеку необходимо периодически подтверждать свою квалификацию, проходя переаттестацию или курсы повышения квалификации.
Рассматривая зарубежный опыт дополнительного образования взрослых, отметим, что в основе западноевропейской теории лежит несколько концепций, декларирующих необходимости образования на протяжении всей жизни: «lifelong learning» («обучение в течение всей жизни»), «adult education» («образование взрослых»), «continuing education» («продолженное образование») и «recurrent education» («возобновляемое образование»). С практической позиции западноевропейское образование представляет собой смесь различных форм и видов, что диктуется требованием рынка труда.
Следует отметить, что, согласно международным стандартам образования, существует классификация образования взрослых на формальное, которое подтверждается выпускными документами, неформальное, которое таковыми не подтверждается, и неофициальное, представляющее собой ежедневную деятельность без конкретной образовательной цели.
Анализируя образовательный опыт Великобритании, необходимо отметить, что в этой стране ежегодно увеличивается количество взрослых, желающих повысить свой уровень знаний. В свою очередь, правительство данного государства поставило задачу в повышении международной конкурентоспособности Великобритании посредством повышения уровня знаний в области образования и профессиональной подготовки до мирового уровня [3, с. 101]. Также отличительной чертой британской образовательной системы выступает то, что особое место выделяется образованию пожилых людей. Это объясняется ежегодным ростом численности граждан данной категории.
Интересна образовательная система Франции, где целью непрерывного образования является борьба с безработицей и помощь в адаптации к изменяющимся условиям рынка и социума. Граждане имеют доступ к определенным образовательным программам в рамках плана корпоративного обучения или во время учебных отпусков. Законодательство этого государства обязывает работодателей вносить свой вклад в образовательную деятельность сотрудников, а также обеспечивать им оплачиваемые учебные отпуска [2, с. 82].
Наиболее высоко европейские эксперты оценили уровень дополнительного образования взрослых в Германии, где оно подразделяется на общее, профессиональное, научное, культурное и политическое. При этом, в отличие от других государств, в Германии достаточно высокий показатель самообразования граждан, а также образования с активным использованием функций компьютеров, телевидения и иных средств телекоммуникации.
Таким образом, сравнивая системы дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах, отметим, что отечественная система образования стремится к достижению европейского образовательного уровня. Однако специфика российской образовательной системы не всегда позволяет выйти за рамки имеющихся стандартов. В первую очередь, это связано с дороговизной обучения, что может позволить себе не каждый взрослый человек. При этом менталитет российского населения также не позволяет расширять границы знаний. Многим людям, к сожалению, либо неинтересно заниматься хотя бы самообразованием, либо не видят в этом объективной необходимости. Представляется целесообразным изменением системы образования таким образом, чтобы возникала потребность в постоянном непрерывном образовании. Это может быть ужесточение определенных требований к уровню образования на конкретной занимаемой должности, оплата обучения сотрудников за счет работодателей, организация самим работодателями обучающих курсов, семинаров, вебинаров с получением соответствующих сертификатов или дипломов.
Литература:
- Горшков М. К. Непрерывное образование в современном контексте: монография, 2-е издание. — Юрайт, 2020.
- Динер А. А., Стурова И. В. Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016.
- Кравченко В. В. Основные тенденции развития дополнительного профессионального образования за рубежом // Мир науки, культуры, образования. 2010.
- Кравченко Ю. В. Дополнительное образование взрослых: особенности и некоторые проблемы // Эпоха науки, 2019, № 20.
- Тимофеева Ю. С., Ситранова С. Б. Дополнительное образование взрослых в системе современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10.