Подбор и отбор кадров на основе информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.10.2020

Статья просмотрена: 2077 раз

Библиографическое описание:

Павлова, И. С. Подбор и отбор кадров на основе информационных технологий / И. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74397/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются процессы подбора и отбора кадров, а также перечень доступных информационных систем, способных усовершенствовать этапы подбора и отбора кадров. Автором разработан алгоритм подбора и отбора кадров с возможностью использования конкретного вида информационных технологий на конкретных этапах алгоритма подбора и отбора персонала. Разработанный алгоритм может быть использован руководителями организаций, руководителями структурных подразделений и менеджерами с целью совершенствования систем подбора и отбора персонала или их автоматизации.

Ключевые слова: подбор кадров, отбор кадров, информационные технологии, HRM-система, RMS-система, автоматизация

В настоящее время в деятельности организаций особое внимание уделяется комплексному процессу управления персоналом, в частности процессам подбора и отбора кадров, поскольку рентабельность и конкурентоспособность компании зависит от того, насколько грамотно подобран кадровый состав в организации.

«Подбор персонала — это система мер, предусматриваемых организацией для привлечения работников, обладающих необходимыми профессиональными навыками и моральными качествами, способных выполнять на производстве должностные обязанности» [4].

В свою очередь отбор персонала — это процесс, целью которого является оценка и последующий отбор наиболее подходящих кандидатов на вакантную позицию.

Процессы подбора и отбора персонала тесно взаимосвязаны и зачастую воспринимаются как единый процесс, но каждый из них имеет собственную практическую направленность. Процесс отбора начинается с момента анализа резюме кандидатов на вакантную позицию для приглашения на дальнейшее собеседование.

Алгоритм подбора и отбора персонала

Рис. 1. Алгоритм подбора и отбора персонала

В связи с непрерывным развитием информационных технологий, в частности с появлением большого количества информационных систем управления подбором и отбором кадров, для организаций открывается большой спектр программных продуктов, которые способны автоматизировать полностью процессы подбора и отбора или отдельные их этапы с целью сокращения времени на выполнение рутинных операций.

«Информационные технологии (далее в текcте — IT) совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации» [3].

Совершенствование этапов подбора и отбора кадров на основе IT способствует упростить обязанности менеджеров, снизить рабочую нагрузку, а также сократить время на закрытие вакансии. В настоящее время на рынке представлен большой выбор информационных систем, которые позволяют усовершенствовать подбор и отбор кадров в организации:

«системы управления человеческими ресурсами (СУЧР) (англ. Human Recourse Management Systems (HRM, HRMS)) — это системы управления персоналом, предназначенные для автоматизации кадровых операций, а также обеспечивающие работу с качественными показателями персонала» [2]. Наиболее популярными HRM-системами являются: «1С: Зарплата и управление персоналом», «SAP», «Oracle Taleo Cloud», «БОСС-Кадровик», «OrangeHRM» и другие [6];

сервисы подбора персонала (СПП) (англ. Recruitment Management Services (RMS)) — это сервисы, которые позволяют усовершенствовать процессы подбора и отбора кадров благодаря автоматизации конкретных этапов. Среди популярных RMS-систем выделяют: «E-Staff Рекрутер», «Huntflow», «FriendWork Recruiter» [8], «Potok», «Робот Вера», «МегаФон Рекрутика» и другие [5];

специализированные работные сайты — это пользовательский интерфейс, который позволяет получать доступ к сведениям о вакансиях, работодателях, а также к резюме кандидатов. К их числу относятся такие сайты, как «Headhunter», «SuperJob», «Rabota.ru», «Rabota.yandex» и другие [1];

сервис для оценки и обучение кандидатов сервис, предназначенный для оценки кандидата посредством опросов, анализа социальных сетей. Это такие сервисы, как «GoRecruit», «Stafory», «Hrscanner», «Skillaz», «Яндекс.Таланты», «Workable», «SkillTech», «Retratech», «TalantQ», «WebTutor» и другие;

сайт объявления (виртуальная доска объявлений) это платформа, предназначенная для публикации и хранения рекламных объявлений. К их числу относятся «Avito.ru», «Из рук в руки» и иные;

IT для записи видеовакансии, видеорезюме, видеоинтервью — это веб-сайт или программа, позволяющая записывать и загружать видеовакансию, просматривать видеорезюме кандидата, проводить видеоинтервью с кандидатом и производить оценку соискателя на сервере, например «Skype», «VCV», «Skillaz», «Pre-Interview», «Zoom» и другие;

социальные сети это интернет-площадка, которая позволяет пользователям размещать информацию о себе и общаться с другими пользователями [7; с. 116];

иные инструменты, такие как электронная почта, мессенджеры («WhatsApp», «Viber» и др.), MS Office и другие.

Исходя из анализа современных IT удалось определить возможность использования той или иной информационной системы на конкретных этапах процессов подбора и отбора кадров:

Алгоритм подбора и отбора персонала на основе информационных технологий

Рис. 2. Алгоритм подбора и отбора персонала на основе информационных технологий

Исходя из рис. 2 можно определить, что для получения заявки и обсуждения требований к кандидату можно воспользоваться электронной почтой, мессенджерами или обсудить требования к кандидату посредством видеочата. Данные инструменты подходят предпочтительно для малых и средних организаций, где преобладает низкий процент текучести кадров. Для крупных организаций и организаций, которые специализируется на рекрутменте, предпочтительно использовать HRM или RMS системы, поскольку они позволяют работать с большим количеством заявок, производить их учет для дальнейшей автоматизации процессов, а также для составления отчетности.

Наиболее популярными среди источников поиска кандидатов выступают специализированные работные сайты, поскольку они позволяют быстро оформить заявку на свободную вакансию и оперативно ознакомиться с резюме кандидатов. Преимущество в использовании работных сайтов заключается в том, что работные сайты могут интегрироваться с HRM или RMS системами: возможность автоматического размещения вакансии на работном сайте напрямую из используемой HRM или RMS системы; автоматическое заполнение карточки кандидата посредством импорта данных из резюме работного сайта; автоматическая работа с откликами соискателей и отправка приглашений на собеседования на электронную почту или смс. Также для поиска кандидатов можно воспользоваться тематическими сообществами в социальных сетях, опубликовать вакансию на сайты объявлений или в специальные приложения для поиска работы. В зависимости от того, на какую группу должностей осуществляется поиск, такой ресурс будет и выбран. Зачастую последние инструменты используется менеджерами для поиска кандидатов на рабочие профессии.

Для того, чтобы усовершенствовать процесс отбора резюме можно воспользоваться HRM или RMS системами, поскольку они способны автоматически осуществлять поиск необходимых требований по полям резюме. Также отбор резюме можно осуществлять с помощью средств автоматизации «MS Excel» или «MS Word».

Аналогом телефонного интервью выступают видеочаты либо иные мессенджеры, в которых автоматически можно осуществлять рассылку необходимых вопросов. Данный этап можно совместить с этапом проведения первичного интервью при условии, если был выбран инструмент видеозвонка. Данный инструмент позволяет провести беседу с кандидатом, наблюдая за его реакцией, как при личной беседе.

По окончанию беседы работодатель может приступить к сбору необходимых документов и оценке кандидата. Подготовленный опросник работодатель может направить кандидату посредством электронной почты либо в мессенджеры. Для автоматизации процесса оценки кандидата также можно воспользоваться сервисами для оценки кандидатов, где по окончанию тестирования результаты автоматически будут перенесены в имеющую в организации HRM или RMS систему или на электронную почту работодателя.

После окончания оценки следует отобрать кандидатов, для этого необходимо проанализировать результаты собеседования и тестирования. Для совершенствования данного этапа можно воспользоваться сервисами оценки, которые способны сформировать отчет по кандидатам, а также HRM или RMS системами, которые на основании результатов тестирования могут определить список успешных кандидатов.

Окончательное утверждение кандидата и закрытие вакансии сопровождается документальным оформлением человека на работу. Известить кандидата об успешном прохождении собеседования и направить приглашение на оформление можно посредством электронной почты или мессенджеров, а также автоматической рассылкой из имеющейся в организации HRM или RMS системы на электронную почту кандидата или смс.

Таким образом, на основании анализа современных IT, автором был разработан алгоритм подбора и отбора персонала на основе современных информационных технологий, исходя из которого организация может выбрать для себя подходящее решение для совершенствования данных процессов в рамках своей работы. Данный алгоритм позволяет усовершенствовать конкретные этапы, либо полностью автоматизировать процессы подбора и отбора кадров в компании посредством комбинирования информационных систем. Выбор информационной технологии будет зависеть от алгоритма подбора и отбора кадров, который используется в конкретной организации, желаемых этапов совершенствования, а также выделяемого бюджета.

Литература:

  1. Арсентьева, Е. 10 лучших сайтов поиска работы в России / Е. Арсентьева [Электронный ресурс]. — URL: https://markakachestva.ru/rating-of/2387-luchshie-sajty-poiska-raboty-v-rossii.html (Дата обращения: 15.10.2020).
  2. Барановская, Т.П., Вострокнутов, А.Е., Березовский, В. С. Исследование HRM-систем: анализ рынка, выбор и внедрение для компаний среднего и крупного бизнеса / Т. П. Барановская, А. Е. Вострокнутов, В. С. Березовский // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2016. — № 115. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-hrm-sistem-analiz-rynka-vybor-i-vnedrenie-dlya-kompaniy-srednego-i-krupnogo-biznesa (Дата обращения: 14.10.2020).
  3. ГОСТ 7.0–99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения.
  4. Дейнека, А. В. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие/ А. В. Дейнека, Б. М. Жуков — М: Академия Естествознания, Южный институт менеджмента. — 2009.— 403 c. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2106 (Дата обращения: 20.10.2020).
  5. Каталог сервисов подбора персонала (RMS) [Электронный ресурс]. — URL: https://soware.ru/categories/recruitment-management-services (Дата обращения: 15.10.2020).
  6. Каталог систем управления человеческими ресурсами (HRM) [Электронный ресурс]. — URL: https://soware.ru/categories/human-resource-management-systems#productOfCategory (Дата обращения: 15.10.2020).
  7. Мумладзе, Р. Г. Основы управление персоналом: учебное пособие / Р. Г. Мумладзе — М.: «Русайнс». — 2015. — 152 с.
  8. Преснова, Т. Автоматизация HR-процессов / Т. Преснова [Электронный ресурс]. — URL: https://ht-lab.ru/knowledge/articles/avtomatizatsiya-hr-protsessov/ (Дата обращения: 15.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): HRM, RMS, отбор кадров, отбор персонала, процесс подбора, алгоритм подбора, электронная почта, кандидат, система, вакантная позиция.


Похожие статьи

Современные методы и технологии отбора персонала

Проблема организации системы отбора персонала актуальна многие годы, так как не сформировано единого подхода к ее технологии. Неэффективность и несовременность применяемых в российских организациях технологий отбора персонала негативно сказывается на...

Инструменты отбора и оценки сотрудников по компетенциям

При подборе и отборе сотрудников необходимо оценивать их компетенции согласно текущей модели, принятой в организации и соответствующей её стратегическим целям. В данной статье рассматриваются основные инструменты, которые позволяют оценить компетенци...

Оптимизация системы контроля персонала на примере банковского сектора

В статье проводится анализ эффективности системы контроля персонала в организации с целью выявления факторов, снижающих оптимальный уровень ее результативности. Определяется понятие системы контроля персонала и ее основные элементы. Обозначаются взаи...

Особенности автоматизации процессов планирования и управления работы авиакомпаний

Инновационные автоматизированные системы повышают качество и эффективность работы в сферах своей интеграции. Одной из актуальных областей внедрения автоматизированных систем управления является авиация. Основной целью текущей статьи является анализ о...

Информационные технологии в юриспруденции

Автором статьи рассматриваются современные информационные технологии в юридической деятельности. На основе изученных источников выделяются классификации ИТ-технологий, приводятся основные характеристики, подробно рассматривается структура экспертных ...

Системный подход к декомпозиции работ при создании сложных радиотехнических изделий

В статье рассмотрены вопросы создания сложных радиотехнических изделий и проблемы, связанные с этим процессом. Основная причина — кадровый вопрос. Для его решения предложено при декомпозиции учитывать группировку работ, направленную на минимизацию пр...

Методические подходы к оценке кадрового потенциала

В статье произведен анализ различных подходах к оценке кадрового потенциала. Исследованные методы предложено классифицировать по следующим критериям: профессиональные навыки и знания, личностные навыки, числовая оценка результатов труда, лояльность к...

Подход к созданию программного комплекса для выявления и анализа инцидентов: технологии, методики и практические рекомендации

Данное исследование фокусируется на создании программного комплекса для выявления и анализа инцидентов безопасности информации. Рассматриваются ключевые технологии, методики и практические рекомендации, необходимые для эффективной разработки и реализ...

Подбор, обучение и развитие ИТ-персонала (на примере компании EPAM Systems, Inc.)

Статья посвящена вопросам организации системы отбора кандидатов, их обучения внутри компании и дальнейшего развития на занимаемой должности. Рассматривается опыт развития персонала ведущей ИТ-компанией EPAM Systems, Inc., которая принимает активное у...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Похожие статьи

Современные методы и технологии отбора персонала

Проблема организации системы отбора персонала актуальна многие годы, так как не сформировано единого подхода к ее технологии. Неэффективность и несовременность применяемых в российских организациях технологий отбора персонала негативно сказывается на...

Инструменты отбора и оценки сотрудников по компетенциям

При подборе и отборе сотрудников необходимо оценивать их компетенции согласно текущей модели, принятой в организации и соответствующей её стратегическим целям. В данной статье рассматриваются основные инструменты, которые позволяют оценить компетенци...

Оптимизация системы контроля персонала на примере банковского сектора

В статье проводится анализ эффективности системы контроля персонала в организации с целью выявления факторов, снижающих оптимальный уровень ее результативности. Определяется понятие системы контроля персонала и ее основные элементы. Обозначаются взаи...

Особенности автоматизации процессов планирования и управления работы авиакомпаний

Инновационные автоматизированные системы повышают качество и эффективность работы в сферах своей интеграции. Одной из актуальных областей внедрения автоматизированных систем управления является авиация. Основной целью текущей статьи является анализ о...

Информационные технологии в юриспруденции

Автором статьи рассматриваются современные информационные технологии в юридической деятельности. На основе изученных источников выделяются классификации ИТ-технологий, приводятся основные характеристики, подробно рассматривается структура экспертных ...

Системный подход к декомпозиции работ при создании сложных радиотехнических изделий

В статье рассмотрены вопросы создания сложных радиотехнических изделий и проблемы, связанные с этим процессом. Основная причина — кадровый вопрос. Для его решения предложено при декомпозиции учитывать группировку работ, направленную на минимизацию пр...

Методические подходы к оценке кадрового потенциала

В статье произведен анализ различных подходах к оценке кадрового потенциала. Исследованные методы предложено классифицировать по следующим критериям: профессиональные навыки и знания, личностные навыки, числовая оценка результатов труда, лояльность к...

Подход к созданию программного комплекса для выявления и анализа инцидентов: технологии, методики и практические рекомендации

Данное исследование фокусируется на создании программного комплекса для выявления и анализа инцидентов безопасности информации. Рассматриваются ключевые технологии, методики и практические рекомендации, необходимые для эффективной разработки и реализ...

Подбор, обучение и развитие ИТ-персонала (на примере компании EPAM Systems, Inc.)

Статья посвящена вопросам организации системы отбора кандидатов, их обучения внутри компании и дальнейшего развития на занимаемой должности. Рассматривается опыт развития персонала ведущей ИТ-компанией EPAM Systems, Inc., которая принимает активное у...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Задать вопрос