В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компоненты готовности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию инклюзивного образования в образовательных организациях.
Ключевые слова: инклюзивное образование, готовность педагогов, психологическая готовность, професcиональная готовность, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты готовности.
В настоящее время система образования претерпевает серьезные изменения. Одним из нововведений прочно входящих в систему образования является инклюзивное образование.
Базовый принцип инклюзивного образования заключается в том, что любой человек должен иметь возможность учиться вместе, в независимости от каких-либо барьеров или отличий в получении образования.
С точки зрения идеального канона, как считает С. В. Алехина — кандидат психологических наук, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, инклюзивное образование является процессом развития общего образования, подразумевающего доступность образования и воспитания для любого ребенка, в том числе и ребенка с особыми потребностями [1, с.84].
По мнению Н. М. Назаровой, «лица с особыми образовательными потребностями» — это люди, имеющие отклонения в развитии, вследствие которых происходит ограничение возможностей их участия в традиционном образовательном процессе, что обуславливает особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения [5, с. 83].
На основании этого к педагогам предъявляются принципиально новые требования, расширенные трудовые функции в отношении ребенка с особыми образовательными потребностями, внутренние личностно-профессиональные изменения.
Основным нормативно-правовым документом, в структуре которого прописаны компетенции педагога, является профессиональный стандарт.
Наряду с традиционными требованиями к учебно-воспитательному процессу в образовательных организациях, педагог должен быть готов принимать, обучать и воспитывать всех детей, независимо от психолого-педагогических, физических особенностей, должен уметь определять особые образовательные особенности детей с ОВЗ, строить с учетом этих особенностей предметно-пространственную среду, образовательный процесс, уметь выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особенностями, сотрудничать с субъектами психолого-педагогического сопровождения, владеть технологиями и методиками по организации коррекционно-развивающего процесса и так далее [5, с. 3].
Проблеме готовности педагогов к инклюзивному образованию посвящены многочисленные научные исследования как зарубежных, так и отечественных ученых, таких как В. В. Хитрюк, С. В. Алехина, О. В. Бонин, О. С. Кузьмина, Е. Г. Самарцева и многие другие.
Ряд научных трудов определяют готовность педагога к инклюзии с позиции компентностного подхода (Т. Г. Зубарева, И. Н. Хафизуллина, В. В. Хитрюк и др.). В частности, в научной статье В. В. Хитрюк определяет инклюзивную готовность как «сложное интегральное субъектное качество личности» [6, с.103].
И. Н. Хафизуллина в своих трудах вводит понятие «инклюзивная компетентность». «Инклюзивная компетентность» рассматривается автором как «интегративное личностное образование, позволяющее осуществлять в процессе инклюзивного обучения профессиональные педагогические функции с учетом разных образовательных потребностей детей» [4, с. 23].
Таким образом, «готовность педагогов, как одно из условий для организации инклюзивного образовательного процесса, представляет собой определенный уровень развития качеств личности, которые обеспечивают ее оптимальное функционирование» [2, с. 153].
В научной литературе определяют два вида готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования:
– психологическая;
– профессиональная.
Психологическая готовность включает: эмоциональное принятие детей с особыми потребностями, готовность вовлекать их в учебно-воспитательный процесс, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Профессиональная готовность включает:
– мотивационно-ценностный компонент, который интерпретируется через ценностное отношение к инклюзивному образованию, принятие детей с особыми образовательными потребностями, направленность на открытое взаимодействие участников инклюзивного процесса, мотивы на разработку коррекционно-развивающей среды, стремление к самообразованию;
– операционально-деятельностный, который интерпретируется через умения выявлять особые образовательные потребности и возможности детей с особыми возможностями здоровья, владение построения процесса совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, владеть организацией различных способов взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного образования;
– рефлексивно-оценочный компонент интерпретируется через умения анализировать проблемы и достижения детей и образовательного инклюзивного процесса в целом, умения выявлять эффективные и не эффективные способы организации взаимодействия, оценивать свою профессиональную деятельность и результаты инклюзивной образовательной среды [2, с.56].
На основании изложенного делаем вывод о том, что готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования является одной из важнейших проблем в организации и реализации инклюзивного образования. К педагогам, реализующим инклюзивное образование, предъявляются сугубо иные требования, включающие в себя ряд интегральных качеств личности, знаний и умений по организации инклюзивного образования.
Анализ научной, психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить компоненты готовности педагогов к инклюзивному образованию, которые в совокупности представляют собой целостное личностное качество, содержащее в себе ценностную ориентацию на человека как главную ценность для педагога, формирование на этой основе ценностного отношения к инклюзивному образованию и детям с особыми возможностями здоровья.
Литература:
1. Алёхина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
2. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О. С. Кузьмина. — Омск, 2015. — 319 с.
3. Матвеева С. В., Букина И. А. К вопросу инклюзивного образования детей дошкольного возраста: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания / отв. ред. Н. П. Павлова. — Череповец: ЧГУ. — 2015. — С. 152–154.
4. Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 10 (205). — С. 119–124.
5. Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Н. Хафизуллина — Астрахань, 2008. — 23 с.
6. Хафизуллина И. Н. Формирование профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с ООП // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: серия гуманитарные науки «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» — Кострома, 2007. — С. 83–88.
7. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: Ценностный аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. — 2013. — № 4 (26). — С. 102–111.