В представленной статье исследуется современное состояние и тенденции развития миграционной политики Российской Федерации. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. В статье автор отмечает, что необходим поиск эффективных универсальных форм правового воздействия на современные миграционные процессы и выборочное применение зарубежного опыта.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционное законодательство, миграционные процессы.
This article examines the current state and trends in the development of migration policy in the Russian Federation. The system for attracting temporary labor migrants and determining the need for foreign labor needs to be improved. In the article, the author notes that it is necessary to search for effective universal forms of legal influence on modern migration processes and selective application of foreign experience.
Keywords: migration, migration policy, migration legislation, migration processes.
Значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации занимают миграционные процессы [2, с. 3]. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики являются необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.
В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами приема мигрантов невысока и распространяется преимущественно на граждан государств-участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низкими уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях.
Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью в сравнении с другими странами. Причины обусловлены издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории России [1].
Действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. В первую очередь оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников. Однако миграционное законодательство в России не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Как следствие, несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов.
Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Стоит отметить, что миграция трудовых ресурсов неизбежна для государств, это то, с чем необходимо работать путем правового регулирования и осуществления контрольно-надзорной деятельности. В основе правового регулирования миграционными потоками в Российской Федерации находятся базовые принципы, такие как равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от расы, национальности и гражданства.
С учетом современной миграционной ситуации в стране можно проследить устоявшуюся тенденцию. В частности, основную часть иностранных трудовых мигрантов составляют граждане бывших союзных республик, а ныне граждане стран СНГ, преимущественно Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Киргизии. По итогам 2019 года в Российскую Федерацию прибыло около 125 тысяч иностранных граждан. Данный показатель свидетельствует о снижении на 4 % притока иностранных мигрантов на территорию нашей страны по сравнению с предыдущим годом. Более того, социально-профессиональный статус прибывающих иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, иллюстрирует невысокий интеллектуальный и профессиональный уровень развития трудовых мигрантов, обладающих социально-адаптационными проблемами как на территории страны места пребывания, так и в своей стране. Усугубляет сложившуюся ситуацию высокий уровень преступности среди иностранных мигрантов, наличие повышенной склонности к агрессии среди трудовых мигрантов, присутствие криминально ориентированных иностранных индивидов. Кроме того, нелегальная трудовая миграция напрямую провоцирует рост преступности, сокрытие доходов от налогообложения, полученных с помощью трудовой нелегальной деятельности мигрантов [3, с. 7].
В сложившейся ситуации и в целях улучшения миграционной политики президент Российской Федерации в конце 2018 года подписал Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы. Принятый нормативный правовой акт, направлен на создание комфортных условий для легализации и адаптации иностранных мигрантов. В рамках положений Концепции государственной миграционной политики разработан и внедрен план ее реализации на первом этапе. В основу механизма реализации миграционной политики Российской Федерации положен анализ современной ситуации и совершенствование миграционных процедур на основе актуальных законов [4, с. 5].
На миграционные процессы в Российской Федерации влияют разнообразные социально-экономические факторы и условия. Как следствие, требуется межотраслевой подход к правовому регулированию миграционных правоотношений через конституционное, гражданское, административное, трудовое и иное законодательство. Большинство действующих подзаконных правовых актов направлены на регулирование правового статуса мигрантов с учетом решения краткосрочных и среднесрочных задач. Более того, они обладают ограничительным характером и не направлены на развитие миграционной политики в долгосрочной перспективе. Соответственно в правоприменительной практике Российской Федерации встречаются юридические коллизии и правовые пробелы в сфере государственного регулирования миграционной политики, которые не отвечают современным интересам государства в целом. Сложившаяся в отечественном законодательстве противоречивая ситуация объясняется стремительными изменениями в миграционной сфере и трансформацией приоритетов государства в правовом регулировании данных процессов.
Таким образом, модернизация миграционного законодательства и государственной миграционной политики в целом, требуют всестороннего и полного исследования правового регулирования основ миграционной политики в Российской Федерации. Безусловно, основным ориентиром выступает опыт зарубежных стран в исследуемом вопросе. Однако с учетом особенностей основных направлений социально-экономического развития российского государства, полное восприятие миграционной политики зарубежных стран в современной России не представляется возможным. Следовательно, требуется поиск универсальных и эффективных форм и способов правового воздействия на миграционные процессы с учетом ее специфики реализации на территории Российской Федерации.
Литература:
- О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 45. ст. 6917
- Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография // ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019. 392 с.
- Краюшкин А. В. К вопросу о концепции регулирования миграционных процессов // Российская юстиция. 2019. № 12. С. 2–6.
- Потапенкова И. В. Сущность миграционной амнистии как правового явления // Миграционное право. 2019. № 4. С. 6–10.
- Шурухнова Д. Н. Миграционная амнистия в системе мер миграционной политики Российской Федерации // Миграционное право. 2019. № 4. С. 3–6.