Важнейшее условие модернизации образования — это повышение профессионального уровня педагогов: творческих, инициативных, самодостаточных. Основополагающим фактором, определяющим эффективность процессов профессиональной самореализации и саморазвития педагогов, является непрерывное профессиональное образование.
Непрерывное профессиональное образование — это активное, качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной деятельности [6, с. 3].
Сегодня появилась настоятельная потребность в изменении системы повышения квалификации, в расширении способов мотивации педагогов, в поиске новых путей и средств повышения квалификации и переподготовки педагогов [6, с. 28].
Такие новые пути повышения профессиональной компетентности представлены через следующие формы: педагогическая аттестация, ресурсные центры, профессиональные конкурсы, дистанционное обучение.
Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование — есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога [4, с. 88].
Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве [1, с. 85].
Важное значение по повышению компетентности педагогов имеет методическая работа ДОО.
Методическая работа в ДОО — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений воспитателей, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития.
В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель.
В настоящее время потребность в методической службе усилилась. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка для грамотного и осознанного строения учебно-воспитательного процесса, учитывая многообразие интересов и возможностей детей [3, с. 7].
В методической работе ДОО можно выделить следующую структуру: мотивы — цель — содержание — формы — методы — результаты.
В первую очередь методисту необходимо создать такие условия, в которых педагог самостоятельно будет осознавать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Повышение мотивации педагога является главной движущей силой для толчка к повышению профессиональной компетентности.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [4, с. 63].
Отсутствие у педагога мотивации свидетельствует об отсутствии образовательной деятельности. В этом случае педагог реализует не образовательную деятельность, а деятельность по присмотру и уходу за детьми, которая имеет другие мотивы, цели, содержание и результат. Поэтому главной задачей методической работы ДОО является стимулирование мотивации педагогов.
Цель методической работы в ДОО — создание эффективных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Методическое сопровождение формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО предполагает:
– диагностику уровня профессиональной компетентности педагогов;
– помощь методиста в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования педагогов;
– составление индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности педагогов;
– тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма педагогов;
– гуманистическая позиция методиста в консультировании педагогов по вопросам профессионального роста;
– педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей [2, с. 24].
Педагогический совет — это высший орган руководства всей учебно-воспитательной деятельности.
Важнейшими принципами организации методической работы являются системный и ситуационный подходы к её построению. Планируя содержание методической работы, старший воспитатель должен изучить мотивационно-ценностную составляющую каждого педагога, уровень его профессиональной компетентности.
Диагностика уровня профессиональной компетентности основывается на анализе профессионального уровня педагогов через: анкетирование, собеседование с педагогами, ознакомление с уровнем заполнения диагностических карт детей, обследование отдельных детей по стандартам, задаваемых программой, анализ проведения занятий педагогами, анализа наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях, анализ наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества, анализ наблюдений за игрой детей, результатами естественного эксперимента, анализ предметно-развивающей среды в группе.
На основании диагностики методист дифференцирует педагогов по уровню мастерства и подбирает соответствующие формы методической работы с педагогом. Работа с педагогами должна строиться с учетом их запросов. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого педагога путем их включения в исследовательскую деятельность.
Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы. Формы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.
Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.
Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности [4, с. 234].
К возможным формам методической работы с педагогами ДОО относятся групповые, подгрупповые, индивидуальные формы.
Групповые формы: педагогические советы (традиционные, нетрадиционные), презентации по проблеме и их дальнейшее совместное обсуждение, методы обучения активному мышлению — мозговой штурм, семинары, «круглые столы», консультации, коллективные просмотры педагогической деятельности, портфолио, дискуссии, деловые игры, смотры-конкурсы, тренинги.
Подгрупповые формы включают в себя: творческие группы, методические секции.
Индивидуальные формы: наблюдения, беседы, наблюдение за образовательно-воспитательным процессом, консультации, тесты и тестовые задания.
Результатом методической работы в ДОО должна явиться высокоэффективная, высокоорганизованная система педагогической деятельности, где каждый педагог будет владеть умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты [3, с. 7].
Таким образом, формирование педагогической компетентности главным образом должно осуществляться через методическую службу ДОО. Для формирования профессиональной компетенции методисту необходимо учитывать уровень мотивации, уровень сформированных знаний, умений и опыта работы педагога. На основании этих данных выстраивается индивидуальный образовательный маршрут педагога с учетом его когнитивных потребностей.
Следует отметить, что, не смотря на многогранность различных подходов к повышению педагогической компетентности педагогов, практика показывает, что педагоги испытывают сложности в работе с отдельными категориями детей. Мы предполагаем, что данное противоречие разрешить возможно, если в условиях дошкольной образовательной системы создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.
Литература:
- Бездухов В. П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
- Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. — Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та, 1998. Вып. 3. — 47 с.
- Климентьева З. А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З. А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. — Казань, 2013–87 с.
- Мадеева И. Э., Кузнецова И. Ю., Волкова И. М. Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф., ноябрь 2015 г. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 88–91 URL: http: //moluch.ru/conf/ped/archive/184/8984/ (дата обращения 26.04.2018 г.).
- Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. — 1980. — № 8. — С. 82–89
- Соляник Е. Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования // Вестник. — 2015. — № 2. — С. 5–13.