В статье затрагивается вопрос об использовании информационных технологий при изучении морфемики и словообразования в 5 классе. Рассматриваются теоретические аспекты изучения морфемики и словообразования в 5 классе, а также виды информационных технологий. Предлагаются методические рекомендациям при изучении раздела «Морфемика и словообразование» в 5 классе с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: морфемика, морфема, словообразование, информационные технологии.
На современном этапе развития техники можно применять многофункциональные учебные комплексы и обучающие системы на базе компьютера.
Использование информационных технологий и различных Интернет-ресурсов позволяют повысить эффективность процесса обучения русскому языку. Применение мультимедийных программ при обучении морфемике и словообразованию особенно актуально.
Изучение морфемики и словообразования является основой формирования представлений о языке как развивающейся системе, которая активно пополняется новыми словами.
Словообразованием является наука о значимых частях в структуре слова и их взаимодействии друг с другом, а также о способах образования слов.
Обеспечивая процесс номинации и его результаты, словообразование играет важнейшую роль в познавательной деятельности обучающегося и выступает одним из основных средств пополнения словарного состава языка [5].
Морфемой называется наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления его с другими словами, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема как наименьшая значимая единица языка не имеет самостоятельного существования. Морфемы содержатся и осознаются только в структуре самого слова.
Разные морфемы в составе слова обладают разным значением. По характеру выражаемого значения морфемы образуют две группы, противопоставленные друг другу: 1) корневые морфемы, которые заключают в себе «основной элемент лексического значения»; 2) аффиксальные, или служебные, морфемы, которые выражают в слове дополнительное значение — словообразовательное или формообразовательное.
Говоря об использовании информационных технологий в образовании, И. Г. Захарова понимает под ними совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [2].
Под информационными технологиями И. В. Роберт понимает программно-аппаратные средства и устройства, которые функционируют на базе вычислительной и микропроцессорной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающего операции по сбору, накоплению, хранению, обработки и передаче информации [4].
Информационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией [1].
В области изучения разделов «Морфемика и словообразование» рекомендуется применять интерактивную доску на уроках русского языка. Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся. Так, например, на уроке дети пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков.
Также, можно создать интерактивную игру по изучаемой теме и включать её на компьютере, выводя на экран. Разнообразные упражнения можно выполнять как индивидуально каждому ребёнку, так и нескольким учащимся одновременно. При использовании данных упражнений на интерактивной доске, в несколько раз повысится эффективность урока, исчезнет монотонность в преподавании. То, что учащиеся увидят на большом экране, надолго останется у них в памяти. Ученики перестанут отвлекаться от темы урока, будут концентрировать своё внимание на отрабатываемом материале [3].
Широкое использование электронных пособий виртуальной школы «Кирилл и Мефодий» для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками используют репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в виде конспектов с разноцветными иллюстрациями. Есть возможность подключения или отключения голоса диктора.
Ещё к одним эффективным информационным технологиям в обучении можно отнести использование видеовыдержек из словаря, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. Они раскрывают лексическое значение слова, даётся анимированное изображение объекта, о котором идет речь. При изучении темы «Словообразование» учащимся можно наглядно продемонстрировать в увеличенном виде гнезда слов из школьного словообразовательного словаря.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уроках русского языка, в процессе изучения морфемики и словообразования в 5 классе, использовать информационные технологии можно на всех этапах процесса обучения. Это позволяет рационально организовать учебный процесс; активизировать познавательную деятельность учащихся; усовершенствовать контроль знаний.
Литература:
- Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.: Академия, 2001. — 21 с.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2003. — 192 с.
- Мазниченко А. С. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения словообразования / А. С. Мазниченко // Начальная школа, 2011. — № 7. — С. 44–49.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: ИИО РАО, 2010. — 140 с.
- Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С.467–469 с.