В процессе профессионального становления сотрудники МВД, проходят период социализации. В этот период происходит тесная связь эмоционального интеллекта и стабильности с коммуникативными компетенциями. Так формируется надежный фундамент дальнейшего развития специалиста, успешное закрытие дел и профессиональный рост.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коммуникативная компетентность, сотрудники МВД, эмоция, умения, способность, взаимодействие, взаимосвязь, социально-коммуникативная компетентность.
В активно изменяющемся мире, ученые считают, что залог жизненного успеха не в IQ (коэффициент интеллекта), а в EQ «эмоциональной компетентности», другими словами, уровне эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это умение анализировать и управлять эмоциональными порывами. Охарактеризовать эмоции, является первой степенью и второй ее показать. Подавление эмоций приводит к стрессу. По этой причине нарушается гармония в психологическом состоянии и всех сферах жизнедеятельности.
Успешное выполнение сотрудниками органов внутренних дел стоящих перед ними задач служебной деятельности тесно связано с эффективным взаимодействием с сослуживцами и гражданами, с которыми сотрудникам МВД приходится общаться в силу своих профессиональных обязанностей. Мало понимать себя и собеседника, необходимо для эффективного взаимодействия правильно выстроить и процесс коммуникации, т. е. обладать коммуникативной компетентностью. Именно поэтому, все выше сказанное определяет актуальность статьи «Взаимосвязь эмоционально интеллекта с коммуникативной компетентностью сотрудников МВД».
Понятие и структура эмоционального интеллекта
Идея об эмоциональном интеллекте вытекает из понятия «социальный интеллект», который исследовали такие авторы как Э. Торндайк, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд [1; 2]. Г. Гарднер излагающий в своей работе личностные интеллекты, впервые упомянул об эмоциональном интеллекте [3].
Внутриличностный интеллект по мнению Г. Гарднера рассматривается как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [3, с. 239].
Первая научная модель эмоционального интеллекта исследована
П. Сэловеем и Дж. Мэйером. Именно они ввели в психологию термин «эмоциональный интеллект». П. Сэловей и Дж. Мэйер считают его как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [2, с. 30]. Формируются два подхода к классификации эмоционального интеллекта: первый подход изучает его как модель способностей; второй подход — как смешанную модель.
Подход П. Сэловея и Дж. Карузо относится к модели способностей: эмоциональный интеллект в данной модели выступает как сочетание эмоций с познанием. Данные авторы выделяют три механизма, которые допускают связь эмоционального интеллекта с умственными способностями:
− эмоции связаны с процессом мышления (продуктивность процесса мышления, а концентрация внимание);
− способности, к примеру, сопереживание и откровенность могут сопоставляться с эффективным упорядочением эмоций.
П. Сэловей и Дж. Карузо выделили компоненты эмоционального интеллекта. Компоненты, с позиции авторов, формируются в иерархию и последовательно изучаются человеком в онтогенезе. Такими компонентами эмоционального интеллекта являются:
- Идентификация эмоций. Этот компонент включает такие способности как: оценка эмоций, отождествление эмоций, адекватное выражение эмоционального состояния.
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
- Понимание эмоций. В данный компонент входят способности устанавливать связи между комплексами эмоций, понимать переходы одной эмоции в другую, также понимание причин эмоций.
- Управление эмоциями. В этот блок входит способность контролировать эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций и продуцировать в себе позитивные эмоции (адекватно ситуации).
Второй подход в классификации эмоционального интеллекта относится к смешанной модели. Здесь эмоциональный интеллект рассматривается «как сочетание умственных и персональных черт, присущих каждому конкретному человеку» [4 с. 87]. Авторы Д. Гоулман и Р. Бар-Он. Под эмоциональным интеллектом Д. Гоулман понимает «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» [4, с. 88].
Р. Бар-Он понимает эмоциональный интеллект «как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [4, с. 88]. Автор выделяет пять общих областей и 15 шкал.
1.Внутриличностная сфера. Понимание своих чувств и управление собой.
− Самоанализ. Понимание своих чувств и того, как твоё поведение влияет на окружающих.
− Ассертивность. Ясное выражение своих чувств и мыслей, принятие желаний окружающих.
− Независимость. Самостоятельное принятие решений и самоконтроль.
− Самооценка. Согласие с собой, гармоничность. Самоуважение и восприятие себя положительно.
− Самореализация. Стремление к максимальному развитию, реализация потенциала.
2.Сфера межличностных отношений. Взаимодействие с людьми.
− Эмпатия. Понимание чувств других людей, а также умение дать понять людям, что их чувства вам известны.
− Социальная ответственность. Взаимовыгодное сотрудничество, включающее в себя совесть, нравственность и заботу о другом человеке.
− Межличностное общение. Конструктивное общение благодаря вербальным и невербальным коммуникациям. Свободное и комфортное самочувствие в социальных контактах.
3.Сфера адаптивности. Гибкость, реалистичность и адекватность.
− Решение проблем. Выявление и формулирование проблемы, выработка, воплощение в жизнь потенциально эффективных путей решения.
− Оценка действительности. Верное определение соотношения между своим опытом и тем, что объективно существует.
− Гибкость. Согласование своих чувств, мыслей и действий с меняющимися обстоятельствами. Адаптация к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам.
4.Сфера управления стрессом. Умение справляться со стрессом.
− Толерантность к стрессу. Умение противостоять стрессовым ситуациям без физического и эмоционального напряжения.
− Контроль импульсивности. Способность не поддаваться нахлынувшим эмоциям.
5.Сфера общего настроения. Позитивное восприятие жизни, удовлетворенность жизнью.
− Удовлетворенность жизнью. Умение быть веселым, умиротворенным, жизнерадостным и воодушевленным.
− Оптимизм. Энтузиазм в любом деле, умение видеть плюсы во всем.
Модель, которой будем придерживаться мы в своем исследовании — модель, предложенная Д. В. Люсиным. По Д. В. Люсину, эмоциональный интеллект — «способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [2, с.33]. Автор выделяет два эмоциональных интеллекта:
− внутриличностный (понимание и управление своими эмоциями);
− межличностный (понимание и управление эмоциями других людей).
Д. В. Люсин говорит о двойственной природе эмоционального интеллекта: с одной стороны он связан с личностными характеристиками, с другой стороны — с когнитивными способностями. Автор выделяет факторы, влияющие на эмоциональный интеллект:
− когнитивные способности (переработки эмоциональной информации);
− представления об эмоциях (как о ценностях);
− особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость).
Модель Д. В. Люсина, по сути, относится к смешанным моделям, но сам автор выделят отличие: личностные характеристики, коррелирующие со способностями к пониманию и управлению эмоциями, не вводятся в конструкт эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет управлять эмоциональной сферой. Поведение в обществе формирует адаптивное поведение. Позволяет добиться целей во взаимодействии с окружающими.
Коммуникативная компетентность, характеристика в работах ученых психологов
Под коммуникативной компетентностью понимается система знаний о себе и о других; умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия [2]. Довольно часто заменяется термином «коммуникативная компетенция». Впервые термин «коммуникативная компетенция» встречается в работах М. Н. Вятютнева [5], обозначает способность человека взаимодействовать посредством общения в трудовой или учебной деятельности, для удовлетворения своих интеллектуальных запросов. Термин «коммуникативная компетентность» используют в своих трудах Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников, Е. И. Мычко, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя [3].
К когнитивному компоненту относятся когнитивно-коммуникативные умения, которые понимаются как система коммуникативных действий, основанных на знание об общении и которые позволяют свободно ориентироваться, действовать в когнитивном пространстве [6]. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Коммуникативная компетентность ко всему прочему, определяется не только способностями, знаниями, умениями и навыками, но и возможна в случае развитой способности к пониманию того, что происходит в процессе взаимодействия, в условиях, что познание строится как субъект — субъектное [5]. В настоящее время существует два подхода коммуникативной компетентности: теоретический и практический.
Умение общаться, как первая составляющая коммуникативной компетентности, — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. В трудах Л. А. Петровской, говорится о готовности личности к общению «в плане развития и соответствующих ценностей, установок, и адекватных умений» [4].
Резюмируя, под коммуникативной компетентностью мы понимаем способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включаем некую совокупность знаний, умений и навыков. Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик сотрудника МВД, а ее формирование — как актуальная задача профессионального развития и становления личности специалиста.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у сотрудников МВД
Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включаем некую совокупность знаний, умений и навыков.
Теперь рассмотри, взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью.
Эмоциональный интеллект является важным фактором адаптации, оптимизации межличностного взаимодействия, просоциального и иного позитивного поведения, а коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Понятия тесно связанны между собой и играют важную роль в работе сотрудников МВД. Сотрудник должен быть в состоянии так взаимодействовать с участниками уголовного процесса, сослуживцами, руководством, чтобы достигать поставленных целей, получать необходимый эффект (раскрыть преступление). Полемика о соотношении аффективной и когнитивной области психики привела к необходимости объединения эмоции и разума в одну теорию, которая демонстрирует, как именно две эти области, взаимодействуют и через коммуникацию влияют на результаты адаптации и социализации.
Продуктивным в этом плане представляется подход Е. А. Хлевной, рассматривающий эмоциональный интеллект специалиста как когнитивную способность воспринимать, анализировать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные проявления и рефлексивно регулировать эмоции. [1].
От коммуникативной компетентности сотрудника полиции, его потребностей и специфики мотивации в профессиональном общении зависит характер его коммуникативной активности и признаваемые им коммуникативные ценности. Таким образом, мы можем предполагать, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативной компетентностью сотрудников МВД. Они способны проявлять гибкость и эмоциональное участие в отношениях с другими людьми, что позволяет им устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения.
Литература:
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131.
- Жуков Ю. М. Диагностика и развитие коммуникативности в общении Практ. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. — Киров: ЭНИОМ, 1991. — 94, [1] с.: ил.; 20 см.; ISBN 5–87668–003–6
- Бочарникова, М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009 — № 8. — С. 130–132. — URL https://moluch.ru/archive/8/566/
- Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг [Текст]: избранные труды / Л. А. Петровская; ред.-сост. О. В. Соловьева. — Москва: Смысл, 2007. — 691 с.
- Муравьева О. И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. И. Муравьева; М-во образования Рос. Федерации, Томс. гос. ун-т. — Томск: Томс. гос. ун-т, 2003 (Участок оперативной ризографии и офсетной печати Ред.-издат. отдела ТГУ). — 116, [1] с.: табл.; 20 см.; ISBN 5–94621–081–5
- Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Гиту Орме; [Пер. с англ.: Рябкина Диана Алексеевна]. — М.: КСП+, 2003. — 268, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 5–89692–088–1: 2000