Аутизм имеет много общих симптомов с такими патологиями развития как интеллектуальная недостаточность, глухота, ранняя детская шизофрения, психопатия, тяжелые нарушения речи, резидуально-органические поражения центральной нервной системы, невропатия, органическая деменция [1]. Дифференциальная диагностика аутизма от сходных состояний представляет собой углубленное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с целью установления типа нарушения развития и определения дальнейшего образовательного и коррекционного маршрута. Дифференциальный диагноз устанавливается врачом-психиатром в старшем дошкольном возрасте. В дифференциальной диагностике раннего детского аутизма (РДА) участвуют несколько специалистов: психиатр, невролог, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед.
При первых подозрениях на аутизм проводится проверка слуха ребенка, чтобы исключить глухоту. Аутичный ребенок может не откликаться на зов и не оборачиваться на источник звука. Однако, в аффективно значимой ситуации аутичный ребенок может реагировать даже на тихие интересующие его звуки, пугаться шума, крика. Глухой ребенок смотрит на губы собеседника, у него присутствует зрительный контакт. Хорошо, если родители ребенка заранее обследуют ребенка у сурдолога при помощи тимпанограммы. Сурдолог может предложить исследование слуха методом вызванных потенциалов (КСВП), который покажет слышит ли ребенок и не реагирует, или же он не реагирует, потому что не слышит. КСВП проводится у полностью мутичных детей.
Значительные трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и невропатии. Дети с невропатией, так же, как и аутичные дети второй и четвертой групп, обладают пониженным психическим, моторным и физическим тонусом, тормозимостью, излишней боязливостью, гиперчувствительностью к оценке их поведения, повышенной избирательностью в контактах. Для невропатии характерны частые колебания настроения, но в отличие от колебаний настроения при РДА, они всегда обусловлены метеочувствительностью, нарушениями сна, пищеварения, пребывания на жаре, в душном помещении. При невропатии также могут наблюдаться характерные для РДА затруднения глотания и страх твердой пищи, но в данном случае они обусловлены повышенной рефлекторной возбудимостью. У ребенка с невропатией также могут наблюдаться двигательные стереотипы, которые на самом деле являются навязчивыми тиками. При невропатии может наблюдаться чувствительность к смене обстановки, но только в том случае, если изменения в окружающем являются объективно отрицательными. В случае, если смена обстановки несет положительные впечатления (например, поездка к морю), ребенок с невропатией реагирует положительно. Для детей с невропатией характерны страхи, но в отличие от страхов при РДА, страхи ребенка с невропатией всегда адекватны и актуальны для данного момента, хотя и сильно преувеличены. Дети с невропатией активно подражают в игре. Их речи несвойственна скандированность, употребление глаголов в инфинитиве, отставленные эхолалии, комментирование, невнятность и аграмматизмы.
Дифференциальная диагностика с резидуальной органической патологией центральной нервной системы (РОП ЦНС) представляет затруднение из-за наличия «общих» симптомов — психомоторной возбудимости, импульсивности, неустойчивости внимания и настроения, негативизма, агрессивности, патологии влечений. Например, при гидроцефалии может наблюдаться склонность к речевым штампам и многоречивости. Дети с РОП ЦНС, в отличии от детей с РДА, назойливы и навязчивы, их психомоторная расторможенность легко сменяется гиподинамией, жалобами на головную боль. Дети с РОП ЦНС, как правило, не используют в речи неологизмы, манерные интонации, отставленные эхолалии, вычурные сенсорные стереотипии.
Возникают трудности при дифференциальной диагностике РДА с преобладанием симптоматики третьей группы и гебоидной психопатии. Ребенок с психопатией может проявлять жестокость, агрессию, стремление сделать назло. Но он способен к диалогу и достаточно общителен, у него отсутствует специфичная речь, как при РДА. Влечения ребенка с психопатией не подпитываются его же страхами.
Большие трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и интеллектуальной недостаточности, так как очень часто эти два нарушения наблюдаются одновременно.
Нередко интеллектуальную недостаточность предполагают у детей первой группы из-за отсутствия речи, игры, навыков самообслуживания, полевого поведения. Но у ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствует глазной контакт, он не настолько сильно отрешен от окружающего, не демонстрирует негативной реакции на смену обстановки.
У детей второй группы интеллектуальную недостаточность, как правило, предполагают из-за трудности привлечения их внимания, несформированности навыков самообслуживания, однообразной манипулятивной игры, неразвернутой речи и задержки развития моторики. Но у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в речи нет неологизмов, отставленных эхолалий, у них не формируется характерная для детского аутизма симбиотическая связь с матерью, их страхи адекватны действительности.
Аутизм регрессивного характера у детей первой группы при возникновении нарушений после экзогении, иногда приходится дифференцировать с органической деменцией. При органической деменции не наблюдается нарушений взаимодействия, имеется ряд неврологических симптомов.
Часто приходится проводить дифференциальную диагностику РДА первой и четвертой групп и речевых патологий — сенсорной и моторной алалий, дизартрии из-за того, что аутичный ребенок, на первый взгляд, не понимает обращенную речь, не выполняет вербальные инструкции, не говорит или почти не говорит, невнятно произносит слова. При речевой патологии сохранны невербальные коммуникации — жестовая речь, адекватная ситуации мимика, пристальный взгляд в лицо собеседника, привлекающие внимание взрослого возгласы. Следует отметить, что в аффективно значимой для аутичного ребенка ситуации, он может демонстрировать понимание речи, более четко и громко произносить слова. У ребенка с речевой патологией отсутствуют в речи своеобразные интонации и эхолалии.
Наибольшие сложности представляет дифференциальная диагностика РДА и шизофрении, обычно она проводится в старшем дошкольном возрасте или в младшем школьном возрасте. Следует отметить, что шизофрения в детском возрасте встречается достаточно редко, но в старшем дошкольном возрасте и позже у ребенка может сложиться характерный для заболевания шизофренический тип мышления. Для диагностики мышления, начиная с девятилетнего возраста ребенка, применяются следующие методики: классификация предметов, пиктограмма, опосредованное запоминание по Леонтьеву, сравнение понятий, шестьдесят слов, исключение предметов. Возможен вариант возникновения шизофрении в детском возрасте, затем медленное развитие заболевания, и проявления характерных симптомов и признаков в более старшем возрасте. В старшем дошкольном возрасте возможен анализ детского рисунка.
В настоящее время дифференциальная диагностика РДА и детской шизофрении проводится врачом-психиатром не ранее достижения ребенком пяти-шестилетнего возраста. В более раннем возрасте симптомы детской шизофрении очень схожи с проявлениями РДА у детей третьей группы. Сюда можно отнести взгляд «сквозь» человека, моторную неловкость и неуклюжесть, наличие моторных стереотипий, бедную мимику, использование в речи «вычурных» слов и фраз, увлеченность сверхценной идеей, навязчивые разговоры об интересующих объектах. В некоторых случаях дифференциально-диагностическим признаком детской шизофрении может служить склонность к мудрствованию, дурашливость и относительно адекватное ситуации поведение [2].
Литература:
- Лебединская, К. С. Вопросы дифференциальной диагностики / К. С. Лебединская. — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/voprosy-differencialnoj-diagnostiki (дата обращения: 20.10.2020).
- Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И. А. Шаповал. — Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 320 c. — Текст: непосредственный.