Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.10.2020

Статья просмотрена: 707 раз

Библиографическое описание:

Кошлякова, Е. В. Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога / Е. В. Кошлякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74420/ (дата обращения: 18.12.2024).



Аутизм имеет много общих симптомов с такими патологиями развития как интеллектуальная недостаточность, глухота, ранняя детская шизофрения, психопатия, тяжелые нарушения речи, резидуально-органические поражения центральной нервной системы, невропатия, органическая деменция [1]. Дифференциальная диагностика аутизма от сходных состояний представляет собой углубленное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с целью установления типа нарушения развития и определения дальнейшего образовательного и коррекционного маршрута. Дифференциальный диагноз устанавливается врачом-психиатром в старшем дошкольном возрасте. В дифференциальной диагностике раннего детского аутизма (РДА) участвуют несколько специалистов: психиатр, невролог, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед.

При первых подозрениях на аутизм проводится проверка слуха ребенка, чтобы исключить глухоту. Аутичный ребенок может не откликаться на зов и не оборачиваться на источник звука. Однако, в аффективно значимой ситуации аутичный ребенок может реагировать даже на тихие интересующие его звуки, пугаться шума, крика. Глухой ребенок смотрит на губы собеседника, у него присутствует зрительный контакт. Хорошо, если родители ребенка заранее обследуют ребенка у сурдолога при помощи тимпанограммы. Сурдолог может предложить исследование слуха методом вызванных потенциалов (КСВП), который покажет слышит ли ребенок и не реагирует, или же он не реагирует, потому что не слышит. КСВП проводится у полностью мутичных детей.

Значительные трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и невропатии. Дети с невропатией, так же, как и аутичные дети второй и четвертой групп, обладают пониженным психическим, моторным и физическим тонусом, тормозимостью, излишней боязливостью, гиперчувствительностью к оценке их поведения, повышенной избирательностью в контактах. Для невропатии характерны частые колебания настроения, но в отличие от колебаний настроения при РДА, они всегда обусловлены метеочувствительностью, нарушениями сна, пищеварения, пребывания на жаре, в душном помещении. При невропатии также могут наблюдаться характерные для РДА затруднения глотания и страх твердой пищи, но в данном случае они обусловлены повышенной рефлекторной возбудимостью. У ребенка с невропатией также могут наблюдаться двигательные стереотипы, которые на самом деле являются навязчивыми тиками. При невропатии может наблюдаться чувствительность к смене обстановки, но только в том случае, если изменения в окружающем являются объективно отрицательными. В случае, если смена обстановки несет положительные впечатления (например, поездка к морю), ребенок с невропатией реагирует положительно. Для детей с невропатией характерны страхи, но в отличие от страхов при РДА, страхи ребенка с невропатией всегда адекватны и актуальны для данного момента, хотя и сильно преувеличены. Дети с невропатией активно подражают в игре. Их речи несвойственна скандированность, употребление глаголов в инфинитиве, отставленные эхолалии, комментирование, невнятность и аграмматизмы.

Дифференциальная диагностика с резидуальной органической патологией центральной нервной системы (РОП ЦНС) представляет затруднение из-за наличия «общих» симптомов — психомоторной возбудимости, импульсивности, неустойчивости внимания и настроения, негативизма, агрессивности, патологии влечений. Например, при гидроцефалии может наблюдаться склонность к речевым штампам и многоречивости. Дети с РОП ЦНС, в отличии от детей с РДА, назойливы и навязчивы, их психомоторная расторможенность легко сменяется гиподинамией, жалобами на головную боль. Дети с РОП ЦНС, как правило, не используют в речи неологизмы, манерные интонации, отставленные эхолалии, вычурные сенсорные стереотипии.

Возникают трудности при дифференциальной диагностике РДА с преобладанием симптоматики третьей группы и гебоидной психопатии. Ребенок с психопатией может проявлять жестокость, агрессию, стремление сделать назло. Но он способен к диалогу и достаточно общителен, у него отсутствует специфичная речь, как при РДА. Влечения ребенка с психопатией не подпитываются его же страхами.

Большие трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и интеллектуальной недостаточности, так как очень часто эти два нарушения наблюдаются одновременно.

Нередко интеллектуальную недостаточность предполагают у детей первой группы из-за отсутствия речи, игры, навыков самообслуживания, полевого поведения. Но у ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствует глазной контакт, он не настолько сильно отрешен от окружающего, не демонстрирует негативной реакции на смену обстановки.

У детей второй группы интеллектуальную недостаточность, как правило, предполагают из-за трудности привлечения их внимания, несформированности навыков самообслуживания, однообразной манипулятивной игры, неразвернутой речи и задержки развития моторики. Но у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в речи нет неологизмов, отставленных эхолалий, у них не формируется характерная для детского аутизма симбиотическая связь с матерью, их страхи адекватны действительности.

Аутизм регрессивного характера у детей первой группы при возникновении нарушений после экзогении, иногда приходится дифференцировать с органической деменцией. При органической деменции не наблюдается нарушений взаимодействия, имеется ряд неврологических симптомов.

Часто приходится проводить дифференциальную диагностику РДА первой и четвертой групп и речевых патологий — сенсорной и моторной алалий, дизартрии из-за того, что аутичный ребенок, на первый взгляд, не понимает обращенную речь, не выполняет вербальные инструкции, не говорит или почти не говорит, невнятно произносит слова. При речевой патологии сохранны невербальные коммуникации — жестовая речь, адекватная ситуации мимика, пристальный взгляд в лицо собеседника, привлекающие внимание взрослого возгласы. Следует отметить, что в аффективно значимой для аутичного ребенка ситуации, он может демонстрировать понимание речи, более четко и громко произносить слова. У ребенка с речевой патологией отсутствуют в речи своеобразные интонации и эхолалии.

Наибольшие сложности представляет дифференциальная диагностика РДА и шизофрении, обычно она проводится в старшем дошкольном возрасте или в младшем школьном возрасте. Следует отметить, что шизофрения в детском возрасте встречается достаточно редко, но в старшем дошкольном возрасте и позже у ребенка может сложиться характерный для заболевания шизофренический тип мышления. Для диагностики мышления, начиная с девятилетнего возраста ребенка, применяются следующие методики: классификация предметов, пиктограмма, опосредованное запоминание по Леонтьеву, сравнение понятий, шестьдесят слов, исключение предметов. Возможен вариант возникновения шизофрении в детском возрасте, затем медленное развитие заболевания, и проявления характерных симптомов и признаков в более старшем возрасте. В старшем дошкольном возрасте возможен анализ детского рисунка.

В настоящее время дифференциальная диагностика РДА и детской шизофрении проводится врачом-психиатром не ранее достижения ребенком пяти-шестилетнего возраста. В более раннем возрасте симптомы детской шизофрении очень схожи с проявлениями РДА у детей третьей группы. Сюда можно отнести взгляд «сквозь» человека, моторную неловкость и неуклюжесть, наличие моторных стереотипий, бедную мимику, использование в речи «вычурных» слов и фраз, увлеченность сверхценной идеей, навязчивые разговоры об интересующих объектах. В некоторых случаях дифференциально-диагностическим признаком детской шизофрении может служить склонность к мудрствованию, дурашливость и относительно адекватное ситуации поведение [2].

Литература:

  1. Лебединская, К. С. Вопросы дифференциальной диагностики / К. С. Лебединская. — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/voprosy-differencialnoj-diagnostiki (дата обращения: 20.10.2020).
  2. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И. А. Шаповал. — Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 320 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): дифференциальная диагностика, интеллектуальная недостаточность, ребенок, невропатия, старший дошкольный возраст, аутичный ребенок, детская шизофрения, органическая деменция, смена обстановки, детский возраст.


Похожие статьи

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка в новой школе

Опыт применения когнитивных технологий в консультативной работе педагога-психолога школы

Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Похожие статьи

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка в новой школе

Опыт применения когнитивных технологий в консультативной работе педагога-психолога школы

Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Задать вопрос