Социальное предпринимательство по праву следует считать одним из новейших инструментов как в экономической, так и социальной сфере, направленным на то, чтобы достичь максимального эффекта в предпринимательском новаторстве. Основу социального предпринимательства оставляют такие предприятия, цель деятельности которых важнейшим образом направлена на выполнение социальных функций, формирования некоторого социального блага и пр. Как показывает практика последних лет, данный вид деятельности набирает все большую популярность не только в развитых, но и в развивающихся странах. В статье определены основные перспективы развития социального предпринимательства в РФ.
Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная сфера, социальное партнерство, социальная ответственность ведения бизнеса.
Social entrepreneurship should rightfully be considered one of the newest tools in both the economic and social spheres, aimed at achieving the maximum effect in entrepreneurial innovation. The basis of social entrepreneurship is left by such enterprises, the purpose of which is most importantly aimed at performing social functions, creating a certain social good, etc. As the practice of recent years shows, this type of activity is gaining popularity not only in developed but also in developing countries. The article defines the main prospects for the development of social entrepreneurship in the Russian Federation.
Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, social sphere, social partnership, social responsibility of doing business.
В последние годы наблюдается уверенное становление в России довольно нового явления — соединения экономических систем с социальными. Подобный феномен социального предпринимательства, который изначально имел широкое распространение только в развитых зарубежных странах, стал распространяться и на территории России. Имеющийся опыт зарубежных стран в области социального предпринимательства требует достаточного осмысления, а также определения перспектив развития данного явления в современных российских условиях.
Социальным называется коммерческое предприятие, которое характеризуется некоторой финансовой дисциплиной, а также инновационной активностью, которое сформировано для того, чтобы производить некоторые общественные блага. В качестве основного отличия подобных организаций можно назвать то, что полученная в результате деятельности прибыль вкладывается в дальнейшее развитие данного бизнеса, а не применяется для того, чтобы увеличить прибыль собственников [3].
Основные принципы, на которых строятся социальные предприятия:
− самоокупаемость;
− инновационность;
− финансовая устойчивость [1].
Предпосылки возникновения социального предпринимательства в России представлены на рисунке 1.
Использование уникальных, а также достаточно новых инструментов, а также умение решать проблемы за счет собственных доходов, создают основные преимущества в области социального предпринимательства. Также в качестве сильной стороны социального предпринимательства можно считать встроенные инструменты контроля за эффективностью деятельности предприятия. Грамотное решение наиболее важных задач непосредственно включено в бизнес-процесс предприятия, что в первую очередь сокращает факт вероятности нерационального расходования ресурсов. Как раз социальное предпринимательство дает возможность иметь наиболее значимую отдачу на единицу вложенных средств.
В настоящее время на территории России на постоянной основе функционирует достаточно малое количество некоммерческих организаций. Самую значимую роль в данном направлении имеет Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Целью данного фонда является финансирование различных программ социальной предпринимательской деятельности на территории РФ.
Рис. 1. Предпосылки возникновения социального предпринимательства
В целом РФ находится на таком уровне, которого недостаточно для того, чтобы способствовать эффективному развитию социального предпринимательства.
В России до настоящего времени многие продолжают относиться к социальному предпринимательству как к некоторой благотворительной деятельности. Нельзя не заметить, что между ними есть похожие элементы, но тем не менее это не одно и то же. Социальное предпринимательство находится на границе между благотворительностью и бизнесом. Такое приграничное состояние делает его для понимания более сложным [2].
Вместе с этим, в нашей стране еще не сформирована достаточная нормативно-правовая база, которая смогла бы осуществлять регулирование основных вопросов социального предпринимательства.
Также в качестве самой значимой проблемы можно назвать недостаточное финансирование социального предпринимательства. К сожалению, большое количество субсидий в данном направлении выплачивается иностранными инвесторами, а на федеральном уровне финансирование социального предпринимательства проводится очень слабо.
Решение перечисленных проблем будет способствовать развитию социального предпринимательства и его выходу на совершенно новый уровень в России. Именно социальное предпринимательство способно решить многие общественные проблемы, в том числе: бедность, голод, трудоустройство инвалидов, жестокое обращение с детьми, подростковая беременность и т. д.
В целом, несмотря на то, что законодательство в области социального предпринимательства РФ еще несовершенно, и нет необходимого объема инвестирования в данный вид деятельности, социальное предпринимательство продолжает трансформацию в реальный механизм решения различных проблем государства, возникающих в настоящее время. Развитие социального предпринимательства фактически необходимо, потому что именно оно дает возможность формировать более полную занятость населения, является инструментом стимулирования малого и среднего предпринимательства, а также позволяет привлечь молодое поколение в производственную сферу.
Таким образом, под социальным предпринимательством следует понимать не просто некий бизнес, стремящийся получить максимальную прибыль, а деятельность, направленную на решение социальных целей. С одной стороны, в перспективе необходимо использовать накопленный опыт деятельности зарубежных организаций. Однако, нельзя не учитывать особенности, которыми обладает Россия. Важнейшей из них следует назвать тот факт, что на проблемах социальной политики специализируется в первую очередь государство, которое и осуществляет руководство большим числом предприятий социальной сферы.
Литература:
- Димитриева С. Д. Проблемы и перспективы реализации социального предпринимательства в Российской Федерации / С. Д. Димитриева, О. А. Барыльников // Наука и образование. — 2017. — № 1. — С.98–102.
- Качко Д. С. Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы развития в России / Д. С. Качков // Российское предпринимательство. — 2017.- № 3. — С.215–221.
- Стагниева Ю. В. Государственная поддержка социального предпринимательства в России / Ю. В. Стагниева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2018.- № 2.- С.323–325.