В. А. Сухомлинский говорил: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин» [5].
Во все времена каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но, ведь этот окружающий мир — это мы и наши подросшие дети. Откуда же берется зло? Мы не редко слышим выражение: «Дети жестоки», и иногда даже наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям, сверстникам или животным.
Но ведь ребенок не рождается жестоким…. Получается, что он приобретает это качество характера. Но как так? Ведь рядом с маленьким ребенком любящие его родители, а позднее добрые и компетентные педагоги. Что мы делаем не так?
Чтобы малыши получали свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, мы используем в своей работе разные приемы и методы (беседы нравственного содержания, чтение и обсуждение сказок, создание проблемных ситуаций, описание ситуации по картине и т. д.)
Эти методы давно проверены и дают хороший результат, но все же, главным и основополагающим является собственный пример! В первую очередь, конечно, пример родителей и близкого окружения малыша, а потом и пример педагога. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей — основная задача взрослых.
Важно, не только объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Гораздо важнее, научить его проявлять и использовать в своей повседневной жизни такие качества как: «внимание», «забота», «сочувствие», «помощь», «уважение» и т. п.
Не менее важна и мотивация, а также самоанализ ребенком своих поступков и поведения. С этой целью у нас появилась идея использовать «Домики добрых дел». Нашли подходящую картинку многоэтажного дома с большим количеством окон, распечатали и ламинировали такой именной домик на каждого ребенка.
Первым этапом — было знакомство ребят с домиками и их значением. Педагоги рассказали, почему эти домики называются «добрыми». Ребята наперебой называли поступки и дела, которые можно считать «добрыми». Рассмотрев домики, дети заметили, что в них очень много окошек, но в них темно, там не горит свет. А, зажечь свет в окошке, вы сможете сами, если будете делать добрые дела и совершать хорошие поступки.
Заранее, мы приклеили по периметру домиков двухсторонний скотч, поэтому каждый ребенок с легкостью и большим удовольствием приклеил домик на дверцу своего шкафчика. В качестве огоньков в окнах используем самоклеящуюся этикет-ленту разных цветов. Ребята самостоятельно наклеивают огоньки, выбрав, любой понравившийся им цвет.
И начал зажигаться свет в окнах наших домиков. Задача воспитателя, наблюдать за поведением ребят в игровой и самостоятельной деятельности, режимных моментах.
Очень важно, чтобы ребенок не только стремился получить очередной огонек, гораздо важнее для меня, как педагога, чтобы он знал и понимал, за какой поступок, этот огонек зажегся и мог оценить его. Необходимо спрашивать, что ты почувствовал, когда сделал что-то хорошее? Мы должны научить ребенка говорить о своих чувствах и ощущениях в разных ситуациях. Чтобы правила хорошего поведения стали нормой для малыша, он должен испытывать от этого положительные эмоции: похвалу воспитателя, благодарность и улыбку сверстника, восхищение родителей, увидев очередной «добрый» свет в домике своего сына или дочери. Таким образом, наряду с мотивом, заслужить свет в окошке, мы постепенно формируем нравственные мотивы — желание быть нужным другим (сверстникам, взрослым).
Ребята младшей группы учатся устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, тому кто в ней нуждается, создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами и желаниями других детей.
Смысл деятельности педагога — создание каждому воспитаннику ситуации успеха. Поэтому, никогда не говорите ребенку: «Ты не получишь огонек», «Ты не заработал свет в окошке» и т. п. Такие выражения формируют чувство неуверенности в себе, беспомощности. Напротив, важно подбодрить малыша, дать понять, что у него обязательно, все получится, и вы ему в этом поможете.
Домики добрых дел, помогают мне налаживать взаимоотношения с родителями, заинтересовать, мотивировать их на сотрудничество.
Родители, радуются, как дети, появлению новых огоньков в окошках детских домиков. Таким образом, обсуждая поведение и поступки ребенка, его настроение в течение дня, стараемся установить партнерские отношения, найти индивидуальный подход к каждой семье. В случае необходимости оказать помощь и поддержку в сложных педагогических ситуациях.
Наши «добрые» домики стимулируют родителей на повышение своей компетентности в вопросах воспитания своего ребенка, а также вызывают желание принимать активное участие в образовательном процессе.
Литература:
- Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика.-2012.-№ 7
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.- Мозаика-Синтез, М., 2012.
- Комарова О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2015.-№ 3
- Педагогическая библиотека http://pedib.ru
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.