В статье представлен отбор диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности. Описана экспериментальная работа, в которой реализованы мероприятия, позволяющие формировать у младших школьников ценностное отношение. Проведенная в процессе исследования повторная диагностика подтвердила позитивную динамику показателей, свидетельствующих о закреплении ценностного отношения к познавательной деятельности у учащихся начальной школы.
Ключевые слова: ценностное отношение, познавательная деятельность, формирование ценностного отношения к познавательной деятельности.
The article presents the selection of diagnostic tools to identify the level of formation of the value attitude of younger students to cognitive activity. An experimental work is described, in which measures are implemented that allow forming a value attitude in younger students. Repeated diagnostics carried out in the course of the study confirmed the positive dynamics of indicators indicating the consolidation of a value attitude to cognitive activity in primary school students.
Keywords: value attitude, cognitive activity, formation of value attitude to cognitive activity.
Проблемой формирования у младших школьников ценностного отношения к познавательной деятельности занимались такие выдающиеся ученные как С. С. Акимова [1], А Н. Антюшко [2], Л. И. Божович [3], М. Н. Иванова [4], Л. Ю. Савинова [5] и др.
С опорой на общую методологическую базу в психолого-педагогической науке, позволяющую рассматривать отношение к познавательной деятельности, нами было уточнено содержание компонентов, дающих основание для определения сформированности ценностного отношения к познавательной деятельности: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный, рефлексивный. На основе выделенных показателей отношения к познавательной деятельности, были выделены уровни отношения к познавательной деятельности: высокий, средний, низкий.
В соответствии с представленными позициями был предложен пакет диагностического инструментария: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (мотивационный и эмоциональный компонент); «метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса» Г. И. Щукиной (деятельностный компонент); методика «Три оценки» А. И. Липкиной (рефлексивный компонент); модифицированная методика «Неоконченные предложения» (когнитивный компонент) [5, с. 107].
На первоначальном этапе экспериментальной работы, было выявлено, что компоненты ценностного отношения находятся на низком уровне развитии. Дети проявили себя как пассивных, с отсутствием интереса к осуществлению познавательной деятельности.
Результаты, полученные в процессе диагностического обследования, послужили основой для разработки программы по формированию ценностного отношения обучающихся 2-го класса к познавательной деятельности. Разработанная программа включала три этапа формирования ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности: первый — аналитический; второй — преобразующий; третий — конструктивный.
Каждый этап включал в себя определенные блоки, направленные на формирование ценностного отношения. Первый блок заданий был основан на формировании у детей младшего школьного возраста представления о ценностях. Второй блок материала формировался на основе постановки вопросов, на которые дети должны были дать ответ. Третий блок материала основывался на формировании умения детей оценивать те знания, которые они приобрели в процессе деятельности.
Основным методом на первом этапе реализации программы, был метод проектов. Основным методом на первом этапе реализации программы, был метод проектов.
На втором этапе реализации программы, создавались определенные условия, при которых детям необходимо было проявлять самостоятельность, которая способствовала формированию определенных знаний и представлений у детей. На данном этапе на занятиях детей разделяли на подгруппы, для выполнения самостоятельных учебных действий. Группы формировали по пожеланию детей, в зависимости от того какие формы предпочитают дети при решении учебных задач: дети организовывали проверку знаний друг у друга, для этого они задавали вопросы по теме исследования, затем анализировали полученные результаты и давали оценку полученным ответам, затем менялись ролями; дети в группе писали письменную работу на определенную тему исследования, затем работы передавались напарнику по заданию для проверки. Проверка осуществляется также письменно, без устного обсуждения; детям в группе предлагаются разрезные картинки, в которых недостает одной из детали. Задание для детей заключается в том, что детям необходимо определить у кого из группы находится деталь от картинки. Для этого им необходимо выстроить соответствующий диалог с народниками, для получения необходимой детали.
Для формирования ценностного отношения к познавательной деятельности разрабатывались специальные упражнения для завершающего этапа программы: схемы, использующиеся на занятиях, имели разнообразный характер, в соответствии с возрастными особенностями детей, а также носили разный уровень сложности. Дети выбирали те, которые соответствовали их интеллектуальному развитию; оценка знаний, навыков, умений детей осуществлялась на основе требований ФГОС; были разработаны карточки с вопросами, на различные учебные темы. Все задании направлены на развитие самостоятельности детей при выполнении познавательной деятельности; разработан наглядный дидактический материал, с разнообразной тематикой; создание определенных познавательных задач, на разнообразные темы.
Данные мероприятия создавали условия для актуализации и акцентирования качеств учащихся, напрямую связанных с компонентами ценностного отношения к познавательной деятельности.
Для выявления эффективности используемой программы, было проведено повторное диагностическое обследование. В диагностике контрольного эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и при диагностике констатирующего эксперимента.
Полученные данные в процессе контрольного диагностического обследования (табл.1) свидетельствуют об эффективности разработанной программы по формированию ценностного отношения младших школьников. Выявлена положительная динамика в контрольной группе: количество детей с низким уровнем ценностного отношения к познавательной деятельности сократилось, тогда как количество младших школьников с высоким уровнем ценностного отношения к познавательной деятельности увеличилось. Средние значения компонентов целостного отношения тоже претерпели некоторые изменения.
Таблица 1
Уровни сформированности ценностного отношения к познавательной деятельности
Критерии |
Уровни |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Начало эксперимента |
Окончание эксперимента |
Начало эксперимента |
Окончание эксперимента |
Начало эксперимента |
Окончание эксперимента |
|
Мотивационный |
1 (9,09 %) |
3 (27,27 %) |
4 (36,36 %) |
6 (54,555 %) |
6 (54,55 %) |
2 (18,18 %) |
Когнитивный |
3 (27,27 %) |
4 (36,36 %) |
5 (45,45 %) |
5 (45,45 %) |
3 (27,27 %) |
2 (18,18 %) |
Эмоциональный |
1 (9,09 %) |
3 (27,27 %) |
4 (36,36 %) |
6 (54,555 %) |
6 (54,55 %) |
2 (18,18 %) |
Деятельностный |
3 (27,27 %) |
3 (27,27 %) |
3 (27,27 %) |
5 (45,45 %) |
5 (45,45 %) |
3 (27,27 %) |
Рефлексивный |
1 (9,09 %) |
6 (54,555 %) |
3 (27,27 %) |
3 (27,27 %) |
7 (63,64 %) |
2 (18,18 %) |
Эти данные свидетельствуют о том, что деятельность по формированию у младших школьников ценностного отношения к познавательной деятельности ведется в верном направлении, так как эксперимент позволяет сделать вывод об эффективности разработанной программы. Разработанную программу можно рекомендовать к реализации учителям начальных классов.
Литература:
- Акимова С. С. Формирование ценностно-смыслового отношения младших школьников к учебной деятельности // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2018. — № 4. — С. 58–63.
- Антюшко А. Н., Савинова Л. Ю. Психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2017. — № 1. — С. 19–23.
- Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. 2010. Вып. 36. — С. 3–104.
- Иванова Е. В., Попова Т. А. Динамика учебной мотивации, самооценки и стилей адаптации первоклассников// Начальная школа. — 2018. — № 9. — С.18–28.
- Савинова Л. Ю., Иванова М. Н. Диагностика проявлений ценностного отношения младших школьников к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2014. — № 1. — С. 107–113.