Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры государства и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления). Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства.
Ключевые слова: информация, тайна переписки, правовое регулирование, преступления, компьютерные и телекоммуникационные технологии.
Communication is an integral part of the economic and social infrastructure of the state and functions on its territory as a production and economic complex designed to meet the needs of individuals, legal entities and government authorities. The development and provision of stable and high-quality communications are the most important conditions for the development of society and the activities of the state.
Keywords: information, privacy of correspondence, legal regulation, crimes, computer and telecommunication technologies.
Мобильная связь получила широкое развитие после того, как произошло объединение систем мобильной связи с технологиями, обеспечивающими персонификацию доступа и индивидуализацию предоставляемой информации. [4]
Осознание самостоятельной роли и необходимости правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием сетей электросвязи, привело к появлению законодательной базы в этой сфере.
Существенным этапом в регулировании отношений в области электросвязи стало принятие Федерального Закона «О связи» [2] и Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации». [3]
Однако, так как указанные нормативные акты не выделяли специфических и характеризующих признаков, а также особенности правового регулирования каждого из видов электросвязи (сотовая, транкинговая, спутниковая и др.), был принят ряд правовых актов на уровне Правительства РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и других ведомств.
Серьезной проблемой формирования нормативной базы, регулирующей отношения, связанные с развитием и функционированием сетей мобильной связи, является отсутствие соответствующего правового закрепления ответственности за совершение общественно опасных действий криминального характера. С появлением отрасли мобильной связи в нашей стране ее услуги стали привлекательным объектом криминальных действий. [5]
Появление и рост криминальных проявлений в сетях мобильной связи российских операторов прямо зависит от ряда факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить:
– быстрые темпы развития проводных и беспроводных средств связи в Российской Федерации, отсутствие надлежащего правового регулирования в сфере информационной безопасности мобильных сетей связи,
– отсутствие средств информационной безопасности сетей мобильной связи, а также ориентация преступного сообщества на современные технические достижения науки и техники и использование их при совершении преступлений.
Данные по количеству совершенных преступлений, характеризующих состояние и динамику совершения преступлений в сфере мобильных телекоммуникаций и ущерб от данной разновидности преступлений неоднозначны и отрывочны. Необходимо отметить, что потерпевшая сторона (оператор мобильной связи), желая сохранить профессиональный имидж и конфиденциальность сведений, касающихся ее деятельности, редко обращается в правоохранительные органы с заявлением о факте совершения преступлений в ее сети, предпочитает не публиковать данные о причиненном ей ущербе и количестве зафиксированных службой безопасности случаев неправомерного доступа к сети и пользования ее ресурсами. Сосредоточение такой информации по линии правоохранительных органов также сопровождается рядом трудностей, в частности:
– отсутствие соответствующих криминалистических учетов и статистических данных,
– внутриведомственная разобщенность следственных и оперативных аппаратов правоохранительных органов,
– закрытый характер ряда сведений и их источников,
– пассивность низовых подразделений в проведении работы по наполнению баз данных информацией.
Очевидно, что именно этим и объясняется высокий уровень латентности данной разновидности преступлений.
Но не смотря на всю «закрытость» информации о преступления можно сделать однозначный вывод, что количество преступлений, осуществляемых при помощи мобильной связи, из года в год увеличивается.
В 2017 году было зарегистрировано 90587 преступлений [6], совершённых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, в 2018 году их количество достигло 174674 [7], а в 2019 году зарегистрировано 294409 преступлений в данной сфере [8]. В 2020 году число мошенничеств, квалифицированных по статье 159 УК РФ, возросло на 35,0 % [9]. Все чаще злоумышленники применяют для хищения денежных средств информационно-телекоммуникационные технологии. К примеру, мошенничеств с использованием электронных средств платежа, квалифицированных по статье 159.3 УК РФ, стало больше на 103,6 %.
Расследование преступлений в данной сфере требует применения процессуальных действий, ограничивающих права граждан. Исключить ограничение права на неприкосновенность частной жизни проведением следственных мероприятий практически невозможно. В частности, такими следственными действиями как получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, контроль и запись телефонных переговоров ограничивается право на тайну телефонных переговоров. Однако «никто не должен подвергаться произвольному или противоправному вмешательству в его или её личную и семейную жизнь и произвольным или противоправным посягательствам на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции». Проведение данных следственных действий сопровождается ограничением права на тайну связи не только лиц, чьи переговоры представляют интерес для следствия, а также иных лиц. В связи с этим уполномоченным лицам надлежит должное внимание уделить сохранению конфиденциальности предоставленной информации.
Одним из средств контроля над соблюдением законности проведения оперативно-розыскных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, выступает обязательность получения судебного разрешения на их проведение. Поскольку права и свободы человека признаются в Российской Федерации высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ) [1].
Статистика по раскрываемости преступлений так же не имеет положительного роста. Несмотря на то, что связь крайне необходима в жизни общества она так же несет в себе огромный риск. Именно поэтому необходим четкий и современный аппарат контроля телекоммуникаций в лице государства, который так же должен совершенствоваться и развиваться в ногу современности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Приор, 2018. — 32 с.
- Федеральный закон «О связи» [Электронный ресурс]: [федер.закон от 26.11.2001 № 126 ФЗ] // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 10.08.2020.
- Постановление Правительства РФ «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» [Электронный ресурс]: [постановление от 02.06.2008 N 418] // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 10.08.2020.
- Артемьев В. П. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере инфокоммуникаций и связи / В. П. Артемьев. — М., 2008. — №.
- Волков Ю. В. Объекты телекоммуникационных правоотношений / Ю. В. Волков // Правовые вопросы связи. — 2011. — № 1.
- Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года [Электронный ресурс] //Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Последнее обновление 10.08.2020.
- Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Последнее обновление 10.08.2020.
- Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Последнее обновление 10.08.2020.
- Состояние преступности в России за январь-июнь 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Последнее обновление 10.08.2020.