В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.
Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, сказки, игры; развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.
Все педагоги знают об артикуляционной гимнастике, но не все ее используют в своей работе. Хотелось бы напомнить о данной гимнастике, о ее важности и предложить новые формы использования.
Артикуляционная гимнастика — это неотъемлемый компонент коррекционной работы логопеда. И никто как логопеды знают о важности специальных упражнений для речевой моторики.
Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять простые движения в сложные.
Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, она не только способствует коррекции звукопроизношения, но и улучшению дикции.
Так как логопедические занятия посещает только часть детей, хотелось бы, чтобы воспитатели в группе использовали данную гимнастику. Я, как логопед, в помощь воспитателям нашего ДОУ, разработала гимнастику в картинках. Считаю, что использовать ее удобно и эффективно.
На каждую группу был сделан набор карточек — картинок формата А5 (Приложение 1), а также инструкция (Приложение 2).
Гимнастика выполняется со всей группой, подгруппой детей или индивидуально. Сначала идет показ карточки-картинки с демонстрацией данного упражнения. Дети повторяют вслед за взрослым. После нескольких выполнений дети запоминают упражнения и уже через некоторое время способны сами проводить гимнастику. Им это очень нравится, каждый хочет быть ведущим.
Желательно проводить гимнастику каждый день, до еды в утренние часы около 5 минут. Каждое упражнение выполняется 5–10 раз. За один раз все упражнения не берутся. Советую начинать с дыхательных упражнений, после чего переходить к артикуляционным упражнениям. Постепенно количество и темп выполнения увеличивается. Дыхательные упражнения выполняются стоя или сидя, артикуляционные сидя.
С помощью карточек-картинок можно составлять сказки, играть в разные игры.
Артикуляционные сказки.
Задачи:
− развитие логического мышления, памяти, фантазии;
− развитие связной речи;
− развитие полноценных движений и определенных положений органов артикуляции.
Вначале необходимо показать детям, что с помощью отбора и последовательного выкладывания картинок можно придумать интересную историю или сказку.
Примеры сказок.
Чаепитие.
Как-то раз лошадка Лиза решила навестить свою подружку кошку Мурку. Замесила Лиза тесто , напекла блинов и пошла в гости. Мурка обрадовалась своему гостю, достала яблочное варенье , и они стали пить ароматный чай из красивых чашек . (Картинки: лошадка, кошка, тесто, блины, варенье, чашка.)
Мышонок Пип.
Жил-был мышонок Пип. Он не любил чистить зубы. Зато он любил кататься на лошадке, на качелях, играть на барабане и в футбол. Однажды Пип пил чай со сладким яблочным вареньем, и у него разболелся зуб. Мышонок сразу же вспомнил о зубной щетке и побежал чистить зубки. Он тщательно почистил верхние зубы , потом нижние . Зуб перестал болеть. С тех пор мышонок Пип каждое утро и каждый вечер чистит свои зубки. (Картинки: мышка, чистим верхние зубки, чистим нижние зубки, лошадка, качели, барабан, футбол, варенье.)
Сказки должны быть небольшие, чтобы не перегружать органы артикуляции.
Такая форма работы не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает связную речь, фантазию, мышление, память, восприятие.
Игры.
Задачи:
— развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.
«Запомни и сделай»
Ведущий последовательно называет 3–5 упражнений (забор, лошадка, барабан). Один из игроков выкладывает картинки к этим упражнениям. И вся группа детей выполняет данные упражнения.
«Отгадай упражнение»
Ведущий показывает упражнение. Игроки дают название и подбирают соответствующую картинку.
«Будь внимателен»
Ведущий называет имя ребенка и упражнение, которое он должен сделать. Усложняя игру, можно назвать несколько детей и несколько упражнений. Воспитатель. Катя сделай «Лошадку», Маша «Вкусное варенье, Артем «Футбол».
«Отгадай загадку»
Ведущий рассказывает про название упражнения (Качели, колобок, часы…) Игроки отгадывают, находят картинку и выполняют упражнение. Воспитатель. Это предмет. У него есть стрелки, циферблат. Дети. Часы. И т. д.
Приложение 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Приложение 2.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
1. Упражнение для развития речевого дыхания.
1. Вдох быстрый ртом, руки развести в стороны, живот надуть. На выдохе медленно «отпускаем» звук ААААААА (УУУ, ООО, ИИИ, ЫЫЫ), руки медленно к животу, живот сдуваем.
2. Чередуем на выдохе: А-И-А-И… А-У-А-У.. И-О-И-О…. Ма—ПА…. БА-ПА…
Здесь используем карточки с символами звуков (Приложение 1).
2. Упражнения для развития подвижности губ, челюсти.
- Заборчик (улыбнуться, показать зубы с расстоянием)
- Окно (широко открыть рот)
- Забор — Окно (чередуем)
- Трубочка (губы сомкнуты, вытянуты вперед)
- Забор — Трубочка (Чередуем)
3. Упражнения для развития подвижности и укрепления мышц языка.
- Качели (открыть рот, язык вверх — вниз)
- Часы (открыть рот, язык влево-вправо)
- Чистим нижние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне нижних зубов)
- Кошка выгнула спинку (зацепиться за нижние зубки кончиком и выгибать спинку)
- Холодный ветер (губы в улыбке, язык за нижними зубками, звук С)
- Футбол (губы сомкнуты, упираемся языком в левую-правую щеку)
- Колобок (губы сомкнуты, рисуем языком круг внутри)
- Месим тесто (язык мнем губами)
- Накажем непослушный язычок (ПЯ-ПЯ-ПЯ губами шлепаем по языку)
- Лопаточка (язык спокойно лежит на нижней губе)
- Блинчик (язык спокойно лежит на нижней губе)
- Чистим верхние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне верхних зубов)
- Лошадка (цокаем)
- Пароход (широкий кончик языка между зубами и произносим ЫЫЫ)
- Чашечка (рот открыт, язык в форме чашечки)
- Мышка (АЛ — Сказать А и прикусить кончик языка)
- Индюк (БЛ-БЛ-БЛ Языком по верхней губе)
- Вкусное варенье (языком облизываем верхнюю губу)
- Теплый ветер (губы округлены, язык в форме чашечки за верхними зубами, звук Ш)
- Барабан (Вдох и на сильном выдохе ДДД по бугоркам за верхними зубами)
- Заводим мотор (делаем БАРАБАН: ДДД кто не умеет произносить звук Р, РРР кто умеет, и помогаем руками заводить мотор)
Литература:
- Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М.: Изд-во Книголюб, 2007
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М.: Изд-во Просвещение, 1989
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006