Многие предприятия часто сталкиваются с проблемами на производстве, жалобами клиентов или большим количеством дефектности. Но не всегда руководителю удается найти причину и решение любого вида проблем. Существует множество инструментов и подходов, позволяющих найти корень проблемы. Одними из них является методика 8D и шесть сигм. Статья рассматривает структурированное решение проблем при помощи использования 8D и шесть сигм.
Ключевые слова: 8D, Шесть Сигм, структурированное решение проблем, жалобы клиентов, уменьшение дефектов.
В сегодняшние постоянно меняющиеся сложные времена набор навыков решения проблем является одним из самых важных атрибутов в любой отрасли. Решение проблем лежит в основе человеческой эволюции. Решение проблем является источником всех новых изобретений, социальной и культурной эволюции и основой рыночной экономики [1]. Это основа для постоянного совершенствования, сотрудничества и обучения. Однако известно, что стрессовые обстоятельства могут побуждать к импульсивному поиску решения без получения адекватного понимания природы возникшей проблемы. На основе опроса 106 руководителей, представляющих 91 частную и государственную компанию в 17 странах, было установлено, что 85 % выборки населения считают, что их организации плохо владеют навыками диагностики проблем, а 87 % сообщили, что неспособность точно определить проблему влечет за собой значительные затраты [5]. Одной из главных причин борьбы организаций с диагностикой проблем является нехватка времени и усилий, необходимых для проведения строгой диагностической процедуры. Многие популярные существующие фреймворки, такие как Six Sigma, TRIZ, TQM, Scrum и другие, очень всеобъемлющи и направлены на решение сложных проблем. Однако для повседневных проблем, где требуется быстрое решение, тщательность их процедур становится ограничивающим фактором. Кроме того, для эффективного применения этих инструментов требуется специальная подготовка и опыт работы, что может создать дополнительные препятствия. Существуют и другие структурированные решения проблем, например, такая методика как 8D, может быть использована для быстрого выполнения задач. В данной статье представлен комбинированный подход методики 8D с ключевыми аналитическими инструментами из методологии Шесть Сигм [3].
Шесть Сигм — это систематический набор руководящих принципов, направленных на значительное повышение качества производственного процесса и снижение затрат за счет минимизации технологических вариаций и уменьшения дефектов. Он использует статистические инструменты, которые могут быть применены либо для облегчения разработки нового продукта, либо для улучшения стратегического процесса.
Шесть Сигм использует два принципа подхода к проблеме:
1. DMAIC — этот принцип состоит из 5 этапов: определение, измерение, анализ, совершенствование и контроль. Он используется для улучшения существующего процесса. В этой методологии выявляется проблема, измеряется влияние проблемы и анализируется первопричина проблемы. Затем первопричина устраняется в существующем процессе и процесс контролируется так, чтобы он не возвращался в предыдущее состояние. Это контролирует изменение в процессе.
2. DMADV — данный принцип включает 5 этапов: определение, измерение, анализ, проектирование и проверка. Он используется для проектирования нового процесса таким образом, чтобы не было никаких изменений. Это называется design for six sigma (DFSS). В этой методологии выявляется проблема, измеряется влияние проблемы и анализируется первопричина. Затем система проектируется, устраняя выявленную проблему, и проверяется.
Цель проекта Шесть Сигм — повышение удовлетворенности потребителей, а также достижение показателя 3,4 дефекта на миллион идеальных изделий.
Существует 5 ключевых этапов Шести Сигм:
1. Сосредоточьтесь на требованиях клиентов.
2. Используйте данные для определения изменений в процессе.
3. Постоянно совершенствуйте процесс.
4. Вовлекайте людей с разных уровней управления и процессов.
5. Будьте гибкими и внимательными.
Когда производство нуждается в уменьшении количества брака в процессе изготовления продукции, методология Шесть Сигм признается наиболее подходящей для решения данной проблемы. Однако не стоит забывать о претензиях от потребителей, которые также важно решить. Для того, чтобы решить эти проблемы, методика 8D в сочетании с ключевыми аналитическими инструмента Шести Сигм признается наиболее эффективным решением для данных проблем [4].
Процесс решения проблем 8D-это детализированный, ориентированный на команду подход к решению критических проблем в производственном процессе. Цель этого метода состоит в том, чтобы найти первопричину проблемы, разработать меры сдерживания для защиты клиентов и принять корректирующие меры для предотвращения подобных проблем в будущем [2].
Поэтапное внедрение методологии 8D с точки зрения соответствующих условий ее реализации перечислено ниже, в девять этапов:
- D0: определите проблему, разработайте план: составьте комплексные планы решения проблемы, включая все необходимые условия, которые вы можете определить.
- D1: создайте команду: соберите кросс-функциональную команду специалистов, обладающих знаниями о продукте или процессе.
- D2: опишите проблему: используйте данные и информацию для количественной оценки и уточнения проблемы в виде утверждения. Используйте 5w2h для решения этой проблемы.
- D3: разработайте временное сдерживающее действие: в промежуточный период, до того как будет определено постоянное корректирующее действие, может быть предпринято действие по защите клиента.
- D4: определите и опишите первопричины: проведите мозговой штурм и изучите все возможные причины, которые могли бы объяснить, почему эта проблема могла возникнуть. Кроме того, определите причину неудачи, чтобы определить раннее возникновение проблемы. Важно, чтобы любые полученные гипотезы были научно обоснованы и надлежащим образом задокументированы. Эффективным инструментом для этой цели являются пять причин и причинно-следственных диаграмм для сопоставления причин с эффектом или выявленной проблемой. Кроме того, в этом исследовании были использованы ключевые инструменты измерения, анализа и улучшения фазы из методологии DMAIC Six Sigma для повышения обоснованности и устойчивости реализованных решений.
- D5: определите корректирующее действие: вы должны убедиться, что выявленное вами корректирующее действие действительно решит проблему и предотвратит ее повторение в будущем.
- D6: внедрите выбранные мероприятия: выполняйте корректирующие действия и контролируйте краткосрочные и долгосрочные эффекты. На этом этапе вы должны оценить и подтвердить корректирующие действия эмпирическими данными.
Обсудите и проанализируйте результаты с вашей командой.
- D7: примите превентивные меры (чтобы избежать повторения проблемы): здесь вы вносите необходимые изменения в свои процессы, стандартные операционные процедуры, политики и все остальное, чтобы убедиться, что проблема не повторится. Может оказаться невозможным полностью устранить любую возможность повторения проблемы; в этом случае усилия должны быть сосредоточены на минимизации возможности повторения в максимально возможной степени.
- D9: поздравьте свою команду.
Решение сложных проблем в условиях ограничений по времени является большой проблемой для любой команды и методологии анализа первопричин. 8D обеспечивает структурированное решение проблем в течение ограниченного времени. С другой стороны, методология шести сигм обеспечивает всеобъемлющую основу для решения сложных проблем. Однако, когда требуется быстрое решение сложных задач, рекомендуется комбинированный подход.
Литература:
- Антонова И. И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества / И. И. Антонова, В. А. Смирнов, С. А. Антонов. — М.: Русайнс, 2016.- 16с.
- Бром А. Е. Использование информационных технологий в управлении жизненным циклом продукции // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2018. № 5. С. 118–124.
- Кайнова В. Н. Статистические методы в управлении качеством: учебное пособие / В. Н. Кайнова, Е. В. Зимина: под общей редакцией В. Н. Кайновой. — Санкт-Петербург: Лань, 2019.- 152с.
- Халафян А. А. Промышленная статистика: Контроль качества, анализ процессов, планирование экспериментов в пакете STATISTICA / А. А. Халафян. — М.: КД Либроком, 2017. — 384с.
- Khaled S. The ROI Analysis: Project Management Office Development: PMO Projections Charter (Volume 1) / S. Khaled, 2018, 604 p. ISBN: 1478212705.