В данной статье рассмотрены основные виды закупок электронной формы, раскрыты основные характеристики каждого вида.
Ключевые слова: тендер, закупка, электронные торги.
Тендер — явление, которое плотно вошло в рыночную экономику, однако в российском законодательстве данный термин не используется, потому что имеет западные корни. Вместо этого федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» использует понятие «закупка», давая определение как «действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд» [2].
Правовая база, регулирующая такой вид договора как договор поставки товаров или услуг, закреплена параграфом 3, частью 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации [1].
Тендер — это предложение о поставке товаров, работ или услуг по заранее условленной цене, то есть, следует вывод о том, что тендером считаются только закупки, проводимые в форме торгов, таких как конкурсы и аукционы. Тем не менее, более широкая трактовка данного термина используется для любых форм, в том числе неконкурентных. Поэтому следует резюмировать, понятия «тендер» и «закупка» являются синонимами, которые обозначают способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.
Виды электронных закупок:
Виды электронных торгов
Статьей 447 Гражданского кодекса РФ предусмотрена взаимосвязь между проведением торгов и заключением договора по результатам, определенным данной формы экономических отношений [1].
Статьей 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьей 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определен порядок организации электронного документооборота в сфере организации закупок [2]
Электронная форма торгов подразделяется на:
– Запрос котировок;
– Электронный аукцион;
– Конкурс.
Электронный аукцион — электронные торги, проводимые в открытой или закрытой форме на определенной электронной торговой площадке, которую выберет сам заказчик.
В электронном аукционе не установлен лимит по начальной цене контракта и количеству подаваемых ценовых предложений. Ценовые предложения подаются как на обычном аукционе с помощью средств электронной площадки. Победителем признается участник, который предложил самую низкую цену, так что основным критерием здесь является цена.
В тоже время, ко всем участникам предъявляются более высокие требования. Заказчик имеет право требовать от каждого участника наличие лицензий и сертификатов на продукцию.
Запрос котировок — это форма закупок подобная аукциону, но без торга. Заказчик описывает в извещении, какой вид товара и при каких условиях он готов приобрести, после чего запрашивает у участников цену, по которой последние готовы осуществить поставку необходимого товара. Объявить свою котировку, предложение по цене, участники могут только единожды, после чего заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна, если таких несколько, то побеждает участник, который подал заявку раньше.
Запрос предложений — аналог конкурса, проводимый без торгов.
При данном виде запроса заказчик сравнивает не только цены, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, которые были указаны им в извещении (качество, сроки и т. д.) — то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает та заявка, по которой были предложены лучшие условия.
Открытый конкурс
Открытый конкурс — это форма закупок, в которой предложения участников оцениваются в целом, а ценовое предложение — это только одни из показателей выбора победителя. По средству открытого конкурса в электронной форме проводят тендеры на оформление выставок или тендеры на разработку. Подобная форма электронных торгов более эффективно отражает результаты проведения торгов.
При этом для некоторых видов закупок Правительством в постановлении № 1085 установлены предельные величины значимости таких критериев для оценки заявок участников. В этом же постановлении также установлен порядок оценки заявок участников [4].
Подвиды электронных торгов
По целевому признаку электронные торги делятся на:
– торги, целью проведения которых является размещения заказов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд;
– торги, целью проведения которых является осуществление заказа коммерческих организаций;
– торги, целью проведения которых является реализация имущества должников по делам о банкротстве;
– торги, целью проведения которых является продажа арестованного имущества.
По квалификации участников закупочные процедуры делятся на электронные торги открытого типа и электронные торги закрытого типа:
При помощи электронных торгов закрытого типа проводится выбор поставщиков, которые прошли предварительную квалификацию на допуск к участию. Это закупка товаров, работ, услуг, которые составляют государственную тайну.
При организации электронных торгов открытого типа, участие могут принимать поставщики, которые прошли аккредитацию на электронных торговых площадках.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019);
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ;
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (ред. от 25.06.2020) «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»