Ключевые слова: бренд, имидж, торговая марка, фирменный стиль, образовательная организация, конкурентоспособность, маркетинг.
В современном мире для успеха торговой марки, недостаточно обеспечение большого оборота продукции и высокого качества. Сегодня рынок регулируется конечными потребителями: они формируют спрос на товары, и что немаловажно существует достаточно большая вероятность спрогнозировать желания потребителей и использовать данную информацию в своих коммерческих целях [4, c. 52–53].
Для эффективного ведения бизнеса главным является возможность предложить продукт, который будет отличен от конкурентов.
Ожесточенная конкуренция выдвигает соответствующий ей критерий в оценке успешности — конкурентоспособность, то есть возможность сохранять высокую экономическую эффективность деятельности в условиях конкурентной борьбы. В связи с тем, что данный показатель наиболее полно определяет эффективность функционирования хозяйствующего субъекта, задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро.
Конкурентоспособность — комплексный показатель, который формируется под влиянием множества факторов, оказывающих влияние на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на данный показатель, все же основным и определяющим из них остается способность производить предприятием конкурентоспособную продукцию и услуги, а также создавать условия для их продвижения на рынок. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро [8, c. 137]. Практика показывает, что решение задачи повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в условиях современной экономической конъюнктуры это стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев.
В этой связи крайне важно тщательно и досконально продумать бренд предлагаемого потребителю продукта, который даст возможность превзойти конкурентов, приумножить объемы реализованной продукции и в перспективе позволит повысить цену товара без сокращения объёмов реализуемого товара. Чтобы сформулировать тезисы о том, с помощью каких инструментов создаётся успешный бренд, необходимо рассмотреть понятия и принципы, лежащие в основе продвижения бренда, опираясь на научно-практическую и профессиональную литературу.
Филипп Котлер в своих трудах дает более простое и понятное определение понятия бренда — это «термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов» [7, c. 127]. В рамках данной статьи важно понимать различие между терминами «бренд» и «торговая марка». Бренд подразумевает под собой преимущества продукта, которые возбуждают эмоции потребителя, формируют в его сознании положительный образ товара. Бренд привязан к какому-то конкретному продукту, когда товарный знак исключительно гарантирует правовую защиту, как в целом торговой марки, так и в частности её имени.
Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что бренд — это комплекс, который формирует у потребителя положительное отношение к товару. Другими словами, это имидж торгового знака, который формируется как конечный результат маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение товара на рынке, совокупность положительных образов, стоящих за символом [2, c. 29].
Принцип брендинга: если продукт не удовлетворяет нуждам потребителя, то даже самый обдуманный бренд будет обречён на провал. Для того чтобы не случилось подобного рода ситуации, необходимо знать и понимать важнейшие особенности структуры (так называемой архитектуры) бренда, а именно следующие его составляющие:
непосредственно сам товар;
название товара;
логотип товара;
упаковка со всеми её нюансами и особенностями;
легенда бренда;
идеология бренда;
имидж бренда;
художественно-эстетическая составляющая бренда;
способ распространения информации о бренде и его продвижение (PR и реклама);
психологические впечатления потребителей;
слоган [1, c. 99].
Таким образом, можно утверждать, что основные составляющие бренда — это его форма и содержание. Форма включает в себя логотип, символ — всё то, что именуют геометрией стиля, содержание заключает в себе название, рекламный слоган, фирменный девиз.
Необходимость формирования бренда образовательной организации определяет следующие факторы:
дифференциация и вариативность системы дошкольного образования;
сложная демографическая ситуация в системе дошкольного образования;
потребность управленческой и образовательной практики в формировании представлений о детском саде;
многочисленные запросы социальной практики;
наличие опыта работы образовательных организаций в данной области.
Конкурентоспособная образовательная организация — это организация, которая обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Когда образовательная организация предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то она начинает работать над созданием собственного имиджа.
Рассмотрим каждый из компонентов бренда образовательного учреждения:
- Качество образовательных услуг — под ним подразумевается вклад образовательной организации в развитие учебной подготовки обучающихся, их психических функций, воспитанности, креативности, формирование здорового образа жизни. Также это четкое видение целей образования и воспитания, сформулированных в виде миссии образовательной организации; связи образовательной организации с разными социальными институтами.
- Позитивный образ руководителя образовательной организации — это профессиональные характеристики руководителя (знание и понимание стратегии развития образования, различных технологий обучения и воспитания, экономических и организационно-правовых основ функционирования учреждения образования), а также его личные черты (характер, обаяние), социальные характеристики (биография, статус, образ жизни, ценности, ролевое поведение).
- Образ персонала означает квалификацию работников образовательной организации, их личностные качества, внешность, педагогическую, социальную и управленческую компетентность работников.
- Стиль образовательной организации состоит в эффективной организационной культуре образовательной организации; наличии и эффективном функционировании детских объединений, визуальной самобытности учреждения, его традициях, а также стиле взаимодействия участников образовательного процесса.
- Уровень психологического комфорта означает наличие уважения в системе взаимоотношений учитель–ученик; комфортное, бесконфликтное общение, доброжелательность и оптимизм в коллективе, своевременную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса в учреждении.
- Внешняя атрибутика означает наличие фирменного стиля организации (символики), формы, собственной газеты, собственного красочного веб-сайта в сети Интернет [5, c. 35].
Следует отметить, что процесс поиска и формирования своего стиля, имиджа и работа над репутацией образовательной организации может занять немало времени и сил, но это оправданное вложение, которое сделает организацию более конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.
Рассмотрим практический пример.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Сургута (далее МБОУ СОШ № 45 г. Сургута) является некоммерческим образовательным учреждением.
На сегодняшний день примерно 30–35 % детей, проживающих в микрорайоне, не обучаются в школе. Для того чтобы это произошло, администрация школы проводит целенаправленную работу по повышению имиджа учреждения с целью повысить его привлекательность для потребителей образовательных услуг.
Таким образом, преимуществом учреждения стало хорошее материально-техническое оснащение, качественный образовательно-воспитательный процесс, квалифицированный кадровый состав и преимущественно бесплатное обучение, которое неизменно привлекает потребителей. Рассмотрим таблицу 1, где представлен SWOT–анализ МБОУ СОШ № 45 г. Сургута.
Таблица 1
SWOT -анализ МБОУ СОШ № 45 г. Сургута
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Хорошее материально–техническое оснащение Школы; 2. Большое внимание уделяется сохранению физического и психического здоровья учеников; 3. Обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием; 4. Школа является муниципальным учреждением, и поэтому преимущественно бесплатным, вследствие чего имеет преимущество в сравнении с частными Школами города; 5. Достаточный кадровый состав, опытные педагоги с высоким потенциалом; 6. Квалифицированный управленческий персонал. |
1. Консервативный подход к образованию в учреждении; 2. Отсутствие обучения престижным предметам (китайский язык); 3. Повышенная загруженность управленческого персонала организации; 4. Слабая информатизация всех процессов в образовательной организации. 5. Слабое взаимодействие с родителями. |
Возможности |
Угрозы |
1. Улучшение бюджетного финансирования; 2. Помощь активного родительского комитета в развитии Школы. |
1. Снижение спроса на услуги Школы в пользу более современных и инновационных муниципальных и в особенности частных Школ, расположенных в городе; 2. Ужесточение требований со стороны Администрации. |
Однако слабыми сторонами деятельности Школы являются консервативность образовательной программы, слабая информатизация всех процессов в организации и загруженность управленческого персонала, а также слабое взаимодействие с родителями и недостаточно позитивная репутация, непродуманный бренд и имидж образовательного учреждения.
Руководством школы была разработана программа, цель которой — повышение конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг через формирование ее эффективного бренда.
Задачами программы стали:
- Организация конкурсов для увеличения социальной активности МБОУ СОШ № 45 г. Сургута и формирования положительного бренда и репутации.
Социальная активность учреждения выражается в участии в муниципальных, районных, городских и всероссийских конкурсах. Их перечень приведен в таблице 2.
Таблица 2
Конкурсы для увеличения социальной активности МБОУ СОШ № 45 г. Сургута и формирования положительного бренда и репутации
№ |
Название конкурса |
|
Международный творческий конкурс «Живая Планета» |
|
Муниципальный конкурс «СуперПАПА» |
|
Международный дистанционный экологический марафон «Наши пернатые друзья» |
|
Районный конкурс «Рождественская звезда» |
|
Районный конкурс «Папа, мама, я — спортивная семья» |
|
Районный конкурс «Пасхальный свет и радость» |
|
Всероссийский конкурс «Мы в ответе за планету» |
|
Всероссийский конкурс детского рисунка в рамках Международной научно–практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» |
|
Всероссийский конкурс «Филимоновское чудо» |
|
Международный фестиваль «Шедеврик» |
|
Муниципальный конкурс экологических проектов |
|
Муниципальный уровень конкурса «Лучшая Школа» |
|
Муниципальный смотр–конкурс зимних участков |
|
Международный конкурс творческих работ «Новогодняя мастерская» |
|
Всероссийский конкурс педагогов |
- Создание образа бренда и оптимизирование информационной среды о деятельности школы.
Для этой цели был создан стиль образовательной организации, который в целом соответствует направленности учреждения и базируется на творческом подходе к оформлению помещений Школы, также был создан и оформлен веб–сайта в сети Интернет (см. рисунок 1).
Стиль МБОУ СОШ № 45 г. Сургута отличается наличием множества ярких элементов декора, различных цветов с преобладанием теплой гаммы, что настраивает на позитивное, доброжелательное восприятие организации.
Рис. 1. Общий вид официального сайта в сети Интернет
- Планирование новых мероприятий по взаимодействию с родителями.
Рассмотрим основные задачи по взаимодействию школы с семьями учеников.
Таблица 3
Задачи по взаимодействию с семьями и соответствующие им формы работы с родителями
Задачи по взаимодей ствию с семьей |
Форма работы с родителями |
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей |
Индивидуальные формы работы: беседы. Наглядно–информационные формы работы (наглядная информация, наглядные консультации). Информационно–аналитическая (опросы, анкетирование). |
Привлечение родителей к активному участию в жизни класса. |
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: — семейные досуги (викторины, проведение тематических выставок «Мама, папа, я — образцовая семья»). — праздники («День семьи», «День матери») — привлечение родителей к образовательной деятельности — открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество. |
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии |
Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания в форме деловой игры. |
Таким образом, для эффективной реализации позиционирования бренда необходим комплекс мероприятий, который помимо рекламных кампаний должен в себя включить связи с общественностью [6, c. 58]. С одной стороны, необходимо подключение к процессу продвижения и позиционирования всевозможных PR-инструментов для формирования благоприятного коммуникационного климата в социуме и поддающегося управлению общественной позицией. Необходимо понимать и выполнять этапы создания стратегии построения и позиционирования бренда, которые в свою очередь основаны на основных формах и методах продвижения бренда: исследование рынка, определение потенциальной целевой аудитории; разработка концепции позиционирования бренда, выбор необходимых инструментов маркетинга, которые будут использованы; формирование бюджета; анализ степени эффективности всех шагов; контроль. Таким образом, на основе информации, представленной в статье, можно утверждать, что современный бренд образовательной организации является условием повышения ее конкурентоспособности.
Литература:
- Абаев А. Л., Алексунин В. А. Международный маркетинг. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры — Издательство Юрайт, 2017. С — 362.
- Алексеев М. В., Жгулев Е. В. Сущность и содержание понятия бренд в современных условиях // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 3–2 (68). — С. 29–31.
- Карпова С. В. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. В. Карпова, И. К. Захаренко. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 439 с.
- Коноваленко В., Коноваленко М., Швед Н. Реклама и связи с общественностью. — М.: Юрайт, 2014. — С. 56.
- Миканба В. Т., Тодикова В. Б. К вопросу о сопоставительном анализе понятий «имидж» и «бренд» // Наука и Мир. — 2016. Т. 3. — № 12 (40). — С. 35–36.
- Минейчева В. А. Становление понятия бренд в эпоху постмодерна // Проблемы науки. 2017. — № 6 (19). — С. 58–60.
- Филип Котлер/ Основы маркетинга. Краткий курс. — М.: Вильямс, 2015. — 496 с.
- Шевченко Е. С. Брендинг: основы формирования и управления образом предприятия: учеб. пособие / Е. В. Шевченко. — 2-е изд. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. — с. 153.