В статье авторы даютописание активного применения кроссвордов как элемента технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: литература, кроссворды, дети.
Современные квалификационные требования к учителю начальной и средней школы включают, прежде всего, владение разнообразными образовательными технологиями и умение творчески применять их в учебно-воспитательном процессе в соответствии с целями, задачами, содержанием обучения, требованиями Государственных стандартов, программ, спецификой учебной среды и личностными интересами обучающегося.
Данная разработка представляет собой методическое обоснование и описание активного применения кроссвордов как элемента технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Основной замысел — представление педагогическому сообществу опыта работы по данной теме, который способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, развитию речевой компетенции обучающихся, их умственных способностей, тренировки памяти, мышления, а также формированию универсальных учебных действий.
Цели использования: повысить мотивацию обучения; повысить эффективность процесса обучения; способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; совершенствовать методики проведения уроков.
Функции представленных в разработке кроссвордов:
– кроссворд как средство обучения, способствующее приобретению и формированию компетенций в рамках одной или нескольких учебных тем;
– кроссворд как мотивационно-побудительный метод, стимулирующий учебно-воспитательную деятельность посредством положительного воздействия на личность обучающегося — расширения кругозора, развития мышления;
– кроссворд как компенсаторный вид деятельности, приближающий учебную деятельность к условиям использования знаний в реальной жизни.
Литературное чтение и литература — один из важнейших предметов в школе, который наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
В настоящий век информационных технологий интенсивность и качество чтения у детей понижается. прослеживается постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Ребенок предпочитает компьютерную игру книге. На сегодняшний день перед педагогами стоит важнейшая задача — решение проблемы повышения читательской компетентности: учителю необходимо не просто передать детям определённую сумму знаний, а познакомить их с различными методами познания.
Предлагаемые в сборнике кроссворды удобно применять как творческое домашнее задание, как материал для актуализации опорных знаний. Они хороши на любом этапе урока: в начале урока можно использовать как материал для целеполагания, на этапе закрепления и первичного применения новых знаний, на этапе творческого переосмысления материала и на этапе рефлексии.
Отгадывание кроссвордов на уроках литературного чтения вызывает у детей познавательную активность, создает положительный эмоциональный настрой, развивает не только интерес к предмету, но и мышление, внимание, память, способствует формированию орфографической зоркости и обогащению словарного запаса школьников.
Разгадывая кроссворды, учащиеся научатся:
– пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам;
– осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
– соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
– задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
– находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
– находить в тексте доказательства различия и сходства;
– сравнивать, сопоставлять;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл;
– соблюдать правила речевого этикета и правила работы в группе.
Использование кроссвордов как элемента технологии имитационно-игрового обучения, решение занимательных заданий позволило мне добиться следующих результатов:
– доброжелательный психологический микроклимат на уроках;
– повышение уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
– 100 % уровень обученности учащихся по литературе;
– положительная динамика качества знаний учащихся;
– расширение познавательного кругозора учащихся.
– рост количества школьников, участвующих в олимпиадах и конкурсах по литературе;
– высокие результаты участия в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, в т. ч. дистанционных
Литература:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1987.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии — М.: Педагогика, 1989г.
3. Зубрилин А. А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.
4. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения — М.: Просвещение, 1990.