В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.
Ключевые слова: дистанционные технологии, история, школа.
Современный информационный мир предъявляет все новые и новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Данные требования определяют способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного мира. Исключением не будет учитель, который должен меняться в соответствии с запросами общества. Главным и неизменным для учителя остается важнейшая задача — предоставление знаний и объективного культурного опыта предшествующих поколений будущему, современному жителю, для которого мировое сообщество ставит абсолютно новые качественные цели, от выполнения которых зависит в целом прогресс человечества.
В 2020 учебном году Россия и весь мир столкнулись с пандемией коронавируса, которая затронула и зачастую изменила многие структуры традиционного социального взаимодействия. Очень сильно пострадала духовная сфера и особенно — образование. Каждый учитель оказался в состоянии поиска новых возможностей передачи знаний в условиях неизведанного дистанционного образования. Единственным выходом из сложной ситуации становятся современные интернет — технологии, всевозможные услуги, которые представляются пользователям глобальных сетей, к наиболее популярным из которых можно отнести почту электронного формата, всевозможные мессенджеры, позволяющие проводить видеоконференции и организовывать чат — беседы и другие разнообразные виды услуг.
Если ранее мы стали достаточно часто обращаться к данным видам дистанционного образования, то в новых обстоятельствах данный вид обучения стал единственно возможным. Технология дистанционного образования стала не только единственно возможной, но и весьма прогрессивным видом получения образования. Основой данного вида обучения стала высокая степень самостоятельности у учеников. Образование с помощью информационных технологий оказались неотделимо от современных стандартов образования, разработанных для очной системы преподавания предмета.
Одной из проблем учителя в новых условиях становиться проблема подготовки материалов к урокам. На практике на уроках истории были определены основные формы занятий и способы оптимального использования дистанционного образования.
- Вводные уроки по новой теме. Данные уроки проводятся с целью произвести обзор исторических тем. В помощь к проведению данных уроков идет масштабное использование опыта внедрения электронного интернет — ресурса ИСОУ «Виртуальная школа», которая функционирует в Белгородской области уже десять лет и позволяет оформлять материалы в виде набора веб — страниц.
- Индивидуальные консультации. Проводятся во всевозможных формах, учитывая индивидуальные особенности у детей.
- Дистанционные конференции в формате видеоконференций. Требуют детальной разработки урока, поиска дополнительной информации на различных интернет-сайтах, а также обязательную подготовку электронной презентации, разработка структуры и определения регламента обсуждения проблем в рамках обозначенной темы урока.
Самой эффективной формой контроля результатов обучения становиться дистанционные онлайн — тесты с открытыми творческими заданиями, имеющими строго определенный лимит времени.
Результативность использования дистанционного образования имеет массу плюсов, дети стали охотнее рефлексивно выполнять предложенные задания, что становится главным атрибутом урока любого типа, занятия, не только дистанционного. Ученики более осознанно относятся к результатам своей деятельности.
Дистанционные видеоконференции стали настоящим прорывом в образовании и стали использоваться повсеместно. Данный тип образования становиться массовым и не исключено что будет взят на вооружение педагогами всей страны.
К сожалению, как и везде, на ряду с положительными сторонами, со временем были определены и значительные минусы дистанционного образования, которые на сегодняшний день не позволяют сделать данный вид образовательных технологий основным в системе образования.
Дистанционное образование — это абсолютно новый склад ума и внутреннего мира человека, как учителя, так и у учеников. Главная задача передачи знаний не всегда была реализована в связи со слабой мотивацией у учеников.
Ребенок, оставшись в комфортных домашних условиях, не спешит приступать к выполнению заданных учителем задач. Особенно данная проблема обнаружилась у учеников начальной школы, а также в среднем звене.
Знания стали носить поверхностный характер, что и показывает отсутствие мотивационных элементов, а также результат формирования неокрепшей подростковой психики. Задачи воспитания становятся трудно достижимыми в условиях отсутствия взаимодействия школьника в социуме и формирования развитой личности.
Старые эффективные методы мотивации в дистанционном образовании оказались нерабочими. Отличная оценка перестала быть показателем знаний, а превратилась в просто зачетную форму проделанной работы учеником. В дистанционном образовании остро ощущается отсутствие чувства успешности среди сверстников, а также одобрения со стороны родителей.
У учителя нет возможности полноценно выслушать ученика и определить уровень усвоения материала. Хорошая отметка считается единственным показателем успешности в такой системе образования. Видеоконференции дают возможность мотивировать ученика, но очень часто мотивация сводится к страхам. Такая единственно возможная мотивация формирует у детей не самые лучшие качества, такие как жадность и изворотливость. Страх заставляет брать из дистанционных занятий только ту информацию, которая способствует получению хорошей отметки, и похожа на постоянную работу у детей на получение хорошей оценки без получения каких — либо знаний. [3 с. 3]
Исходя из выше сказанного следует понять, что для позитивного отношения к учебному предмету следует формировать у детей не на основе внешнего вознаграждения, а на основе получения удовольствия от уроков. [2 с. 4]
Проблемой учителя стала перенасыщенность уроков материалами. Дети оказались лицом к лицу с проблемой непонимания темы, что и стало главной причиной снижения уровня мотивации. Еще одной проблемой низкой мотивации может служить технические проблемы организации дистанционного образования. Также, согласно санитарным нормам, продолжительное время при чтении текстов с электронных носителей наносит вред здоровью. И самый главный парадокс дистанционного образования в том, что организовать дистанционное обучение не потеряв интерес у обучающихся и соблюдая все санитарные нормы проведения уроков, просто невозможно [1 с. 5].
Повышать мотивацию детей при такой нестандартной форме обучения необходимо такими же нестандартными методами. Самый популярными из которых можно выделить следующие:
- Пользоваться популярной музыкой в качестве сопровождения к презентациям;
- Чувство юмора, в соответствии с возрастом учеников;
- Использование нестандартного образа в ходе дистанционных занятий (сценический образ) и др. Все эти методы требуют колоссальных временных и творческих затрат учителя.
Ученик должен понимать для чего нужны ему те или иные знания, учитель должен отмечать любые положительные или же отрицательные заслуги школьников. Все это способствует уверенности ученика в своих знаниях.
Дистанционное образование является новым, качественным шагом в эру современного образования. Открывая массу новых возможностей для педагога, оно так же определяет массу не решенных на сегодняшний день проблем. Поддерживать устойчивый интерес к обучению, мотивировать самого учителя, в равной степени считается приоритетными задачами в будущем и должно отражаться в образовательных программах, рекомендациях и образовательных стандартах будущего.
Литература:
- Коротаева Е. В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате // Педагогическое образование в России. 2012. № 5.
- Лаврентьева Л. В., Деулина С. А., Ромашова И. А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–64.
- Маркеева А. А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А. А. Маркеева // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 1–4.