Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 2571 раз

Библиографическое описание:

Яценко, А. М. Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении / А. М. Яценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74484/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, учение, личная гигиена, ЗОЖ, ФГОС.

Для того чтобы понять нужно ли применять валеологию в дошкольном учреждении, необходимо разобраться, что такое «валеология» и откуда взялось это понятие?

Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет.

Слово «валеология» происходит от латинскоого слова: «valeo» — быть здоровым». Этот термин в научный оборот ввел российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор Брехман, Израиль Ицкович, он и стал создателем новой отрасли медицины — валеологии, а также Брехман изобретатель многих лекарственных препаратов.

Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ.

В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.

Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка.

«Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Э. Н. Вайнер» [4]

Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.

Вайнер Эдуард Наумович выделил основные задачи валеологии :

  1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
  2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
  3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни [1].

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
  3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [2].

Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Валеологическая культура дошкольника подразумевает:

– знание о своем здоровье;

– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;

– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;

– валеологическая компетентность.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валнологии:

– Строение человека.

– Значение здоровой пищи.

– Как поддержать свое здоровье. [2]

Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.

Главными союзниками воспитателя в поддержании здоровья дошкольника, являются родители. Взаимодействие с родителями необходимо, так как они являются эталоном для ребенка. Воспитателю необходимо донести до них важность и необходимость участвовать в воспитании здоровья своих детей. Для этого необходимо проводить консультации на тему «здоровья»; мероприятия совместно с родителями «мама, папа, я — спортивная семья» и т. д.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии:

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).

Словесный метод вдошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса.

– диалог

– беседа (рассуждения)

– объяснения

– чтение литературы

Наглядный метод использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций.

– наблюдение

– показ (рассматривание картин, иллюстраций)

– демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)

Практический метод Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.

– рисунки

– аппликации

– поделки

– опыты

Игровой метод позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.

– дидактические

– подвижные

– театрализованные

Инновационный метод позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику и т. д.

– Монтессори

– сказкотерапия

– пескотерапия

– ТРИЗ и т. д.

Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.

Литература:

  1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
  4. «Валеология: учебник для вузов», 2016 г. (цитата из библиотеки Google Книги).
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, резерв здоровья человека, дошкольное учреждение, индивидуальное здоровье, наука, ребенок, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

В статье рассмотрено роль и значение формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Похожие статьи

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

В статье рассмотрено роль и значение формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Задать вопрос