Ключевые слова: дисциплинарное производство, дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, служебная проверка
Дисциплинарное производство в таможенных органах заключается в применении к государственным служащим таможенных органов Российской Федерации, совершившим должностной проступок, дисциплинарных взысканий, предусмотренных правовыми нормами [3].
Должностной проступок может выражаться в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на государственных служащих таможенных органов обязанностей, в нарушении служебной дисциплины, нарушении, неисполнении или ненадлежащем исполнении законов РФ, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и др.
Производство по наложению дисциплинарных взысканий на должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, совершивших должностной проступок, в настоящее время регламентировано различными нормативными правовыми актами — что является отличительной особенностью. Это связано с тем, что в таможенных органах РФ проходят государственную службу:
1) сотрудники таможенных органов, которым присвоены специальные звания;
2) гражданские служащие.
В связи с чем, нормативную базу по осуществлению дисциплинарного производства в таможенных органах Российской Федерации составляют:
1) Федеральный закон от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — в отношении государственных гражданских служащих таможенных органов РФ;
3) Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»;
4) Приказ Федеральной таможенной службы от 2 августа 2012 года № 1557 «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации».
Необходимо отметить, что в целях технического обеспечения деятельности в таможенных органах РФ также предусмотрены должности работников таможенных органов, отношения с которыми регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения также урегулированы вышеуказанными правовыми актами.
Так, до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника таможенного органа, имеющего специальное звание, гражданского служащего (далее — должностного лица таможенного органа РФ) в обязательном порядке должно быть затребовано письменное объяснение. В пункте 19 Дисциплинарного устава таможенных органов РФ указано, что при необходимости проводится служебная проверка с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. В статье 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены следующие обстоятельства:
а) факт совершения дисциплинарного проступка;
б) вина должностного лица;
в) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
г) характер и размер вреда, причиненного должностным лицом в результате дисциплинарного проступка и др.
С практической точки зрения в дисциплинарном производстве в процессе проведения служебной проверки особую роль играет именно установление вины должностного лица.
Так, в обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками таможенных органов и др.), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года, отмечено, что сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только в случае установления его вины в нарушении служебной дисциплины [1].
Кроме того, Верховный Суд РФ также рекомендует судам при проверке обоснованности увольнения сотрудника в связи с нарушением служебной дисциплины принимать во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, наступившие последствия, прежнее поведение сотрудника, его отношение к службе, знание правил ее несения. И в случае установления судом несоразмерности наложенного дисциплинарного взыскания в виде увольнения тяжести совершенного сотрудником проступка сотрудник подлежит восстановлению на службе [1].
По результатам служебной проверки, за нарушение служебной дисциплины на должностных лиц таможенных органов могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные:
а) статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — в отношении гражданских служащих;
б) статьей 29 Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» — в отношении сотрудников таможенных органов, имеющих специальные звания.
Следует отметить, что такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение сотрудника из таможенных органов, производится начальником таможенного органа, имеющим право назначения на должность. При этом, правило о прямой подчиненности не является определяющим, что также является особенностью дисциплинарного производства, проводимого в таможенных органах РФ.
Кроме того, отношения в сфере дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов характеризуются значительной субъективностью в виду того, что действующим законодательством РФ не установлено исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, соответственно, и нет однозначных указаний о том, какое взыскание соответствует каждому дисциплинарному проступку — данный вопрос решается руководителем таможенного органа по его собственному усмотрению [4].
Тем не менее, на фактор субъективности некоторым образом влияет возможность сотрудника таможенных органов (предусмотренная пунктом 36 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ) в письменной форме обжаловать решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности в административном (начальнику вышестоящего таможенного органа) или в судебном порядке,
Так, например, ШХО обратился в суд с иском к ТЫВ таможне Сибирского таможенного управления о признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании в виде выговора по результатам проведенной служебной проверки. В свою очередь, Кызылский городской суд, рассмотрев все обстоятельства дела, своим решением признал приказ начальника ТЫВ таможни о дисциплинарном взыскании в отношении сотрудника ШХО в виде выговора незаконным и подлежащим отмене [2].
Таким образом, на сегодняшний день имеются разные правовые инструменты для защиты и восстановления нарушенного права должностного лица таможенного органа РФ в случае, если приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности был вынесен незаконно или с нарушением действующего законодательства РФ. После издания приказа должностное лицо считается привлеченным к дисциплинарной ответственности и для него возникает особое правовое состояние, так как:
1) в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются;
2) совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным нарушением дисциплины и влечет применение более суровых наказаний;
3) наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении лица к очередному званию, повышению в должности, материальному поощрению (премии).
Принимая во внимание вышеуказанные неблагоприятные последствия, следует отметить, что особая роль должна быть отведена осуществлению воспитательно-профилактической работы по борьбе с должностными правонарушениями и нарушениями служебной дисциплины.
Резюмируя вышеизложенное, на сегодняшний день в системе таможенных органов РФ применяется широкий спектр правовых норм, регламентирующих порядок:
а) осуществления дисциплинарного производства;
б) наложения дисциплинарного взыскания.
Учитывая, что данные нормы содержатся в различных правовых актах, на основе практической деятельности следует выявить особенности правоприменительной практики и оценить возможность создания единого правового акта, регламентирующего порядок осуществления дисциплинарного производства и привлечения к дисциплинарной ответственности всех категорий должностных лиц таможенных органов РФ.
Литература:
1. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017). — Текст: электронный // Охрана труда в России: [сайт]. — URL: https://ohranatruda.ru/upload/iblock/1df/zak2463.pdf (дата обращения: 23.10.2020).
2. Решение Кызылского суда (Республика Тыва) № 2–1881/2016 М-408/2016 от 16 февраля 2016 г. (дата обращения: 23.10.2020)
3. Сафоненков, П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник и практикум для вузов / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 276 c.
4. Старилов, Ю. Н. Общее административное право: учебник / Ю. Н. Старилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Воронеж: 2007. — 847 c.