На рубеже 10–20-х годов ХХ столетия Роберт Грейвс выступал теоретиком английской поэзии. В этот исторический период получило развитие мифологическое направление в литературной критике, в результате чего это время можно называть «золотым веком» английской науки о литературе. В статье проводится анализ и интерпретация легендарно-мифологических мотивах Роберта Грейвса на примере произведения «Белая Богиня».
Ключевые слова: поэзия, мифы, мифология в поэзии, мифологические мотивы, легендарно-мифологические мотивы, интерпретация мифологических мотивов в поэзии.
At the turn of the 10–20s of the twentieth century, Robert Graves acted as a theorist of English poetry. During this historical period, a mythological direction in literary criticism developed, as a result of which this time can be called the «golden age» of English literary science. The article analyzes and interprets the legendary and mythological motives of Robert Graves using the example of the work «The White Goddess».
Keywords: poetry, myths, mythology in poetry, mythological motives, legendary-mythological motives, interpretation of mythological motives in poetry.
Выдающимся английским поэтом и литературным критиком является Роберт Грейвс (1895–1985 гг.), произведения которого наименее изучены в российском литературоведении. Кроме того, в российском литературоведении является недостаточно изученной методология исследования художественного творчества, в развитие которой вложил большой вклад Р. Грейвс [2, c. 53]. Мифопоэтическая концепция Р. Грейвса в литературной критике и художественной прозе основана на мифологических мотивах, в поэтических многочисленных сборниках автора она получила наибольшее воплощение. Такие произведения Р. Грейвса, как «Дочь Гомера» (1955 г.), «Иудейские мифы» (1955 г.), «Мифы Древней Греции» (1955 г.), «Белая Богиня: историческая грамматика поэтической мифологии» (1948 г.), «Золотое Руно» (1944 г.) и другие переводы и стихотворения получили наибольшую известность.
В контексте настоящего исследования остановимся более подробно на интерпретации легендарно-мифологических мотивов в произведении Р. Грейвса «Белая Богиня».
В раннем творчестве Р. Грейвса достаточно сложно проследить легендарно-мифологические мотивы, так как научные свидетельства о ранних работах поэта достаточно скудны, и в настоящее время отсутствуют серьезные научные исследования, которые позволяли ли бы обнаружить чувства поэта в тот период [7, c. 281]. В то же время, в литературных работах поэта легендарно-мифологические мотивы никогда не использовались просто в качестве прикрытия, они основывались на их теоретическом осмыслении и попытке подойти к их научному истолкованию. Если обратить внимание на «The Marmosite's Miscellany», то можно обнаружить, что с классической богиней любви отождествляется «Хозяйка побега и жалости»:
Her madness is musical, kindly her mood,
She is Dian no more when the sun quits the skies.
She is the happy Venus of the hushed wood.
So artless Actaeon may banquet his eyes
At the crisp hair curling on her naked thighs,
At her shapely shoulders, her breasts and her knees,
She will kiss him pleasantly under tall trees [ 6].
Безусловно, при ретроспективном чтении произведений Р. Грейвса можно обнаружить определенные подводные камни, но нет никаких сомнений в том, что это первая икона Богини, которая материализуется в поэтике Р. Грейвса. В основе мономифа Р. Грейвса лежат бинарные отношения, в самое сердце которых нас переносит намек Актеона. В данном случае идет речь об отношениях Богини и ее возлюбленной жертвы, которая стремиться войти в «безмолвный лес» для того, чтобы пройти «расчленение» из любви к Музе.
Роберт Грейс в собственном поэтическом произведении использовал антропологические системы для интерпретации своего мифа. В произведении «Белая Богиня» взаимодействуют антропологические и мифологические тексты, такое взаимодействие говорит нам о том, что теория царя Фрейзера скрывается где-то за подходом поэта к «счастливой Венере на земле». По-видимому, первое упоминание Р. Грейвса о Фрейзере содержится в «On English Poetry», где он пишет:
...this section is addressed to those braver
minds who can read 'The Golden Bough' from cover
to cover and still faithfully, with no dawning
contempt, do reverence to the gods of their youth [4, c. 223].
В исследуемом произведении Р. Грейвс стремится подойти к исследованию мифологии и мифов с позиции научного анализа, для чего он аргументирует собственные выводы с логической точки зрения. Миф и мифология для английского поэта имеет значительный потенциал, так как в мифе раскрываются все тайны и загадки, раскрытие которых должно происходить с помощью логического размышления. Как отмечает в собственной научной статье Я. Полищук, Р. Грейвс стремиться приблизиться к научному мнению английского антрополога Э. Тэйлора, который писал о том, что реликты древних цивилизаций скрывают в себе коды для разгадки настоящего и осуществления прогноза на будущее [3, c. 43].
Роберт Грейвс для обоснования собственной мифологической поэтической концепции развивает гипотезу о ритуальном происхождении поэтов. Поэт в произведении «Белая Богиня» пишет о том, что поэт сначала был лидером тотемного сообщества танцоров, вокруг алтаря «танцевались» его стихи, и каждый из них обозначал новый поворот в танце и движении:
A metrical line in Greek poetry represents the
turn taken by a dancer around an altar or tomb,
with a caesura marking the half-way point: the
metre never varies until the dancers have dropped
with fatigue [5, c. 90].
С помощью таких танцев изображались времена года, которые отражали ежегодный сюжет, и из которых возникала такая поэтическая тема, как «жизнь, смерть и возрождение Духа Года, сына и возлюбленного Богини» [1, c. 543].
Таким образом, Роберт Грейвс подчеркивает в собственных работах наличие связи между поэзией и миром, продолжая традиции легендарно-мифологической критики. В своих произведениях он выдвигает основную гипотезу о том, что началом любого художественного творчества выступает именно миф. Для поэта мифология является наиболее правдивей и достовернее исторических фактов, так как она строиться на регулярных повторах деятельности народа под влиянием эмоциональных порывов, сохраняя при этом память ритуалов античности.
Литература:
- Грейвс Р. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии / Роберт Грейвс; [пер. с англ. Л. И. Володарская]. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 956 с.
- Джапарова Э. К. Ритуально-мифологические направления в творчестве Роберта Грейвса // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2013. № 7–2. С. 53–59.
- Поліщук Я. Поліфункціональність міфу в поетицімодернізму / Я. Поліщук // Слово і час. — 2001. — № 2. — С. 35–45.
- Robert A. Davis. The Origin, Evolution, and Function of the Myth of The White Goddess in the Writings of Robert Graves. 1987. p, 424.
- Robert Graves. The Crowning Privilege, p. 90.
- Robert Graves. «Poetry and Politics». Introduction, p. X.
- Robert Graves. «Poetry and Politics». The Common Asphodel, p. 281.