Формирование информационно-лексической компетенции на уроках литературы посредством новых информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.10.2020

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Алимов, Т. Э. Формирование информационно-лексической компетенции на уроках литературы посредством новых информационных технологий / Т. Э. Алимов, В. Г. Гимадетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74524/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается необходимость обновления школьного образования, изменения подходов к определению его содержания с ориентаций на практико-ориентированную направленность и формирование ключевых компетенций у учащихся.

Ключевые слова: урок, компетенция, информационные технологии, методы и приёмы.

Обновление системы школьного образования обусловлено реалиями современного общества — его потребностями и новыми вызовами времени. Модернизация образования, как составляющая Стратегии действий, реализуемой в Узбекистане, меняет подходы к определению его содержания [1]. В современных условиях важно не только его понятийное и фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. Согласно все более упрочивающейся позиции ряда ученых, смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Смысл современного образования, по мнению многих ученых, состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Ключевую компетенцию определяют, как совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, — являющуюся заданной, т. е. обязательной и необходимой, для продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенции школьников — это такие функциональные умения, которые могут помочь им в выполнении социальных ролей (настоящих и будущих) — «ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «работник-специалист». «гражданин» и др. Современная школа должна быть школой личностно и культурно-ориентированной, при этом, она призвана поддержать вступление ребенка в мир культуры, в том числе и актуальной информационной культуры, развивая его как уникальную личность и предоставляя ему возможность реализовать свои социальные притязания и приобрести необходимые компетенции для жизнедеятельности в информационном обществе.

Филологическое школьное образование решает следующие основные задачи: вводит учащихся в мир культуры, развивает и сохраняет их индивидуальность в речи, формирует лингвистическое сознание, развивает ученическую рефлексию, формирует информационно-лексическую компетенцию. Школа помогает ученику стать самим собой, выявить свои интересы, способности, потребности и социальные ожидания, что невозможно, если не всматриваться в самого себя. Важнейшая роль в этом принадлежит русской литературе. Основной задачей учителя русского языка и литературы выступает развитие речевых деятельности и поведения школьников, а также формирование информационно-лексической компетенции разнообразными методами и приемами, включая и новые информационные технологии [3, с. 48].

Разработка методики комплексного применения новых информационных средств в школе — это довольно новое направление в образовании, поэтому необходимо разрабатывать новые приёмы использования мультимедиа-технологий, а также дополнять имеющиеся модели таких методик.

Следует отметить, что, делая выбор в пользу применения новых средств обучения, наилучших результатов можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий, при их разумном сочетании и при грамотном управлении учителем, который должен постоянно совершенствоваться.

Развитию информационной и лексической компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. Информационные технологии обучения — это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. Прежде единственным источником информации был школьный учебник, в современной ситуации Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий на уроках литературы показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки и сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулированию познавательной активности перед традиционными методами обучения.

Использование ИКТ на уроках литературы развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно: интерактивный диалог ученика с компьютером, диалог ученика с учеником или учителем.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

В сфере преподавания литературы использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Работа над лексикой проходит в несколько этапов: подготовительный; стереотипизирующий; ситуативный этап; варьирующий ситуативный этап. Лексическая компетенция включает в себя мотивационно-психологический, лингвистический и рефлексивно-оценочный компоненты, что определяет необходимость её комплексного формирования. Разработка методики формирования лексической компетенции должна опираться на ряд общенаучных подходов: культурологический, системный, ценностный, гуманитарный и деятельностный.

Информационная компетентность в средней школе включает в себя две группы базовых компетенций: компетенции работы с информацией и компетенции пользования информационными технологиями [4, c. 40].

Лексическая компетентность включает следующие компоненты: лингвистический, мотивационно-психологический и рефлексивно-оценочный. Выделяют три уровня информационной и лексической компетентности: низкий, средний и высокий. Развитию информационной и лексической компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. Наилучших результатов можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий, при их разумном сочетании и при правильном и грамотном управлении учителем, который должен постоянно совершенствоваться.

Таким образом, формирование ключевых компетенций, включающих информационную и лексическую компетенции, является актуальной проблемой современной школы. Формирование информационной и лексической компетенций опирается на обще-дидактические принципы обучения: наглядности, активности, прочности, системности, сознательности, научности, учёта возрастных особенностей, а также на специально-методические принципы: коммуникативной направленности обучения, ситуативности, коллективного взаимодействия, жизненной ориентации обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности.

Успешность формирования информационной и лексической компетенций у учащихся школы во многом обусловливается применением в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения при условии системного подхода, предполагающем обоснованное сочетание традиционных и инновационных технологий и методически грамотное управление учителем образовательным процессом.

Литература:

  1. Государственный образовательный стандарт и оптимизированная учебная программа. Русский язык. Литература. — Ташкент, 2010. –С.80–175.
  2. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. http://www.lex.uz/mobileact/31070427
  3. Боброва, Л. И. Современный урок и мультимедийные средства, литература в школе. — 2008. — № 3. — С.48–50.
  4. Иванова Ю. В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы / Ю. В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. — Саранск, 2007. — С. 40–42.
Основные термины (генерируются автоматически): лексическая компетенция, учебный процесс, грамотное управление, системный подход, технология обучения, активное использование, информационно-лексическая компетенция, лексическая компетентность, образовательный процесс, разумное сочетание.


Похожие статьи

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современн...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Инновационная деятельность в ДОО

Тема данной статьи направлена на рассматривание и применение инновационных технологий в образовательной работе ДОО. В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед ДОО и воспитателями. Акцент перено...

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов

В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...

Похожие статьи

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современн...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Инновационная деятельность в ДОО

Тема данной статьи направлена на рассматривание и применение инновационных технологий в образовательной работе ДОО. В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед ДОО и воспитателями. Акцент перено...

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов

В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...

Задать вопрос