В статье рассматривается необходимость обновления школьного образования, изменения подходов к определению его содержания с ориентаций на практико-ориентированную направленность и формирование ключевых компетенций у учащихся.
Ключевые слова: урок, компетенция, информационные технологии, методы и приёмы.
Обновление системы школьного образования обусловлено реалиями современного общества — его потребностями и новыми вызовами времени. Модернизация образования, как составляющая Стратегии действий, реализуемой в Узбекистане, меняет подходы к определению его содержания [1]. В современных условиях важно не только его понятийное и фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. Согласно все более упрочивающейся позиции ряда ученых, смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.
Смысл современного образования, по мнению многих ученых, состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Ключевую компетенцию определяют, как совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, — являющуюся заданной, т. е. обязательной и необходимой, для продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенции школьников — это такие функциональные умения, которые могут помочь им в выполнении социальных ролей (настоящих и будущих) — «ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «работник-специалист». «гражданин» и др. Современная школа должна быть школой личностно и культурно-ориентированной, при этом, она призвана поддержать вступление ребенка в мир культуры, в том числе и актуальной информационной культуры, развивая его как уникальную личность и предоставляя ему возможность реализовать свои социальные притязания и приобрести необходимые компетенции для жизнедеятельности в информационном обществе.
Филологическое школьное образование решает следующие основные задачи: вводит учащихся в мир культуры, развивает и сохраняет их индивидуальность в речи, формирует лингвистическое сознание, развивает ученическую рефлексию, формирует информационно-лексическую компетенцию. Школа помогает ученику стать самим собой, выявить свои интересы, способности, потребности и социальные ожидания, что невозможно, если не всматриваться в самого себя. Важнейшая роль в этом принадлежит русской литературе. Основной задачей учителя русского языка и литературы выступает развитие речевых деятельности и поведения школьников, а также формирование информационно-лексической компетенции разнообразными методами и приемами, включая и новые информационные технологии [3, с. 48].
Разработка методики комплексного применения новых информационных средств в школе — это довольно новое направление в образовании, поэтому необходимо разрабатывать новые приёмы использования мультимедиа-технологий, а также дополнять имеющиеся модели таких методик.
Следует отметить, что, делая выбор в пользу применения новых средств обучения, наилучших результатов можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий, при их разумном сочетании и при грамотном управлении учителем, который должен постоянно совершенствоваться.
Развитию информационной и лексической компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. Информационные технологии обучения — это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. Прежде единственным источником информации был школьный учебник, в современной ситуации Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.
Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий на уроках литературы показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки и сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулированию познавательной активности перед традиционными методами обучения.
Использование ИКТ на уроках литературы развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно: интерактивный диалог ученика с компьютером, диалог ученика с учеником или учителем.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.
В сфере преподавания литературы использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Работа над лексикой проходит в несколько этапов: подготовительный; стереотипизирующий; ситуативный этап; варьирующий ситуативный этап. Лексическая компетенция включает в себя мотивационно-психологический, лингвистический и рефлексивно-оценочный компоненты, что определяет необходимость её комплексного формирования. Разработка методики формирования лексической компетенции должна опираться на ряд общенаучных подходов: культурологический, системный, ценностный, гуманитарный и деятельностный.
Информационная компетентность в средней школе включает в себя две группы базовых компетенций: компетенции работы с информацией и компетенции пользования информационными технологиями [4, c. 40].
Лексическая компетентность включает следующие компоненты: лингвистический, мотивационно-психологический и рефлексивно-оценочный. Выделяют три уровня информационной и лексической компетентности: низкий, средний и высокий. Развитию информационной и лексической компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. Наилучших результатов можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий, при их разумном сочетании и при правильном и грамотном управлении учителем, который должен постоянно совершенствоваться.
Таким образом, формирование ключевых компетенций, включающих информационную и лексическую компетенции, является актуальной проблемой современной школы. Формирование информационной и лексической компетенций опирается на обще-дидактические принципы обучения: наглядности, активности, прочности, системности, сознательности, научности, учёта возрастных особенностей, а также на специально-методические принципы: коммуникативной направленности обучения, ситуативности, коллективного взаимодействия, жизненной ориентации обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности.
Успешность формирования информационной и лексической компетенций у учащихся школы во многом обусловливается применением в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения при условии системного подхода, предполагающем обоснованное сочетание традиционных и инновационных технологий и методически грамотное управление учителем образовательным процессом.
Литература:
- Государственный образовательный стандарт и оптимизированная учебная программа. Русский язык. Литература. — Ташкент, 2010. –С.80–175.
- Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. http://www.lex.uz/mobileact/31070427
- Боброва, Л. И. Современный урок и мультимедийные средства, литература в школе. — 2008. — № 3. — С.48–50.
- Иванова Ю. В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы / Ю. В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. — Саранск, 2007. — С. 40–42.