Цель: Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.
Задачи:
Образовательная: расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда (лед и снег тают в тепле образуя воду). Дать понятие о значимости воды в жизни человека в природе.
Развивающая: развивать мыслительную активность, умение самостоятельно делать выводы; обогащать словарь; активизировать словарь детей прилагательными.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
Организационный момент
Посмотрите сколько много гостей у нас сегодня, поздороваемся с ними и поделимся своими улыбками и хорошим настроением.
Утром солнышко проснулось
И ребятам улыбнулось.
( Стоя в кругу, руки вверх и разводим их)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мотивационно — ориентировочный этап
— Ребята, что это за необычные шары?
— Да, и правда это светофор. Какого цвета огоньки у светофора?
— Посмотрите, что здесь еще есть?
— Да это же капелька.
Голос капельки
Дети руки, щечки мыли,
Ну, а кран закрыть забыли,
Вот мне горе, вот беда,
Здесь осталась я одна.
— Капелька, наши дети так не поступают, они кран всегда закрывают, воду берегут, много знают о воде.
На экране светофор, голос:
— Надо капельке помочь, собрать ее подружек. Вы готовы? Но сначала отгадайте мою загадку.
Без нее, без нее
Нам не выстирать белье.
И посуду не помыть,
Суп и кашу не сварить,
Она нужней нам чем еда
И называется… (вода)
На экране загорелся зеленый свет
— Молодцы, вам можно в путь
А я знания ваши буду проверять
Световые оценки вам выставлять.
Поисковый этап
— Ребята, посмотрите, что это? (Глобус)
— Глобус — модель нашей Земли, слово «глобус» обозначает шар. Наша Земля — это огромный шар, который летает в космосе. Посмотрите какие цвета, вы видите на глобусе (зеленый, коричневый, желтый, синий, белый)
— Как вы думаете, какого цвета больше?
— Что обозначает синий цвет?
— Если я раскручу глобус, кажется, что наша Земля голубая, так много воды.
— Подумайте, вспомните, где вы видели воду в природе? (В реке, ручейке, болоте, озере, в луже, в море, когда идет дождь)
На экране мигает зеленый свет
Алиса:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде…
— Людям нужна вода?
— Зачем?
Ребенок:
Если пить мы захотим
То ее мы вскипятим,
Она помогает нам чистыми стать
И вымыть полы и белье постирать
— Кому еще нужна вода? (рыбам, птицам, животным, растениям, насекомым)
— Да, ребята, вода нужна всем, вода самое удивительное вещество в природе.
На экране мигает зеленый свет
Светофор: Докажите мне это.
Практический этап
— Мы постараемся, наши дети тоже хотят загадать загадки.
1. Ребенок:
Я прозрачна как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю,
Только очень — очень жаль
Что в тепле я быстро таю.
(На экране появляется картинка сосульки)
— А вы видели сосульки?
— Где вы их видели?
— Какие бывают сосульки?
— Как получаются сосульки?
2. Ребенок:
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь,
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь. (снег)
(На экране появляется картинка снег)
— Вам нравится, когда зимой идет снег?
Из чего состоит снег? (снежинок)
— Какой бывает снег, если мы возьмем его в руки?
Дети: — Бывает пушистый, мы на него дуем и снежинки разлетаются.
— Бывает сыпучий и жесткий.
Бывает сырой и из него можно лепить снежки, снеговика.
— Посмотрите у меня есть волшебная снежинка, она не тает в руках и сейчас мы с ней поиграем, мы будем передавать ее друг другу и рассказывать о ней.
Рассказ: Я — снежинка очень нежная, красивая, хрупкая, если настоящая, то тает на ладошке, снежинки хрустят под ногами, они красиво кружатся в воздухе, укрывают землю от мороза, если много снежинок, то получается снег.
3. Ребенок:
В морях и реках обитает.
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять (вода)
(На экране появляется картинка вода)
— Молодцы, много знаете, вы, наверное, хотите стать умными?
— Хотите? Тогда прошу вас в нашу лабораторию, мы будем проводить опыты.
— Давайте наденем фартуки
Опыт № 1.
— Что у нас в стаканах?
— Понюхайте, она пахнет?
— Попробуйте у воды есть вкус? Но ведь мы пьем воду, когда? (когда нас мучает жажда, когда жарко)
— У воды есть форма? (Нет, она жидкая). Перелейте воду в другую посуду, что мы можем сказать? (Вода принимает форму той посуды в какую ее наливаем).
— А теперь скажите у воды есть цвет? (Нет она прозрачна). Возьмите камешки у них есть цвет? (Да). Опустите камешки в воду, мы их видим? Они изменили цвет? (Нет). Значит делаем вывод: вода не имеет запаха, вкуса Цвета и формы, правильно? (Да).
Опыт № 2.
— Вы не устали, хотите еще проводить опыты? Тогда проходите к следующему столу.
— Что мы видим здесь? Да здесь есть вода в стаканах и есть лед.
— Возьмите 1 кубик льда, Что происходит со льдом в руках? Почему?
— Какой лед? (Холодный, твердый, скользкий)
— Давайте попробуем опустить лед в воду, а один кубик оставим на тарелочке.
— Что произошло с кусочком льда в стаканчике, он утонул?
— Нет он плавает, значит он легче воды.
— Посмотрите, здесь есть капелька она хочет с нами поиграть, поиграет с капелькой?
Физкультминутка:
Рассыпались капли дождя по дорожке (дети ходят врассыпную)
В ручей превратились, он маленький крошка (дети идут змейкой за воспитателем).
Смотри, уже в реку ручей превратился (дети идут парами),
И в море огромное плавно он влился (дети сделали круг).
Ребята, посмотрите, есть лед в стакане?
— Куда он делся? (превратился в воду)
— А на тарелочке растаял? (Нет)
— Что мы можем сказать? (в воде лед тает быстрее).
— Вам понравились наши опыты?
Ребенок:
Опыт нам узнать поможет
Лед и вода одно и тоже
Лед растает и тогда
Будет из него вода.
Ребенок:
Мы в стакан воды налили
Опыт провели удачный
Мы с тобой установили,
Чистая вода — прозрачна,
Вода бесцветная на вид
Но жажду нашу утолит,
Какую только захотим,
Ту форму ей и придадим.
Рефлексивно-оценочный этап
— Вам понравилось наше (занятие) путешествие?
— Что сегодня вы узнали о воде? (Воду надо беречь, вода нужна всем)
— Алиса, что тебе больше всего запомнилось сегодня?
— Дима, а какой опыт понравился тебе больше всего?
— Ребята, мне тоже очень понравилось наше занятие, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
— Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! Но на этом мы с вами не остановимся, в следующий раз я вам расскажу о других свойствах воды.
На экране загорелся зеленый свет
Планета будет цвести всегда
Если будет на земле вода,
Экономь ее и береги
Мы своей планете не враги.