В данной статье изучаются этапы и процессы развития и формирования органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. Проводится исторический анализ. Формирование системы органов исполнительной власти является важным процессом, так как именно данная ветвь власти является ответственной за формирование и исполнение решений правительства РФ.
Вопросы совершенствования государственного управления и исполнительной власти по-прежнему не утрачивают своей актуальности и являются предметом научного осмысления в теории административного права, конституционного права, а также в практической деятельности государственных органов. Исполнительная власть играет особую позитивную роль не только в жизни общества, но и в экономике современной России.
Как представляется, препятствием к устойчивому экономическому развитию служит сама исполнительная власть, архаично сохраняющая неэффективную модель управления, нарушающая классическую систему сдержек и противовесов, где роль законодательной (представительной) ветви власти незначительна, а подзаконное нормотворчество зачастую подменяет законотворчество. Стоит отметить, что организационно-правовые изменения в системе управления органами исполнительной власти проводились, как правило, самими органами исполнительной власти и Президентом РФ. Но даже при этом многие положения президентско-правительственных документов остались до конца нереализованными.
Ключевые слова: исполнительная власть, этапы развития, история, Российская Федерация
This article examines the stages and processes of development and formation of Executive authorities on the territory of the Russian Federation. A historical analysis is carried out. The formation of the system of Executive authorities is an important process, since this branch of government is responsible for the formation and execution of decisions of the government of the Russian Federation.
Issues of improving public administration and Executive power still remain relevant and are the subject of scientific understanding in the theory of administrative law, constitutional law, as well as in the practical activities of state bodies. Executive power plays a special positive role not only in the life of society, but also in the economy of modern Russia.
It seems that the obstacle to sustainable economic development is the Executive power itself, which archaically preserves an inefficient management model and violates the classical system of checks and balances, where the role of the legislative (representative) branch of government is insignificant, and subordinate rule-making often replaces law-making. It should be noted that organizational and legal changes in the management system of Executive authorities were usually carried out by the Executive authorities themselves and the President of the Russian Federation. Even so, many provisions of the presidential and government documents remained completely unrealized.
Keyword: executive power, stages of development, history, Russian Federation
Из Конституции РФ следует, что исполнительную власть в Российской Федерации реализует Правительство Российской Федерации, однако следует отметить, что Правительство РФ — высший, но единственный орган исполнительной власти. Конституция также знает такое понятие как «система органов исполнительной власти», которая представляет собой иерархическую связь органов исполнительной власти. [2]
Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России. Федеральные исполнительные органы государственного управления:
Правительство России — это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др. Федеральные министерства — это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр.
Главными в министерствах являются министры, которые их возглавляют.
Федеральные службы — это исполнительные органы государственного управления, деятельность которых связана с контролем и надзором за тем, чтобы исполнялись правовые нормы в определенных сферах, например, в военно-технической, в здравоохранении, образовании, природопользовании.
Федеральные агентства — это еще один вид органов исполнительной власти по государственному управлению, деятельность которого связана с оказанием государственных услуг, правоприменением и управлением имуществом. Исполнительные органы государственного управления субъектов РФ.
На уровне субъектов также действуют свои исполнительные органы в сфере управления, которые подконтрольны вышестоящим федеральным органам. [1]
Закон относит к ним: глав субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций, мэров городов); правительства республик, краев, областей и городов федерального значения); мэрии и администрации (в тех субъектах, которые не являются республиками); министерства в республиках; государственные комитеты в республиках; управления, департаменты, отделы, комитеты (все подразделения исполнительных органов государственного управления в субъектах РФ).
Структура исполнительной ветви государственной власти во многом обусловлена ее историческими традициями, особенностями социально-политической культуры и формированием правовой сферы.
Проблема либерализации государственной власти занимала центральное место в социальных дебатах на протяжении всего XIX века. Первым шагом самодержавия в этом направлении было утверждение систематической практики коллегиального законодательства, сохраняющего решающие полномочия императора.
В 1810 году император Александр I подписал манифест об образовании Государственного совета, не законодательного, а законодательного, члены которого назначались самим монархом.
В его кабинет входили все министры, а также государственные деятели, избранные императором.
Император председательствует на заседаниях Государственного совета и, в его отсутствие, назначении, утверждаемом императором из числа членов Совета.
С 1812 по 1865 год пост президента Государственного совета занимал председатель Совета министров. Функционирование Государственного совета способствовало систематизации российского законодательства и установлению нормативного регулирования во всей сфере государственного управления.
Следующим шагом с интервалом в столетие было утверждение в 1906 году Николаем II двухпалатной системы высших законодательных органов. Нижняя палата первого российского парламента стала Государственной думой, верхней палатой Государственного совета.
Изменились принципы формирования Госсовета: президент и вице-президент Совета, а также половина его членов назначались императором, другая половина избиралась из числа государств и корпораций (духовенство, знать, губернские собрания земства, Академии наук и профессоров университетов, а также крупнейших промышленных и торговых организаций). [двойной]
Принятые Государственной Думой законопроекты были внесены в Госсовет.
На рассмотрение императора были представлены только законопроекты, принятые обеими палатами парламента. Таким образом, сохраняя самодержавие со всеми прерогативами монарха, в государственную систему были введены элементы функционального разделения трех властей.
В результате двух революций, произошедших в 1917 году, первой, разрушившей монархию как форму правления, и второй, разрушившей Российскую империю как государство, произошел приход к власти Коммунистической партии.
Становление Советского государства началось с уникальной концепции государственного устройства.
Коммунистическая партия осуществляла свою власть (официально именуемую «диктатурой пролетариата») через Центральный комитет, Политбюро и правительство, находящееся под его контролем, а также через систему советов, профсоюзов и других структур.
До 2000 года в российской исполнительной власти преобладала логика децентрализации. В 1993–2001 годах система органов исполнительной власти Российской Федерации неоднократно реформировалась.
Изменения в структуре политической власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в основном за счет субъективных факторов, проводились без четкого понимания целесообразности.
В результате в 2000 году система исполнительной власти Российской Федерации имела нестабильную и беспорядочную структуру, при необходимости управляющую 89 субъектами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, принятый и избираемый на территории Российской Федерации, является органом, выполняющим определенные исполнительные функции государственного управления. Процесс базового формирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации начался в 2004 году.
Именно в это время начинают происходить различные административные реформы и изменения в управлении. Кроме того, с 2004 года министры имеют право входить в состав правительства Российской Федерации.
На данный момент сформирован полный и исчерпывающий перечень, в который входят основные федеральные органы исполнительной власти на территории Российской Федерации:
Государственная служба фельджеров Российской Федерации. Said Service — это организация, которая занимается вопросами связи внутри страны и за ее пределами. Служба внешней разведки Российской Федерации. [3]
Служба создана Указом Президента РСФСР в декабре 1991 года. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Создание этой службы состоялось в декабре 1993 года. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации. Создание этой службы произошло в марте 2003 года. Служба помогает снизить обострение ситуации с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, циркулирующих на территории страны.
Стоит отметить, что эта услуга работает как с внутренними, так и с внешними продажами и доставками. Федеральная служба охраны РФ. В 1991 году состоялось формирование и обучение этой службы, что позволило улучшить управление процессами защиты в самых разных сферах. Главное управление специальных программ президента РФ.
Таким образом, исполнительная власть регулярно взаимодействует с иными направлениями власти, которые устанавливаются и применяются, регулируются и контролируются Президентом Российской Федерации.
Литература:
- Воронцов Г. А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 160 с.
- Дерябина Е. М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. — М.: Проспект, 2015. — 200 с.
- Зыкова З. В. Теория государства и права. Конспект лекций. — М.: Ось-89, 2008. — 304 с.
- Иванов А. А. Теория государства и права. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 352 с.
- Козлихин А. В. История политических и правовых учений. — М.: Проспект, 2015. — 304 с.