В структуре рыбохозяйственного комплекса Камчатского края большинство предприятий, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Как правило, такие предприятия не имеют в штате маркетолога, не говоря уже об отделе маркетинга. Для таких предприятий использование услуг маркетинговых консультантов и компаний, занимающихся маркетинговым консалтингом, может стать существенным фактором повышения эффективности деятельности предприятий.
Использование предприятиями рыбохозяйственного комплекса маркетинговых консультантов может быть по нескольким направлениям:
- Стратегический маркетинг. Для эффективного развития любому предприятию необходима маркетинговая стратегия, которая будет отражать долгосрочные планы по выводу новых продуктов на рынок, выходу предприятия на новые рынки, определять ценовую политику компании и т. д.
Как правило, компании не уделяют этим вопросам должного внимания и работают «сегодняшним днем». Маркетинговый консалтинг может стать фактором развития небольших рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий и дать им новый импульс развития. Большинство компаний РКХ Камчатского края не ведут переработку добытой продукции, и отправляют её на экспорт в страны АТР. При этом на российском рынке цена на готовую продукцию остается высокой из-за высокого спроса и низкого предложения. Следовательно, многие предприятия могут расширять свои рынки сбыта и заходить на новые путем создания нового товара и диверсификации производства. В этом случае маркетинговый консалтинг может помочь добиться максимального эффекта при минимальных затратах.
- Прайсинг. Этот аспект маркетингового консалтинга может стать эффективным подспорьем предприятиям, которые занимаются розничной реализацией продукции. С помощью маркетингового консультанта предприятие может получить ответы на вопросы о том, как оптимизировать цены, когда внедрять скидки, чем цена отличается от стоимости и т. п. С помощью этих инструментов организация может увеличить объем продаж, расширить рынки сбыта и сформировать ценовую политику. Зачастую предприятия формируют цену на отпускаемую продукцию исходя из себестоимости и наценки, которую хочет получить предприятие в виде прибыли.
Существует множество ценовых стратегий, которые могут дать новый импульс росту продажам: «стратегия скользящей цены», «стратегия проникновения на рынок», «стратегия снятия сливок» и т. д. Каждая из стратегий имеет свои преимущества и недостатки, и может применяться в определенных условиях. Маркетинговый консультант может помочь организации выбрать правильную стратегию по отношению к конкретному продукту, и скорректировать её при необходимости.
- Маркетинговое исследование. Любой компании для эффективной деятельности важно понимать текущую ситуацию на рынке, кто ее основные конкуренты, потребители и партнеры. Незаменимым инструментом в определении этих факторов является маркетинговое исследование. Исследования не проводятся постоянно и компании в сфере РХК не имеют в своем штате маркетологов, и использование услуг маркетинговых консультантов является эффективным вложением средств. Привлеченные консультанты могут не только провести исследование, но и разработать план действий на основе собранных данных. В результате заказчик получает бизнес-план или план маркетинговых решений для внедрения в бизнес, что в конечном итоге должно привести к росту эффективности деятельности предприятия. Также результаты исследований остаются в компании для дальнейшего их исследования в динамике.
- Брендинг компании. Торговая марка компании и продукта на сегодняшний день имеет большое значение, как для конечного потребителя, так и для партнеров организации. Многие предприятия рыбодобывающей сферы реализую свою продукцию в сегменте В2В, и компании-покупатели не в последнюю очередь оценивают бренд компании: насколько он известен, как давно существует и т. д. Особенно это важно для иностранных партнеров, ведь большинство продукции в сфере добычи в РХК реализуется за пределы Российской федерации.
Привлеченные маркетинговые консультанты могут помочь компании создать свой уникальный бренд компании, бренд товара, торговую марку, которые будут известны потребители и будут работать на положительный имидж организации. Брендинг важен, как для крупных компаний, которые работают на рынке много лет, так и для компаний, которые только вышли на рынок. Потребитель, как в сегменте В2В, так и в сегменте В2С ориентируется в первую очередь на бренд товара и компании, на узнаваемость и популярность.
- Промоушен. Данный инструмент более всего подходит организациям, работающим на рынке розничных продаж. Промоушен помогает выйти на непосредственный контакт с потребителем, стимулировать потребителя к покупке, наладить контакты с посредниками и дилерами. Маркетинговые консультанты могут разработать промо-акции, дать понимание о методах продвижения товара. Сегодня очень популярен интернет-промоушен — это способ продвижения товара в интернете. Большинство потребителей — активные пользователи интернета, этот факт нельзя упускать при планировании стратегии продвижения товара. Маркетинговые консультанты могут эффективно продвигать товар в интернете и повысить объем продаж компании.
- Дистрибуция. Неотъемлемая часть деятельности любого предприятия сферы РХК, она помогает доставить продукт от производителя до конечного потребителя. Некоторые рыбодобывающие предприятия имеют свой транспортный флот для перевозки продукции из района вылова в точку реализации, но не всегда это выгодно. Добыча водных биоресурсов имеет ярко выраженную сезонность, и в низкий сезон флот может простаивать и приносить убытки компании. Специалисты компаний маркетингового консалтинга способны просчитать наиболее эффективные способы доставки продукции, чем могут сократить издержки предприятия.
В целом можно сказать, что маркетинговый консалтинг может быть драйвером развития для организаций РХК в различных сферах. Консультанты могут помочь руководству организации найти более правильный путь решения многих вопросов, касающихся развития компании, увеличения продаж, выхода на новые рынки и т. д.