Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Кретинина, С. М. Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе / С. М. Кретинина, О. А. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74585/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что предпосылки к учебной деятельности с точки зрения готовности детей к освоению универсальных учебных действий, зависят от развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и его личностных качеств.

Ключевые слова: преемственность: универсальные учебные действия; дошкольники; обучающиеся; начальная школа.

Введение. Актуальность исследования заключается в изменяющейся системе дошкольного образования в России. Преобразования дошкольного образования обусловлены изменениями во всех областях экономической и социальной жизни страны. Высокие современные требования общества, государства связаны со сменой парадигмы образования с когнитивно-ориентированной на личностно-ориентированную, сущность которой составляет опора индивидуальные качества личности ребенка , на развитие его мотивации к учению и потребности в приобретении знаний и умений. Существенно вырос уровень коллаборации в системе педагог-ребенок, ребенок — ребенок и, в таком случае, дошкольник из объекта получения знаний, становится полноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. На этапе завершения уровня дошкольного образования, которое предполагают формирование у детей мотивации к учебной деятельности, поднимается вопрос о сформированности готовности к освоению универсальных учебных действий в начальной школе (далее УУД).

Степень разработанности темы . Вопросам преемственности детского сада и начальной школы, а именно необходимости формирования у детей учебных умений уделяли внимание Ю. К. Бабанский, Е. М. Беспаленко, JI. C. Выготский, П. Я. Гальперин, О. Е. Жиренко, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, Н. С. Махина, и др.

Вопросы формирования универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе анализируются в научных исследованиях А. Г. Асмолова, Т. Е. Демидовой, М. П. Ильиной, Л. А. Обуховой, Е. А. Прибытковой, И. А. Юмашевой и др. Интерес к формированию универсальных учебных действий у детей на уровне дошкольного образования рассматривались Л. Э. Абдуллиной, И. А. Гусевой, Н. С. Махиной и др. Но, несмотря на повышенное внимание к данному вопросу, недостаточно освещаются вопросы, связанные с обоснованием критериев готовности к школе и готовности к освоению универсальных учебных действий дошкольниками. Многие ученые приходят к выводу, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны активные методы обучения (Н. Г. Алексеев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др.).

Изучение научных источников по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — разработка и апробация дополнительной образовательной программы формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в преемственной связи детский сад — школа.

Объект исследования — процесс формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — реализация дополнительной образовательной программы как средство формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.

Методы исследования исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 138» г. Воронежа и в МБОУ СОШ № 88 с углубленным изучением отдельных предметов г. Воронежа. В исследовании приняли участие старшие дошкольники и обучающиеся начальной школы. Время проведения исследования — 2018–2020 годы. В условиях пандемии COVID-19 были пропущены сроки реализации программы, однако, удалось провести мониторинг и сделать анализ результативности её реализации.

Программа включала следующие блоки: задачи, направленные на развитие личностных УУД (мотивация и потребность в обучении; формирование картины миры; общее развитие; самооценка; духовно-нравственное развитие; воспитание и воспитанность); задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД (формирование базовых понятий в общении; коллаборация; бесконфликтное поведение; профилактика девиаций); задачи, направленные на развитие познавательных УУД (развитие когнитивных процессов; формирование познавательного интереса); задачи, направленные на развитие регулятивных УУД (обучение саморегуляции; развитие мотивационно-волевой сферы; контроль за своим поведением; рефлексия).

В качестве мониторинга были взяты методы изучения УУД в детском саду и методы изучения УУД в начальной школе. Для создания преемственности задания имели одну направленность, но разной сложности.

Критерии, показатели и методы диагностики преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе оформлены в таблицу. Для сравнения показателей использовалась бальная система от единицы до трех — 1 — низкий уровень; 2 — средний уровень; 3 — высокий уровень.

Результаты и их обсуждение

Таблица 1

Критерии, показатели и методы диагностики сформированности УУД

Критерии

Показатели ДО

Показатели НШ

Методы диагностики.

Личностные УУД

Познавательный интерес и мотивация.

Сформированность

внутренней

позиции.

2,14

2,67

Методика изучения

познавательного развития

детей дошкольного

возраста под редакцией Е.

А. Стребелевой.

Исследование мотивации методом наблюдения

Коммуникативные УУД

Коллаборация с педагогом и сверстниками.

Бесконфликтное общение.

Принятие позиции собеседника

1,86

2,54

Задание «Сказка по кругу»,

«Угадай эмоцию», «Кто есть кто?»

У школьников — «Совместный проект», «От тебя зависит…»

Регулятивные УУД

Планирование

последовательности

действий и

прогнозирование.

Способность к

рефлексии и волевой

саморегуляции

2,03

2,75

Ориентационный тест

школьной зрелости Керна-Йирасека (модификация

теста А. Керна).

Игровые задания «Хочу — могу — надо», «Если бы я…», «Моя мечта»

Познавательные УУД

Общее развитие когнитивных процессов (память, внимание, речь, мышление, восприятие, воображение)

1,89

2,77

Корректурная проба; аналогии, «Что лишнее?», скороговорки, «Что видишь?», «Графический тест», «Дорисуй до образа», сюжетные картинки.

Сравнивая результаты развития УУД у дошкольников и младших школьников, мы не наблюдаем большого разрыва в показаниях. В развитии личностных УУД — разница ~ 0,53; коммуникативные УУД — разница ~ 0,68; регулятивные УУД — разница ~ 0,72; познавательные УУД — разница ~ 0,88.

Таким образом , преемственность к освоению универсальных учебных действий в детском саду и в школе мы рассматриваем как согласование направлений работы по преемственности, целей и задач. Проведенное исследование показало результативность в развитии УУД, т. е. разница в развитии УУД у дошкольников и у обучающихся в начальной школе составляет менее одного балла, что является хорошим показателем. Отмечено, что главное в преемственных связях — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки к учебной деятельности, развиты ли те качества личности, которые будут значимые для обучения в школе.

Литература:

  1. Бабинова, Н. В. Формирование предпосылок универсальных учебных действий в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Бабинова // Современные проблемы образования: Сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2014. — С. 13–19.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, детский сад, действие, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, учебная деятельность, воронеж, дополнительная образовательная программа, преемственная связь.


Ключевые слова

начальная школа, дошкольники, обучающиеся, преемственность: универсальные учебные действия

Похожие статьи

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру

В статье обосновывается необходимость становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру. Возрастные особенности становления исследуемой дефиниции рассматриваются сообразно четырем возрастным периодам дошкольного образования. Ведущей ...

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов

Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направлен...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Похожие статьи

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру

В статье обосновывается необходимость становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру. Возрастные особенности становления исследуемой дефиниции рассматриваются сообразно четырем возрастным периодам дошкольного образования. Ведущей ...

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов

Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направлен...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Задать вопрос