Учитель иностранного языка в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться изменившейся за последние годы ситуацией в области образования. Чтобы научить школьников, преподавателю английского языка необходимо владеть определенными педагогическими методиками, использовать в работе современные подходы. [1, c. 4]
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Новые задачи предполагают изменения в подходах к изучению иностранных языков, в частности, в требованиях к уровню владения ИЯ, к отбору содержания и к методической организации материала, к принципам обучения.
В условиях преподавания ФГОС существуют следующие проблемы:
1) потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту
Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть учитель обязан дать некоторый объем знаний ребенку, воспитать его. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей.
2) отсутствие у некоторых участников образовательного процесса приоритета ценностей, позиционируемых в ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и другие. В первую очередь это связано с коренными изменениями в сознании современных школьников: противоречивое воздействие информационных технологий, интенсивный образ жизни, возрастающие требования к уровню получаемых знаний, умений и навыков, недостаток времени на усвоение полученных знаний, и как результат — бессистемное, даже хаотическое формирование ценностных ориентаций. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает процесс формирования ценностных ориентаций школьников — устремлений, мотивов, побуждений, установок, интересов, потребностей, желаний, целей, направленных на важнейшие общечеловеческие ценности: освоение общечеловеческих, нравственных и эстетических ценностей; общества, культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы; формирование личностных качеств учащихся — образованности, патриотизма, гуманизма, доброжелательности; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; выполнение нравственных норм, элементарных правил нравственного поведения, правил здорового и безопасного образа жизни (классные часы, внеклассные мероприятия); духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование, выстраивание конструктивных взаимоотношений в семье и обществе.
3)недостаточное овладение формами взаимодействия и проектной деятельностью, навыками коллективного планирования
При осуществлении проектного метода необходимо учитывать, что осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Метод проектов — важное средство творческого развития обучающихся. Проектная работа очень влияет на эффективность обучения школьников. Кроме того, проектная деятельность влияет на формирование проектной культуры учащихся — творческой культуры мышления, решимости и способности личности решать стоящие перед ней проблемы.
Перед тем, как начать проектную деятельность, школьники должны уже владеть умениями самостоятельного учения как формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся: владение приемами, необходимыми для учебной деятельности. Это — умения самостоятельно осуществлять целеполагание, планирование своей деятельности, самоконтроль и самооценка.
Проектная деятельность способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
4)слабая оснащенность классов школы современными техническими средствами
Новый образовательный стандарт установил требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, его результат, а также условия обучения. Но на пути реализации новых педагогических технологий, соответствующих ФГОС, возникают некоторые сложности. Одной из основных трудностей является недостаточная техническая оснащённость школ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, базы данных, коммуникационные каналы, и др.), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Для обучения иностранным языкам необходимы лингафонные кабинеты, помещения должны быть оснащены мультимедиа для осуществления проектной деятельности. Но на сегодняшний день материально-техническая база большого количества школ не отвечает требованиям ФГОС. Не все кабинеты оснащены современной техникой, необходимой для более качественной организации учебного процесса. Конечно же необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, а это будет зависеть в свою очередь только от способностей учителя.
5)низкая мотивация учеников к изучению предмета
Учитель ежедневно сталкивается с проблемой отсутствия интереса и потребности чему-то учиться, отсутствие подготовленных домашних заданий, отсутствие принадлежностей к уроку и задается целью как заинтересовать учащегося в своем предмете и оценить его деятельность. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, уверенности и оптимизма. Важным условием создания благоприятной атмосферы общения, является учет индивидуальных и психологических особенностей обучающихся. Важно помогать детям самим ставить перед собой выполнимые цели и задачи. Необходимо научить детей ценить не только свои собственные достижения, но и достижения своих одноклассников. [2,c.11] Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках английского языка является важным средством формирования у школьников интереса к предмету, а устойчивый интерес —это важная составляющая внутренней мотивации ребенка.
Использование ИКТ на уроке возможно при изучении практически любой темы, материал воспринимается легче и быстрее. Меньшими становятся затраты времени на уроке — исчезает необходимость записывания материала на доске. Учащиеся сами создают презентации, тесты, кроссворды. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружения, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение. [3,c.6]
Одним из наиболее эффективных приемов обучения является игра.Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению иностранного языка.
При этом важно помнить, что игра всегда должна иметь определенную цель и результат на выходе. Использование разнообразных игр на уроке способствует овладению языком в занимательной форме, развивать память, внимание, поддерживает интерес к изучаемому языку.
Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания. Поэтому использование здоровьесберегающихтехнологий занимает важное место в новом ФГОС. Физкультминутки дают детям небольшой отдых, снимают напряжение, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала урока. [4, c. 3]
За последние годы произошли большие изменения в обучении иностранному языку. Педагогам необходимо развивать практику непрерывного профессионального образования. Самое важное для успешной работы по новым стандартам — желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Проблемы есть, но важно помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования, согласно новому стандарту, могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Литература:
- Куркин Е. Б. Управление инновационными проектами в образовании.- М.: 2001.
- Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование. — М.: 2005
- Панферова Н. Н. Управление в системе образования: учебное пособие / Н. Н. Панферова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Полат Е. С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям.