Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шумская, О. А. Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления / О. А. Шумская, Е. Г. Татарникова, И. Г. Придворева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74589/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учитель иностранного языка в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться изменившейся за последние годы ситуацией в области образования. Чтобы научить школьников, преподавателю английского языка необходимо владеть определенными педагогическими методиками, использовать в работе современные подходы. [1, c. 4]

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Новые задачи предполагают изменения в подходах к изучению иностранных языков, в частности, в требованиях к уровню владения ИЯ, к отбору содержания и к методической организации материала, к принципам обучения.

В условиях преподавания ФГОС существуют следующие проблемы:

1) потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту

Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть учитель обязан дать некоторый объем знаний ребенку, воспитать его. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей.

2) отсутствие у некоторых участников образовательного процесса приоритета ценностей, позиционируемых в ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и другие. В первую очередь это связано с коренными изменениями в сознании современных школьников: противоречивое воздействие информационных технологий, интенсивный образ жизни, возрастающие требования к уровню получаемых знаний, умений и навыков, недостаток времени на усвоение полученных знаний, и как результат — бессистемное, даже хаотическое формирование ценностных ориентаций. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает процесс формирования ценностных ориентаций школьников — устремлений, мотивов, побуждений, установок, интересов, потребностей, желаний, целей, направленных на важнейшие общечеловеческие ценности: освоение общечеловеческих, нравственных и эстетических ценностей; общества, культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы; формирование личностных качеств учащихся — образованности, патриотизма, гуманизма, доброжелательности; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; выполнение нравственных норм, элементарных правил нравственного поведения, правил здорового и безопасного образа жизни (классные часы, внеклассные мероприятия); духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование, выстраивание конструктивных взаимоотношений в семье и обществе.

3)недостаточное овладение формами взаимодействия и проектной деятельностью, навыками коллективного планирования

При осуществлении проектного метода необходимо учитывать, что осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Метод проектов — важное средство творческого развития обучающихся. Проектная работа очень влияет на эффективность обучения школьников. Кроме того, проектная деятельность влияет на формирование проектной культуры учащихся — творческой культуры мышления, решимости и способности личности решать стоящие перед ней проблемы.

Перед тем, как начать проектную деятельность, школьники должны уже владеть умениями самостоятельного учения как формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся: владение приемами, необходимыми для учебной деятельности. Это — умения самостоятельно осуществлять целеполагание, планирование своей деятельности, самоконтроль и самооценка.

Проектная деятельность способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

4)слабая оснащенность классов школы современными техническими средствами

Новый образовательный стандарт установил требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, его результат, а также условия обучения. Но на пути реализации новых педагогических технологий, соответствующих ФГОС, возникают некоторые сложности. Одной из основных трудностей является недостаточная техническая оснащённость школ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, базы данных, коммуникационные каналы, и др.), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Для обучения иностранным языкам необходимы лингафонные кабинеты, помещения должны быть оснащены мультимедиа для осуществления проектной деятельности. Но на сегодняшний день материально-техническая база большого количества школ не отвечает требованиям ФГОС. Не все кабинеты оснащены современной техникой, необходимой для более качественной организации учебного процесса. Конечно же необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, а это будет зависеть в свою очередь только от способностей учителя.

5)низкая мотивация учеников к изучению предмета

Учитель ежедневно сталкивается с проблемой отсутствия интереса и потребности чему-то учиться, отсутствие подготовленных домашних заданий, отсутствие принадлежностей к уроку и задается целью как заинтересовать учащегося в своем предмете и оценить его деятельность. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, уверенности и оптимизма. Важным условием создания благоприятной атмосферы общения, является учет индивидуальных и психологических особенностей обучающихся. Важно помогать детям самим ставить перед собой выполнимые цели и задачи. Необходимо научить детей ценить не только свои собственные достижения, но и достижения своих одноклассников. [2,c.11] Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках английского языка является важным средством формирования у школьников интереса к предмету, а устойчивый интерес —это важная составляющая внутренней мотивации ребенка.

Использование ИКТ на уроке возможно при изучении практически любой темы, материал воспринимается легче и быстрее. Меньшими становятся затраты времени на уроке — исчезает необходимость записывания материала на доске. Учащиеся сами создают презентации, тесты, кроссворды. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружения, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение. [3,c.6]

Одним из наиболее эффективных приемов обучения является игра.Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению иностранного языка.

При этом важно помнить, что игра всегда должна иметь определенную цель и результат на выходе. Использование разнообразных игр на уроке способствует овладению языком в занимательной форме, развивать память, внимание, поддерживает интерес к изучаемому языку.

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания. Поэтому использование здоровьесберегающихтехнологий занимает важное место в новом ФГОС. Физкультминутки дают детям небольшой отдых, снимают напряжение, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала урока. [4, c. 3]

За последние годы произошли большие изменения в обучении иностранному языку. Педагогам необходимо развивать практику непрерывного профессионального образования. Самое важное для успешной работы по новым стандартам — желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия.

Проблемы есть, но важно помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования, согласно новому стандарту, могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Литература:

  1. Куркин Е. Б. Управление инновационными проектами в образовании.- М.: 2001.
  2. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование. — М.: 2005
  3. Панферова Н. Н. Управление в системе образования: учебное пособие / Н. Н. Панферова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  4. Полат Е. С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, иностранный язык, английский язык, ребенок, урок.


Похожие статьи

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Методические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов в контексте разработки нового федерального стандарта

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Похожие статьи

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Методические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов в контексте разработки нового федерального стандарта

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Задать вопрос