Настоящая научная статья, представляет собой краткое изложение тематики в области фактического правоприменения такого административного наказания как — «лишение специального права».
В рассматриваемой научной статье, последовательно и друг за другом, приводятся актуальные данные, как о характере административного наказания в виде «лишения специального права», так и об итоговых результатах его фактического правоприменения на практике.
Применение административного наказания в виде «лишения специального права» позволяет самым существенным образом снизить внеправовое поведение граждан нашей страны в иных смежных областях современной общегражданской жизнедеятельности.
Кроме того, в формате данной научной статьи, указана общая эффективность применения правового механизма в виде «лишения специального права» как «крайней формы ответственности», после которой уже наступает уголовно — правовая ответственность.
Дополнительно ко всему, в формате данной научной статьи указана необходимость дальнейшей правовой и теоретической проработки административного наказания в виде «лишения специального права».
Так как современная общегражданская жизнедеятельность, постоянно вводит в практическую плоскость, самые разнообразные вводные и иные данные, не учитывать которые нельзя ни при каких обстоятельствах.
Данная научная статья, будет полезна для самого широкого круга читателей и граждан, интересующихся вопросами дальнейшего развития правовой науки в современной Российской Федерации.
Ключевые слова: лишение специального права, административное наказание, административная ответственность, права и основные свободы граждан Российской Федерации, уголовно — правовая ответственность.
Приступая к непосредственному рассмотрению вопроса о «лишении права как отдельного вида административного наказания», необходимо отметить следующее, само по себе административное наказание представляет собой целый комплекс мер принудительного характера и содержания, по принуждению правонарушителя к должному поведению и безусловному ограничению его отдельных прав и основных свобод, соответственно.
Как следует из фактического существа рассматриваемого вопроса, лишение права представляет собой административный, либо судебный запрет на осуществление гражданином — правонарушителем, той или иной профессиональной, либо иной деятельности, осуществление которой разрешено только при наличии специального «профессионального удостоверения» [1].
В качестве такого «профессионального удостоверения» в формате рассматриваемого вопроса, в качестве примера можно привести следующие из них: «водительское удостоверение», «удостоверение на право управление водным судном», «охотничий билет», «удостоверение на право управления трактором и иными самоходными единицами» и так далее.
Специфическим характером лишения права на осуществление той или иной профессиональной деятельности, выступает обязательность рассмотрения данного вопроса только в судебном порядке, как того и требует ч.1 статьи 3.8 КоАП РФ.
На основании всего вышесказанного, суть административного наказания в виде лишения права, по факту представляет собой, прежде всего моральное и материальное воздействие на правонарушителя.
При этом также важно отметить следующее, в отдельных случаях лишение того или иного профессионального удостоверения, может составлять либо моральное, либо материальное воздействие на правонарушителя, в безусловном порядке настоящего вопроса.
Продолжая дальнейшее рассмотрение фактического существа рассматриваемого вопроса, также необходимо отметить следующее, правовым основанием для правоприменения административного наказания в виде лишения того или иного права, выступает административный проступок гражданина.
В качестве примера такого положения рассматриваемого вопроса, можно привести — факты управления автотранспортным средством в алкогольном состоянии, что автоматически ведет для субъекта его совершения, безусловное лишение права, на его управление на длительный срок [2].
Действующий КоАП РФ в статье 32.7 устанавливает срок изъятия «профессионального удостоверения», начиная от одного месяца и периода нескольких лет, соответственно.
И такое положение рассматриваемого вопроса необходимо признать в полной мере правильным общегосударственным решением, так как незаконное поведение лица, обладающего теми или иными «специальными правами», могут создавать самую непосредственную угрозу как здоровью, так и жизни неопределенному кругу лиц в современной Российской Федерации.
Дополнительно ко всему вышесказанному также необходимо отметить следующее, лишение «специального профессионального права» никоим образом не несет в себе цель унижения достоинства того или иного субъекта правонарушения, поскольку представляет собой «последнее предупреждение», поскольку административная ответственность, являет собой последнюю меру ответственности перед уголовным преследованием, с чем в данном случае нельзя не согласиться.
Кроме всего прочего, лишение того или иного «специального профессионального права» в соответствии с нормами административного законодательства Российской Федерации, моет осуществляться только в формате особого производства, так как любое затягивание его фактического рассмотрения, может самым негативным образом отразиться на неограниченном круге лиц в современной Российской Федерации.
Все вышесказанное позволяет резюмировать следующее, лишение «специального профессионального права», в безусловном порядке настоящего вопроса, представляет собой карательную санкцию в отношении субъекта правонарушения, «предпоследнего характера и содержания».
На основании всей представленной выше информации, необходимо резюмировать следующее, «лишение права» представляет собой достаточно эффективный метод и способ как привлечения субъекта правонарушения к надлежащей ответственности, так и позволяет осуществить соответствующую защиту прав и основных свобод неограниченного числа граждан Российской Федерации.
Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что лишение специального права (статья 3.8 КоАП РФ) представляет собой, в наборе мер надлежащего воздействия, очень эффективный метод административного наказания, позволяющий многих граждан нашей страны «остановить» и не дать им перейти грань уголовно — правовой ответственности в безусловном порядке настоящего вопроса.
Кроме всего вышесказанного, также необходимо отметить следующее, «лишение специального права» в административном законодательстве Российской Федерации, может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания, как это и установлено в статье 3.3 КоАП РФ.
Исходя из общего анализа практики правоприменения административного наказания, в виде «лишения специального права», необходимо отметить ее широкое распространение, о чем свидетельствует официальная статистика Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Для получения более полного и ясного представления о характере имеющихся в административном законодательстве Российской Федерации мер наказания, представим их в графическом формате, для лучшего понимания всей рассматриваемой проблематики.
Рис. 1. Виды административных наказаний по КоАП РФ
Представленная выше диаграмма под названием «виды административных наказаний по КоАП РФ» наглядно показывает тот факт, что «лишение специального права» по праву занимает одно из основных методов воздействия по принуждению граждан нашей страны к надлежащему и законному поведению в своей практической гражданской жизнедеятельности.
Как показывает практика правоприменения административного наказания в виде «лишения специального права», непосредственное ее правоприменение в современной действительности не представляет собой больших проблем, как правового, так и теоретического содержания.
Благодаря целенаправленной и взвешенной политики российского государства, в настоящее время «лишение специального права» представляет собой грозное и существенное наказание, так как представляет для его непосредственного правонарушителя, достаточно существенное ограничение его законных прав.
Так, к примеру, лишение водительских прав за управление транспортным средством в алкогольном и наркотическом опьянении, позволило достаточно существенно снизить количество таких недостойных и опасных фактов поведения граждан нашей страны.
Тем не менее, останавливаться на достигнутых результатах нельзя и необходимо далее и повсеместно, где это возможно, применять «лишение прав» лиц, допускающих грубое нарушение норм действующего законодательства нашей страны.
Для получения общего представления о характере снижения аварийности на дорогах общего пользования, по всем фактам алкогольного и наркотического опьянения за рулем, ниже представим диаграмму о характере применения такой меры административного наказания как лишение специального права за период с 2015 по 2019 годы.
Рис. 2. Количество выявленных фактов алкогольного и наркотического опьянения за рулем за период с 2015 по 2019 годы
Представленная выше диаграмма позволяет отметить следующее, общая динамика выявляемого количества фактов алкогольного и наркотического опьянения за рулем, в современной Российской Федерации, за период с 2015 по 2019 годы, имеет безусловную тенденцию к своему плавному снижению.
Как представляется из фактического существа рассматриваемого вопроса, такое положение в данной области, во многом связано с практикой правоприменения такого административного наказания как «лишение специального права», в нашем случае — водительского удостоверения.
Таким образом, административное наказание в виде «лишения специального права» необходимо признать достаточно эффективным методом как снижения отдельных видов правонарушений, так и позволяет осуществлять общую «дисциплинированность» граждан нашей страны, с чем в данном случае нельзя не согласиться.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) Лищук Д. А. Лишение права как мера административного наказания //Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты, 2016, № 10 с.154.
- Черкас, А. Е. Лишение специального права как отдельный вид административного наказания / А. Е. Черкас. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 59–61. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67919/ (дата обращения: 13.08.2020).