Сегодня, практически утратив свою утилитарную функцию, превратившись из домашнего ремесла в высокое искусство, лоскутное шитье все же сохраняет традиционные технологии, поэтому продолжает жить в русле народной культуры. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы, покрывала) или гостиной (декоративное панно, картины, колоритные композиции), в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек, пояс) либо одежды (изящный летний костюм, юбка или стеганый жилет). Кроме того, в настоящее время люди с творческой фантазией и умелыми руками создают яркую красивую мебель, используя лоскутные узорные ткани в качестве обивочного материала. Это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, которые сформулированы в законах об образовании РФ. Но как донести до ребенка тот ценнейший материал, которым богат наш народ, если дети не любят читать? Как научить их искать информацию в окружающих их жизнь предметах и вещах? Мы предлагаем вернуть детей в мир творчества, сказку, созданную своими руками, тем самым мы помогаем ученику раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё.
Что такое школьный проект? Общими словами можно сказать, что это познавательная работа, связанная со сбором и анализом информации из разных источников, соответствующим её оформлением в зависимости от тематики. При разработке данного проекта были учтены современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Проект -творческая лаборатория является составной частью авторской программы «Музейные уроки». Отбор материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач технологии, истории, изобразительного искусства в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Разнообразие форм проектной деятельности позволяет глубже «погрузиться» в исследование конкретного предмета. В разделе экспозиции «Быт Ставрополя» нашего музея представлены уникальные российские промыслы. Их истории и стилистическим особенностям посвящены тематические стенды, сделанные руками учащихся.
В разделе, посвященном убранству крестьянской избы Ставропольского уезда, мы можем увидеть элементы деревенского быта. Это экспонаты, которые подарены школьному музею, также есть экспонаты-репродукции, которые созданы руками учащихся школы и педагогами. Важную роль в пополнении экспозиции играют результаты школьных проектов по технологии, которые являются продолжением школьных уроков. Так, наш музей пополнился лоскутным одеялом, ковриком, поясом, сумочкой-думочкой в лоскутной технике.
Задумка состояла в том, что каждый участник проекта сошьёт маленькое изделие в различной лоскутной технике (а мальчики сконструируют из бумаги). Чтобы подчеркнуть разную тональность элементов, нужно применять контрасты: в изделии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Располагая светлые элементы рядом с темными, художник усиливает звучность их цвета. Мастер создает картины, сочетая цвета тканей, как художник, только художник пишет кистью, а мастер — кусочками тканей. На уроках изобразительного искусства знакомятся с узорами, с цветовым контрастом, на уроках технологии мы знакомимся с элементами лоскутной техники, на музейных внеурочных занятиях знакомим ребят с историей возникновения и традициями лоскутного шитья. Урок приобщает детей к декоративно- прикладному творчеству, пониманию его истоков. Позволяет расширить и углубить знания обучающихся по данным предметам. Знакомит с историей лоскутного шитья, с технологией выполнения узора из ткани и цветной бумаги. Формирует художественный вкус, эстетические чувства, цветовую гармонию. Развивает трудовые навыки, творчество и фантазию. Музейные занятия способствуют развитию эмпатии, когда держишь в руках готовые изделия. Ребятам интересно, почему так много предметов лоскутной техники можно увидеть в крестьянском обиходе. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитьё из лоскута называют «лоскутная мозаика». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Бережное отношение к каждому лоскутку ткани в русском крестьянском доме формировалось годами. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: всё, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики. Русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых на рубашечки для самых маленьких. Более взрослым детям давали донашивать одежду взрослых. Если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, могли пригодиться детям и внукам. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении мастера.
Также, при сборе материала для исследования на уроках технологии и истории, ребята узнали, что существовал даже особый регламент раскроя одежды по «Домострою». Ткани домашнего производства имели всего около 40 сантиметров в ширину. Пошив строго регламентировался, и правила кроя без отходов передавались от одного поколения к другому.
Ребята в процессе реализации исследовательского проекта познакомились с различными музеями и выставочными экспозициями, посвященных лоскутной технике не только в нашей стране, но и в других странах. В Ивановском музее ситца висит одно такое одеяло, видно, что сшито оно именно из ношеных тканей и руками. При этом мастерица соблюла основной принцип — контраст темного и светлого. Виды лоскутного шитья. В зависимости от способа соединения кусков ткани различают два основных вида лоскутного шитья. Девочки выступали и демонстрировали различные приемы лоскутной техники у различных народов мира: от Древнего Египта с лоскутной техникой из кожи до лоскутной техники квилт, крези и пэчворк. Во время посещения городского музея был обнаружен еще один экспонат в лоскутной технике «Ляпаки». Такая техника подразумевает нашивку самых маленьких отрезков ткани без определенной формы, свернутых треугольником на основу. В результате появлялись объемные покрывала и коврики с густым ворсом.
Экскурсовод обратила внимание на то, что в разных регионах и областях нашей страны они назывались по-своему: уголки, махра, кругляки.
Школьники получили возможность основательно знакомиться со старинными предметами быта и женских рукоделий, с образцами разнообразных декоративно — прикладных изделий, попробовать выполнить их своими руками. Ребята с удовольствием оставались после уроков. каждый участник проекта приобрёл много полезных навыков: научился подбирать цветовые сочетания тканей, шить на швейной машинке, работать с булавками, завязывать узелки, пришивать пуговицы, бусины, шить иголкой с ниткой. Кроме того, учебная практика показала, что занятия женскими народными рукоделиями в школе — неплохая начальная профессиональная подготовка по художественным ремеслам. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи, а школьный музей позволяет на практике прикоснуться к исчезающей этнической культуре, дает возможность не только прикоснуться, но и сохранить кусочек истории для себя.
Приложение: Разработка урока технологии в 5 классе.
Конструирование блочного погружения Урок-игра: «Я поведу тебя в музей». Лоскутная пластика.
Авторы: учителя технологии МБУ «Школа № 41» г.о. Тольятти
Предмет технология
Общее количество уч. часов (за год) 68
Класс 5
Количество часов 2
- Событие: Посещение музея. Экспозиция «Удивительное рукоделие».
- Цели:
2.1 Предметная: Образ красоты в обыденном. Тема искусства в утилитарном, изучить красоту технологии лоскутной техники через создание изделий для дома и быта.
2.2 Надпредметные:
а) создание условий для развития дивергентного мышления через использование социального опыта учащихся.
б) создание условий для развития эмпатии через фантазию в процессе творчества художника
№ п/п |
Основные разделы |
Описание содержания |
1. |
Мотивационное начало «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся |
1.. Введение в формат события. Мы начинаем наше путешествие через виртуальную экскурсию ««Я поведу тебя в музей». Вы не просто ученики, вы исследователи . Мы поделимся на команды. Каждая команда получит свою страну изучения лоскутной техники. Деление на группы по странам. (Совпадения темы. Листочки с названием страны).
А в исследовании могут быть не только открытия, но и ошибки, и поражения. Каждая группа выбирает свою форму передвижения по музею. «Это может быть ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебное одеяло, подушка, рукавички-прихватки». Не забудьте, наше путешествие не в обычный музей, а музей одного предмета, которых находится в волшебном сундучке.
Мы отправляемся в творческую мастерскую, где главная тема рукоделие, которое помогало человеку, украшало его дом и одежду. А всматриваясь в старинные вещи, понимаешь, где современному человеку можно почерпнуть идеи для творчества. Класс делится на группы. Каждая группа получает пакеты с заданиями, в которых предметы старины, выполненные в лоскутной технике разных стран Вопросы в конвертах: (группа должна письменно ответить на эти вопросы и должны заполнить маршрутный лист по своей теме.)
Итог: побеждает команда, которая наиболее полно и правильно ответила на все вопросы, используя различный вспомогательный материал. Она получает смайлик-бонус. Совместно формулируется понятия: цветовое сочетание, композиция, пропорции, цвет, узор. |
2. |
Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной) Завершается предметной диагностикой разного формата. |
Выполнение эскиза-схемы в разных техниках с использованием вспомогательных ресурсов: напр. Фотографии, образца не с целью копирования, а для изучения построения узора изделия, его пропорций и расположения в изделии. Работа через шитье в различных техниках. Главный принцип вашей работы — идти от общего к частному и помнить о симметрии и цветовой композиции. Составить рассказ-сказку «О чем поведал старый лоскуток» (Сказка по стране лоскутной техники — пэчворк, квилт,) Вторая станция Марафона. Итогом работы на этой станции будут ваши «открытия «лоскутной техники разных эпох». Вы получаете конверты с заданиями-картинками. 1. «Китайская головоломка». Составление шаблона. 2. Составьте свой рисунок изделия по своей стране -лоскутной техники. 3. Где можно предложить современную технологию лоскутного производства? Каждая группа самостоятельно разрабатывает план изучения, составляя маршрутный лист изучения. 1 группа: Россия 2 группа: Америка 3 группа: Индия 4 группа: Англия (Шотландия) Каждая команда составляет ассоциативный ряд по предметам- иллюстрациям по теме. Учащиеся самостоятельно находят информацию. Итог: Дискуссия в группе о полученных результатах,представление каждой группой своей через маршрутный лист и практической работы. Усвоение и применение знаний. Третья станция Марафона. Усвоение и применение знаний
Промежуточный контроль усвоенных знаний в форме творческих заданий (фронтальная форма работы) Творческое применение знаний Каждая команда предлагает изложение материала по своему продукту в различных формах: сказки по предмету, рисунку, мозаике, аппликации, виртуальная экскурсия по стране — лоскутной техники. Обобщение и систематизация знаний Тест по теме «Лоскутная техника», с разными уровнями сложности, обсуждение результатов теста, разбор ошибок. |
3. |
Аналитическое завершение : |
|
а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате |
В процессе изучения события каждая команда переносит свой продукт на общий стенд. |
|
б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности |
На нашем стенде появились интересные виды лоскутной техники — это результат вашей творческой деятельности . В нашем творчестве отразились разные технологии и разные страны, где эта техника применялась. Но сегодня мы находим применение этой техники- витражи, паркетные полы, отделка мозаикой зданий и помещения. Каждый из вас внес свой вклад в наше общее дело -составление стенда-одеяла в лоскутной технике. Это и те лоскутки, что каждый из вас принес, и ваши задумки, и ваше знание по той или иной стране, и ваша фантазия, и ваше восприятие цвета, и ваше настроение. Каждый ученик анонимно оценивает свое участие: «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале …»
С проговариванием несколькими детьми вслух собственной самооценки для общего обсуждения. |
|
в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке). |
На сайте школы, в разделе «Погружение», учащиеся оценивают данное погружение по 10-балльной шкале. |
|
Литература:
- Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Азбука лоскутного шитья. Иллюстрированный самоучитель с пошаговыми инструкциями; АСТ, Астрель — Москва, 2011.
- Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: Просвещение, 1981.
- Костикова И. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1997.
- Куроха Сидзуко. Японский пэчворк Сидзуко Куроха. Эксмо: Звезды рукоделия. Энциклопедия инноваций.2020
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики. М.: Эксмо– пресс, 1998.
- Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: