Мир меняется, трансформируются и привычные способы взаимодействия граждан и бизнеса с государственными системами контроля. Перемены в системе экономики страны вызывают интерес к налоговым отношениям в государстве.
Налоговая система является одной из ведущих в социально-экономическом развитии общества, она регулирует взаимоотношение общества и государства. Основной задачей налогового органа является прозрачное и максимально гармоничное взаимодействие с гражданами, так как процветание отдельно взятого гражданина гарантирует стабильность и процветание экономики страны в целом.
Налоговая проверка, как инструмент налоговой системы, была создана для контроля за соблюдением действующего законодательства. Налоговые органы сопоставляют данные налогоплательщиков и предпринимателей с фактическим состоянием финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки.
К эффективным налоговым проверкам можно отнести выездную налоговую проверку. Она проводится на территории налогоплательщика. В редких случаях проверка может быть осуществлена в налоговом органе (если налогоплательщик не может организовать помещение для выездной проверки).
Выездная проверка физического лица имеет свою специфику. Так, представитель налогового органа не может нарушать права физического лица, а также других лиц, которые проживают совместно с налогоплательщиком. При отсутствии согласия физического лица на выездную проверку она будет осуществлена в налоговом органе.
Бывают случаи, когда налогоплательщик препятствует проведению проверки. Законодательство регламентирует этот вопрос. В таком случае пп. 7 п. 1 ст. 31 Налоговый Кодекс РФ [1] дает налоговому органу право определять сумму налогов расчетным путем на основании имеющихся данных о налогоплательщике.
Также налоговый орган имеет право использовать данные об аналогичных налогоплательщиках, если налогоплательщик, проходящий проверку, отказывается предоставить данные.
Выездная налоговая проверка регулируется ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации [1]. У каждой проверки есть свой порядок и срок. Длительность выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. В отдельных случаях проверку могут продлить до 4 или 6 месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ [1]). На продление проверки влияет ряд факторов. К ним относятся:
– наличие информации о возможных нарушениях налогового законодательства и, как следствие, организация дополнительной проверки;
– на территории, где проводится проверка, произошло происшествие (это может быть пожар, наводнение и т. п.);
– налогоплательщик не предоставил в срок необходимые для проверки документы;
– существуют иные обязательства.
Факторы, влияющие на порядок продления срока налоговой проверки, регламентирует Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3–06/892@ с учетом изменений, утвержденных Приказом ФНС России от 23.07.2012 № ММВ-7–2/511@.
Для продления срока налоговой проверки проверяющий направляет запрос о продлении проверки в вышестоящий налоговый орган заранее. Вышестоящий налоговый орган принимает решение о продлении срока проверки. Проверяющий налоговый орган продолжает проверку по отведенному временному регламенту, который утвердил вышестоящий налоговый орган.
Срок налоговой проверки принято рассчитывать от вынесения решения о назначении проверки до составления справки о проведенной проверки. В ряде случаев срок выездной проверки могут приостановить. В этом случае общий срок выездной налоговой проверки не должен превышать 6 месяцев. Такие случаи приостановки проверки регламентируются законодательством:
– налоговый орган запрашивает информацию в иностранных госорганах;
– существует необходимость проведения экспертизы;
– перевод документов налогоплательщика или контрагента, или иных лиц, чья деятельность относится к налогоплательщику, на русский язык.
Лица, которые проводят выездную налоговую проверку, имеют право ознакомиться с документами, которые связаны с исчислением и уплатой налогов.
В некоторых случаях налоговая проверка может быть приостановлена. Необходимо отличать приостановление налоговой проверки от продления ее срока. Приостановление налоговой проверки регламентирует п.9 ст.89 Налогового кодекса РФ. Проверка может быть приостановлена сроком на 6–9 месяцев.
Приостановление проверки означает остановку срока проверки. Далее проверку восстанавливают, и срок течет дальше. Во время приостановки проверки представители проверяющего налогового органа покидают территорию налогоплательщика (абз.9 п.9 ст. 89 Налогового Кодекса РФ [1]): «покинуть территорию (помещения) проверяемого налогоплательщика, приостановить действия по истребованию документов у проверяемого налогоплательщика».
Налоговый орган может продолжать свою деятельность во время приостановления налоговой проверки. Так, представители налогового органа могут заниматься проверкой документации третьих лиц. Этот порядок устанавливается ст. 93.1 Налогового Кодекса РФ [1]. Это связано с тем, что данные действия проводятся вне территории налогоплательщика, и это не противоречит Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый орган может приостанавливать проверку неоднократно. В таком случае необходимо учитывать ряд ограничений:
– общий срок приостановления выездной проверки не должен превышать 6 месяцев. Это отражает абз. 8 п. 9 ст. 89 Налогового Кодекса РФ [1];
– данное ограничение связано с приостановлением проверки по пп. 1 п. 9 ст. 89 Налогового Кодекса РФ [1]. Здесь речь идет о истребовании документов у контрагента. Стоит отметить, что приостанавливать проверку в этом случае можно лишь один раз по каждому такому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 Налогового Кодекса РФ [1]).
Выездная налоговая проверка заканчивается документальным оформлением ее итогов. День, когда налоговый орган, осуществляющий проверку, составляет справку по итогам проверки, считается датой окончания проверки. Данная справка составляется по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7–2/189.
Справка должна включать в себя следующую информацию:
– дата составления, которая совпадает с датой окончания проверки,
– реквизиты решения ИФНС о проведении выездной налоговой проверки,
– данные о налогоплательщике (ФИО налогоплательщика, его ИНН, КПП. Если проверялась группа налогоплательщиков, необходимо указать всех ее участников),
– информация о продлении или приостановлении проверки указывается в справке вместе с указанием реквизитов решений налогового органа об этом,
– данные о проверяющем (подпись и расшифровка),
– в случае, когда справка вручается лично налогоплательщику, проверяемый ставит на документе свою подпись, ФИО, дату получения.
Налогоплательщик получает справку в этот же день лично в руки или на электронную почту. Если налогоплательщик отказывается получать справку, налоговый орган отправляет ему документ почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ [1]).
Выездная налоговая проверка считается законченной, когда составлена справка. С этого момента проверяющий налоговый орган не имеет права запрашивать документы, а также присутствовать в помещении налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4–2/22690).
По завершении выездной налоговой проверки проверяющий орган составляет акт. На его подготовку отводится до двух месяцев. Этот срок отсчитывается от даты изготовления справки. Налоговый орган составляет акт даже в том случае, если нарушения выявлены не были. Порядок и форма оформления результатов проверки регламентируется статьями 100 и 101 Налогового Кодекса РФ. Акт может быть подготовлен в бумажной или электронной форме. Корректировки и исправления недопустимы в данном документе, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.
Акт подписывается обеими сторонами, каждая из сторон получает свой подписанный экземпляр.
Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он может предоставить свои возражения в налоговый орган. Это необходимо сделать в течение одного месяца с даты получения акта. Также налогоплательщик должен приложить документы, которые подтверждают его правоту (п. 6 ст. 100 НК РФ [1]).
Руководитель налогового органа рассматривает данное заявление и принимает решение о привлечении или отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.
Качественно проведенные выездные проверки призваны показать объективное состояние взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Своевременное заполнение документации, а также прозрачное ведение бизнеса и уплата налогов гарантирует отсутствие проблем при взаимодействии контролирующего органа и граждан Российской Федерации, а также обеспечение конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Электронная версия: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/