В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Ключевые слова: активные методы обучения, прием обучения, интерактивное обучение, критическое мышление.
В последние годы большое внимание уделяется разработке и внедрению активных методов и приемов обучения в образовательный процесс. Это предполагает не только использование современной техники и информационных технологий, но и изменение методики преподавания, использование новых форм взаимодействия учителя и обучающихся: дискуссия, круглый стол, деловая игра, педагогические ситуации, самостоятельная работа с литературой, коллективная деятельность и т. д.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности обучающихся [2].
Активные методы и приемы обучения строятся на практической направленности, интерактивности, диалоге, игровом действие и характере обучения [4].
Прием «Что в коробке?» — прием интерактивного обучения, используется для мотивации обучающихся, активизации ранее полученных знаний. Учитель загадывает предмет и помещает его в коробку, обучающиеся задают вопросы, пытаясь отгадать предмет. На вопросы можно отвечать не только «да» или «нет».
В результате обучающиеся учатся формулировать вопросы, составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Прием «Я беру тебя с собой» [1] направлен на актуализацию знаний обучающихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует и развивает умения у обучающихся:
– объединять объекты по общему значению признака;
– определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
– сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
– составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Обучающиеся пытаются определить этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из обучающихся не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Например:
У: Я собралась в путешествие и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой тюльпан. А что у вас?
О: Я беру с собой ромашку.
У: Я не беру тебя с собой.
О: Я беру розу.
У: Я не беру тебя с собой.
О: Я беру орхидею.
У: Я беру тебя с собой.
О: А я беру с собой пшеницу.
У: Я беру тебя с собой.
О: Вы берете растения, относящиеся к классу Однодольные?
У: Да! Итак, какие признаки характеризует класс Однодольные?
Прием «Шаг за шагом» [3] — прием интерактивного обучения, используется для активизации полученных ранее знаний.
Обучающиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т. д. из изученного ранее материала. Например, каждый шаг сопровождают названием растения из семейства Сложноцветных, или названием уровня организации жизни.
Метод фишбоун (от англ. «fishbone method» — «рыбий скелет» или «рыбья кость»). Это упрощенный вид диаграммы японского ученого Исикавы, изучающего особенности критического мышления.
Фишбоун помогает развивать у обучающихся умения критически мыслить через наглядно-содержательную форму. Обучающиеся:
– приобретают навыки работы в парах и группах;
– отслеживают причинно-следственные связи;
– определяют значение различных факторов и ранжируют их;
– учатся оценивать явления окружающего мира.
Использовать схему фишбоун можно по-разному в зависимости от поставленных целей: заполнить ее вместе с учениками или предложить рассмотреть уже готовый вариант.
Прием фишбоун не только развивает критическое и творческое мышление, но и помогает обучающимся разобраться в сложном материале через анализ информации и ее представление в упрощенной форме. Обучающиеся учатся определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение (аргументировано) и с уважением выслушивать позицию одноклассников.
Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами [5]:
– индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15–20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);
– в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);
– фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).
Эта технология может применяться также в качестве: домашней работы, опорного конспекта, зачетной работы по проверке усвоения темы, проектной работы.
Квест — способ формирования положительной мотивации обучающихся, формирования и развития критического мышления; формирование у школьников умения интегрировать знания, полученные при изучении других дисциплин, решать проблемы, возникающие в учебно-познавательном процессе, находить, анализировать и оценивать с точки зрения полезности найденную информацию, действовать в коллективе.
Хорошо структурированный и интересно представленный квест инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения.
Квест может проходить и в рамках онлайн обучения — веб-квест.
Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Таким образом, использование активных методов и приемов обучения на биологии направленно на организацию учебного процесса мотивирование обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Литература:
- Андреева, Е. В. Творческие задания «Золотого ключика». / Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева. — Самара: Центр развития образования, 2001. — С. 31. — Текст: непосредственный.
- Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И. В. Анашкина. — Тамбов: изд. ООО Орион, 2011–239 с. — Текст: непосредственный.
- Новик, М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / М. М. Новик. — СПб.: СПбГНЭУ, 2010–59 с. — Текст: непосредственный.
- Динасилова, А. А. Эффективность использования интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы / Динасилова, А. А. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5–6.
5. Фишбоун схема — прием развития мышления детей. — Текст: электронный // Мотивация жизни: [сайт]. — URL: https://lifemotivation.ru/child-psy/fishbone (дата обращения: 30.10.2020).