В данной статье авторы рассматривают познавательную активность учеников 4 класса на уроках с подвижными играми. Автором была использована методика Айзмана Р. И. по выявлению объективной оценки изменения познавательной активности.
Ключевые слова: познавательная активность, младшие школьники, подвижные игры.
Проблема познавательной активности — одна из самых основных и важных проблем педагогики. Психологи и педагоги пытаются ответить на следующий вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы ребёнок хотел учиться.
Познавательная активность — сложное личностное образование, которое формируется под воздействием самых различных факторов — субъективных (любознательность, мотивация и др.) и объективных (внешние условия, приемы и методы преподавания).
В рамках современного социума, текущий вопрос становится все более актуальным. Развитие творческого потенциала личности, умение разбираться в нынешних жизненных условиях, поэтому важно в период начального школьного возраста сформировать познавательную активность.
Именно младший школьный возраст — это этап, когда содержательно формируются качества личности, закладываются основополагающие качества для проявления индивидуальности и неповторимость каждого ребенка, развития его познавательной активности. С началом школьного периода, у детей расширяется восприятие окружающего мира, расширяется круг общения, усиливается внутренняя потребность в самостоятельной познавательной деятельности.
Данная проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно меняется жизнь, так же стремительно меняются взгляды и представления детей, появляются новые причины, из-за которых они утрачивают интерес к школе. Поэтому необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием занятий, их новыми формами проведения и совершенствовать приёмы работы с детьми.
Проблема формирования познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание великих ученых. Своими корнями история образования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Коменский Я. А. отмечал проблему формирования познавательной активности одной из основных при формировании личности ребенка: «юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, то есть чтобы разумное существо — человек — приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но и развивать в себе способность проникать в суть вещей, а так же собственное мнение и их понимание» [2, с. 34].
Опираясь на идеи Коменского Я. А., английский философ и педагог Джон Локк теоретически обосновал важность целенаправленной деятельности педагогов по развитию процесса познания у школьников: «К вещам, которые поставленному в тупик взгляду кажутся очень неясными с далекого расстояния, следует приближаться осторожно и размеренными шагами и сначала рассматривать то, что в них наиболее заметно, доступно и видно. Расчлените их на отдельные части и затем в соответствующем порядке сведите все, что должно быть узнано относительно каждой из этих частей, к ясным и простым вопросам. Тогда все, что считалось темным, запутанным и слишком трудным для наших слабых способностей, раскрывается перед нашим разумом…» [2, с. 123].
Формирование познавательной активности школьников — одна из самых актуальных и важных пpоблем на совpеменном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе обучения решаются основные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном движении и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.
Основное место в физическом воспитании детей занимают игры. В игровой деятельности ребенок находит выражение своих интересов, формирует личностные качества, определяющие успешность трудовой деятельности, создаются реальные жизненные ситуации, формируется способность ребенка к совместной деятельности для достижения цели. Одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры — подвижные игры.
Правильно подобранная игра принесёт ожидаемый результат в решении поставленных задач, как перед игрой, так и перед уроком. Выбирая игру, учитываются задачи урока.
Объект исследования — процесс повышения познавательной активности учеников 4 класса.
Предмет исследования — роль методов обучения в формировании познавательной активности в процессе обучения младших школьников на уроках подвижных игр.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы обучения, которые способствуют формированию познавательной активности учащихся начальной школы на уроках подвижных игр.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников на уроках подвижных игр.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Выявить и обосновать комплекс организационно-методических условий, направленных на повышение познавательной активности, и разработать методику повышения познавательной активности учащихся 4 класса на уроках подвижных игр.
- Определить результативность разработанной методики формирования познавательной активности на основе анализа результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы.
Для исследования особенностей формирования познавательной активности на уроках физической культуры было проведено исследование, в котором приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 20 человек.
Эксперимент проводился в три этапа:
1 этап — констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности всех обучающихся 4 класса.
2 этап — формирующий. На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной активности на уроках подвижных игр.
3 этап — контрольный. На этом этапе была выполнена повторная диагностика уровня познавательной активности обучающихся 4 класса, проведен сравнительный анализ полученных результатов.
Использовались методы наблюдения, анкетирование, для выявления уровня познавательной активности.
Анкетирование учащихся Кокуйской средней общеобразовательной школы № 1 осуществлялось с целью определения уровня развития структурных компонентов познавательной активности. С целью выявления объективной оценки изменения познавательной активности детей, в заполнении анкеты принимали участие практикантка и преподаватель физической культуры.
Использовалась модифицированная анкета Айзмана Р. И. При заполнении анкеты экспертам предстояло дать количественное выражение степени развития каждого из 5 компонентов познавательной активности в виде балльной оценки от 1 до 3 каждому ученику класса, учитывая, что 3 балла — самая высокая, 2 — средняя, 1 — низкая степень выраженности данного компонента.
Анкета Лусканова Н. Г. для оценки уровня мотивации школьников к занятиям физической культурой, которая состоит из 10 вопросов. Она помогает определять уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Предложенная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики.
- Анкеты в напечатанном виде раздавались всем ученикам.
- Вопросы экспериментатор читал вслух, предлагались варианты ответов, дети отмечали подходящий.
Анкета позволяет осуществить повторные опросы для оценки динамики мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии школьника.
Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности развития познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень — не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень — большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень — проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
В ходе формирующего этапа была внедрена методика формирования познавательной активности у учеников 4 класса на уроках подвижных игр. Эта работа в общем сводится к следующему: 1 и 3 уроки каждой недели проходили на формирование познавательной активности, а второй урок на развитие физических качеств рис. 1.
Рис. 1. Схема экспериментальной модели
После проведения формирующего этапа исследования, была проведена контрольная проверка детей исследуемого класса. В итоге проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же критериям, что и на первоначальном этапе.
В результате проведения педагогического наблюдения были получены следующие результаты.
Диагностика развития познавательной активности у учащихся 4 класса
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Критерии |
|||||
Проявляет интерес |
Эмоционально активен |
Самостоятельно выполняет |
Целеустремлен |
Любознателен |
Уровень: |
||
1 |
Асламов И. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Средний |
2 |
Бессонов И. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Высокий |
3 |
Богатырева А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Высокий |
4 |
Бойцова Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Средний |
5 |
Викулова Ю. |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
Средний |
6 |
Гусевский Д. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Низкий |
7 |
Дружинин Р. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Средний |
8 |
Журба Ю. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Высокий |
9 |
Калышкина К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Средний |
10 |
Красильникова А. |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
Низкий |
11 |
Макарова Е. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Средний |
12 |
Мигунова В. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Средний |
13 |
Пискунова А. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Низкий |
14 |
Плотникова Д. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Средний |
15 |
Рябов Н. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Низкий |
16 |
Танкевич А. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Низкий |
17 |
Тарасова Д. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Средний |
18 |
Татаринцева А. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Высокий |
19 |
Черенщиков А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Высокий |
20 |
Юринский В. |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Низкий |
Такая таблица заполнялась для каждого учащегося на основе наблюдения за его учебной деятельностью. Каждый пункт оценивался по 3- бальной шкале: 0 баллов — не активен, 1 балл — нуждается в помощи учителя, 2 балла — самостоятельны, инициативны. Также были определены уровни развития познавательной активности: 0–3 — низкий уровень, 4–6 — средний уровень, 7–10 — высокий уровень. Подсчитывалась сумма баллов и переводилась в проценты. Результаты педагогического наблюдения отображены на рис. 2 и рис. 3.
Рис. 2. Первичная диагностика развития познавательной активности у учащихся 4 класса
Рис. 3. Уровни развития познавательной активности у учащихся 4 класса на этапе первичной диагностики
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости их развития.
Рис. 4. Уровни развития познавательной активности у учащихся 4 класса на этапе повторной диагностики
Рис. 5. Сравнение результатов педагогического наблюдения первичной и повторной диагностики
Отчетливо видно, что уровень развития познавательной активности значительно повысился от среднего уровня до высокого. Некоторые ученики находятся на среднем уровне, а были на низком.
Исходя из результатов, полученных при повторной диагностике, можно сделать вывод, что подтвердилась предложенная нами гипотеза, что эффективность развития познавательной активности у учеников 4 класса повышается, если: учебный процесс строится в форме целостной творческой познавательной деятельности, основой которой является организация творческого поиска игры. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
Литература:
- Айзман Р. И. Подготовка ребенка к школе / Р. И. Айзман, Г. Н. Жорова, Л. К. Айзман и др. — 2-е изд., доп., перераб. — Томск: Пеленг, 1994. — 206 с
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения:в 2 т. Т. 1 / Я. А. Коменский. — м.: Педагогика, 1982. — 656 с.
- Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. — Москва: Фолиум, 1999. — 32 с.