Развитие гибкости у юных борцов вольного стиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 03.11.2020

Статья просмотрена: 1690 раз

Библиографическое описание:

Пестряков, А. Д. Развитие гибкости у юных борцов вольного стиля / А. Д. Пестряков, М. Г. Колодезникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74702/ (дата обращения: 18.12.2024).



Исследования позволяют выявить влияние гибкости на овладение техническими действиями юных борцов. В нашей работе мы хотели бы рассмотреть вопросы, связанные с развитием гибкости у юных борцов в процессе учебно-тренировочных занятий по вольной борьбе.

Ключевые слова: развитие гибкости, овладение гибкостью, вольная борьба.

В последние годы борцы-юноши не показывают ожидаемых результатов, выходя из юношеского возраста, исчезают из списка призеров российских и республиканских соревнований. Как мы отметили, одним из главных факторов, определяющих уровень спортивного мастерства в борьбе, является высокое развитие физических качеств. Немаловажную роль для борьбы на современном этапе играет гибкость. Гибкость — это здоровье, молодость, красота и потому ее надо поддерживать, развивать с ранних лет. Вот почему оценка гибкости, развитие гибкости на должном уровне является весьма актуальной проблемой.

В научной литературе по спортивной борьбе значительное количество работ посвящено воспитанию гибкости: Сорокин Н. Н. — 1940 г., Галковский Н. М., Катулин А. 3., Чионов Н. Г. — 1952 г., Петров Р.- 1976 г., Туманян Г. С. — 1985 г. В большинстве своем эти работы ограничиваются только констатацией положения о важности данного качества для борцов и некоторыми указаниями по развитию гибкости в процессе спортивной тренировки.

Учитывая, что многие технические действия в спортивной борьбе выполняются с большой амплитудой и введением обязательного захвата за ногу «клинч», исследование взаимосвязей развития гибкости и технического потенциала становятся актуальными.

Гипотеза: Мы предположили, что специальные теоретические разработки существенно прояснят ситуацию и позволят внедрить в подготовку юных борцов обновленные методические подходы.

Методологической основой исследования явилось труды ведущих педагогов специалистов: Алиханов И. И., Миндиашвили Д. Г., Подливаева Б. А.

Цель исследования: Совершенствование гибкости у борцов юношей в возрасте от 12–15 лет.

Методика и организация исследования. Методом анкетирования мы произвели опрос специалистов в области физической культуры и спорта на предмет целесообразности дополнительно воспитывать гибкость и их мнения на содержания комплекса упражнений на гибкость.

Методом педагогического эксперимента мы опробовали на практике эффективность нашего комплекса упражнений и его пригодность для лучшего освоения технических действий.

Первый этап включал себя предварительное планирование педагогического эксперимента, разработки общей схемы исследования, его цели и задачи, анализ литературы, также разработку анкетных опросов по исследуемой проблеме для тренеров по борьбе, учителей физической культуры, спортсменов высокого разряда.

В анкетном опросе ответили 35 человек, среди них — 10 тренеров по борьбе, 8-учителей по физкультуре и 17 борцов-вольников старшего разряда. Было получено 30 полностью заполненных анкет.

Была проведена обработка результатов анкетирования. Используя результаты анализа литературы и анкетирования, мы разработали комплекс упражнений, способствующих развитию гибкости юных борцов, разработали критерии его оценки. Общую группу борцов из 14 человек 12–15 лет, разделили на две равные подгруппы: контрольная и экспериментальная.

Результаты исследования. Анализ начальных результатов на первом этапе нашего исследования был проведён опрос специалистов (тренеры по вольной борьбе и спортсмены). В результате, которого мы получили ответы на интересующие нас вопросы, связанные с совершенствованием гибкости у учащихся, занимающихся вольной борьбой.

На вопрос нашей анкеты: «Как вы считаете, на каком году обучения следует уделять больше внимания развитию гибкости?» наибольшее количество 71,4 % ответов опрошенных указали на возраст 12–13 лет (см. таблицу 1). На втором месте по количеству указавших стоит возраст 14–15 лет 35,7 %. Эти цифры согласуются с данными, полученными нами в результате анализа научной литературы. Также возраст 12–13 лет соответствует возрастной группе начальной подготовки третьего года обучения, на которой планировали провести педагогический Мы эксперимент.

Таблица 1

Предпочтительный возраст для развития гибкости у школьников

Возраст занимающихся

Количество ответов

%

10–11

8

19,0

12–13

30

71,4

14–15

15

35,7

16–17

2

4,8

Количество ответов и соответственно их процент не совпадает с количеством правильно заполненных анкет, так как некоторые указывали одновременно несколько позиций.

На вопрос о влиянии подвижности суставов на гибкость у борцов, ответы распределялись следующим образом: на первом месте в ответах стоит позвоночный столб — 84 % на втором тазобедренный сустав, на третьем — коленный далее голеностопный сустав, лучезапястный сустав, локтевой сустав. Эти суставы также влияют на качество выполнения технических действий и изъяны в их подвижности будут отрицательно сказываться на технике.

На вопрос нашей анкеты, в котором просили написать 6 упражнений, способствующих развитию гибкости у борцов, мы получили следующие результаты. Респондентами было названо более 70 упражнений и их вариантов, способствующих развитию гибкости. Все эти упражнения можно систематизировать по трём группам: упражнения, выполняемые без снарядов, со снарядами и с партнёром.

В таблице 2 приведены данные ответа на вопрос: «как вы считаете, сколько раз в неделю следует заниматься упражнениями для развития гибкости?»

Таблица 2

Количество занятий на гибкость в неделю

Количество занятий

Количество ответивших

%

1 раза в неделю

0

0

2 раза в неделю

0

0

3 раза в неделю

5

11,1

4 раза в неделю

7

15,6

5 раз в неделю

8

17,8

6 раз в неделю

20

44,4

Более 6 раз в неделю

5

11,1

Наиболее количество специалистов — 44,4 % ответило на заданный вопрос, указав, что упражнениями на гибкость следует заниматься шесть раз в неделю, эти данные несколько расходятся цифрами, встречающимися в литературных источниках. Они могут успешно применяться не только на тренировках в спортивном зале, но и в домашних условиях, в виде самостоятельных форм занятий. Так же упражнения на развитие гибкости положительно влияют на успешное овладение новыми техническими действиями. Это подтвердили вопрос, ответы на вопрос, поставленный нами в анкете. Все отвечающие (100 %) написали, что упражнения на гибкость положительно влияют на овладение новыми техническими действиями.

На втором этапе исследования: для выявления экспериментальной и контрольной группы мы провели ряд апробированных тестов на гибкость.

  1. «Шпагат» ноги в сторону.
  2. Наклон вперед сидя.
  3. Наклон вперед стоя на стуле.
  4. Гимнастический «мостик».
  5. Борцовский «мостик».
  6. Выкрут прямых рук назад с палкой.
  7. Приседание с вытянутыми руками вперед.

Результаты проведённого нами исследования показали, что у экспериментальной и контрольной группах в начале года овладения гибкостью было почти равным: 20 % — более развиты, 50 % — менее развиты, 30 % — средние.

В конце учебного года провели повторное тестирование уровня развития гибкости учащихся. У экспериментальной группы: у более развитых овладение гибкостью улучшилось на 20 %, у менее развитых улучшилось на 20 % и у средних улучшилось на 30 %.

В конце года у контрольной группы: у более развитых овладение гибкостью улучшилось на 3 %, у менее развитых улучшилось на 1 % и у средних 0 %.

Таким образом, мы можем отметить, что у экспериментальной группы показатели упражнения гибкости на много улучшились, чем у контрольной группы.

Выводы.

Подводя итог нашему исследованию, мы пришли к выводу, что у борцов-юношей в возрасте от 12–15 лет идёт тенденция к повышению гибкости. На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости в возрасте 11–12 лет эффективно влияет на овладение новыми приемами. В борьбе, как и в других видах спорта, существуют специальные упражнения для воспитания гибкости. В основном они делятся на упражнения без снарядов, выполняемые в процессе разминки упражнения в положении на мосту.
  2. Определили, что наибольшее количество 71,4 % опрошенных указали на возраст 12–13 лет. На втором месте по количеству указавших стоит возраст 14–15 лет — 35,7 %. Эти цифры согласуются с данными полученными нами в результате анализа научной литературы. На современном этапе развития вольной борьбы наши тренера мало уделяют поиску новых эффективных упражнений на качество усвоение техники.
  3. Исследования показывают, что предложенные нами комплекс упражнений на развитие гибкости для эффективности овладения новыми приемами дали положительный результат. В результате использования наших рекомендаций в построении полугодичного цикла выявлен достоверный прирост уровня гибкости.

Литература:

  1. Алиханов И. И. Техника и тактика вольной борьбы. -/ И. И. Алиханов / М: ФиС, 1986.
  2. Гальковский Н. М. Спортивная борьба.-Н. М. Гальковский, А.3. Катулин /М.: ФиС, 1968.
  3. Катулин А.3. Борьба классическая и вольная. -/ А. З. Катулин / М: ФиС, 1960.
  4. Миндиашвили Д. Г. На ковре жизни. — / Д. Г. Миндиашвили, М. Н. Бриман/М., 1993.-336 с.
  5. Миндиашвили Д. Г. Учебник тренера по борьбе. / Д. Г. Миндиашвили, А. И. Завьялов /-Красноярск: Изд-во КГТГУ, 1995. — / Д.Г.
  6. Миндиашвили Д. Г. Энциклопедия приемов вольной борьбы Миндиашвили, А. И. Завьялов / Красноярск: Платина, 1998.
  7. Миндиашвили Д. Г. Вольная борьба в Красноярском крае (справочник). — Д. Г. Миндиашвили, А. И. Завьялов / Красноярск: Институт спортивных единоборств имени И.Ярыгина КГПУ, 1998–180 с.
  8. Миндиашвили Д. Г. Научно методическое обеспечение подготовки сборной команды России по вольной борьбе к ХXVII Олимпийским играм 2004 года в Афинах (Греция). -/ Д. Г. Миндиашвили, Д. И. Тедеев / М.: «Принт центр», 2001.-86 с.
  9. Пилоян Р. А. Начальный этап многолетней подготовки борцов.- / Р. А. Пилоян / Малаховка: МОГИФК, 1991.-83 с.
  10. Пилоян Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборства. -/ Р. А. Пилоян / М.: Физкультура и спорт, 1985.
  11. Пилоян Р. А. Формирование высшего спортивного мастерства в борьбе. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора /P. А. Пилоян/ Малаховка: Московский областной профессора государственный институт физической культуры, 1993.-81 с.
  12. Подливаев Б. А. Борьба вольная: примерная программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, специализированных ДЮШ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.-/ Б. А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили / М.: Советский спорт, 2003.
  13. Подливаев Б. А. Актуальные проблемы спортивных единоборств. -/ Б. А. Подливаев, И. Д. Сивцев / М.: Спорт. Академ. Пресс, 2002.
  14. Подливаев Б. А. Организационно- методические основы подготовки высококвалифицированных борцов.- / Б. А. Подливаев, Н. Н. Рожин / 12 Якутск, 2002.
  15. Туманян Г. С. Спортивная борьба: Учебное пособие. -/ Г. С. Туманян/ М: Физкультура и спорт, 1985. -144 с, ил.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие гибкости, вольная борьба, контрольная группа, овладение гибкостью, упражнение, возраст, гибкость, комплекс упражнений, научная литература, овладение новыми.


Ключевые слова

вольная борьба, развитие гибкости, овладение гибкостью

Похожие статьи

Оценка качества физической подготовки у учащихся образовательных учреждений

Доклад знакомит с исследованием, в котором описаны способы определения уровня физической подготовки у учащихся 7–18 лет. Данная тема, позволит оценить свойства ваших учащихся в бытовых условиях. Прочитав ее, вы сможете правильно построить занятие и н...

Способы реабилитации спортсмена-инвалида в армрестлинге

В этой статье представлено исследование эффективности тренировочного процесса в процессах реабилитации и адаптации спортсменов с инвалидностью, занимающихся армрестлингом. Основное внимание уделено изучению влияния тренировочного процесса на пораженн...

Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...

Активная спортивная деятельность как платформа для формирования здорового образа жизни студенческой молодежи

Активный образ жизни — залог здоровья и жизненного успеха. Каждому вузу и колледжу следует позаботиться о том, чтобы его учащиеся могли активно заниматься физической культурой, были здоровы и успешны. В данной статье в качестве примера приведена деят...

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Детский возраст является периодом интенсивного развития различных аспектов личности ребенка. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей. Творческое мышление и воображение играют ключевую роль в формировании интеллектуальных, э...

Применение передовых технологий, тренажёров на занятиях по физической культуре и спорту со студентами

В данной статье анализируется влияние передовых технологий и тренажеров на улучшение качества обучения студентов физической культуре и спорту. Освещается необходимость интеграции инноваций, таких как виртуальная реальность, мобильные приложения и тре...

Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством творческих заданий

В данной статье рассматривается важность использования творческих заданий в развитии познавательных способностей у младших школьников. Авторы обращают внимание на значимость развития умственных навыков, логического мышления и креативности у детей в э...

Использование элементов нейрофитнеса на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса. В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с р...

Особенности использования средств и методов тренировки прыгунов в длину с разбега на всех этапах подготовки в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Данная статья посвящена новому взгляду на обучение данному виду легкой атлетики, с использованием средств и методов тренировки для разностороннего развития физических качеств воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российск...

Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля игровым методом

В статье представлены результаты исследования совершенствования тренировочного процесса юных борцов вольного стиля игровым методом. Выявлены наиболее эффективные методы развития координационных способностей у юных борцов вольного стиля.

Похожие статьи

Оценка качества физической подготовки у учащихся образовательных учреждений

Доклад знакомит с исследованием, в котором описаны способы определения уровня физической подготовки у учащихся 7–18 лет. Данная тема, позволит оценить свойства ваших учащихся в бытовых условиях. Прочитав ее, вы сможете правильно построить занятие и н...

Способы реабилитации спортсмена-инвалида в армрестлинге

В этой статье представлено исследование эффективности тренировочного процесса в процессах реабилитации и адаптации спортсменов с инвалидностью, занимающихся армрестлингом. Основное внимание уделено изучению влияния тренировочного процесса на пораженн...

Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...

Активная спортивная деятельность как платформа для формирования здорового образа жизни студенческой молодежи

Активный образ жизни — залог здоровья и жизненного успеха. Каждому вузу и колледжу следует позаботиться о том, чтобы его учащиеся могли активно заниматься физической культурой, были здоровы и успешны. В данной статье в качестве примера приведена деят...

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Детский возраст является периодом интенсивного развития различных аспектов личности ребенка. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей. Творческое мышление и воображение играют ключевую роль в формировании интеллектуальных, э...

Применение передовых технологий, тренажёров на занятиях по физической культуре и спорту со студентами

В данной статье анализируется влияние передовых технологий и тренажеров на улучшение качества обучения студентов физической культуре и спорту. Освещается необходимость интеграции инноваций, таких как виртуальная реальность, мобильные приложения и тре...

Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством творческих заданий

В данной статье рассматривается важность использования творческих заданий в развитии познавательных способностей у младших школьников. Авторы обращают внимание на значимость развития умственных навыков, логического мышления и креативности у детей в э...

Использование элементов нейрофитнеса на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса. В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с р...

Особенности использования средств и методов тренировки прыгунов в длину с разбега на всех этапах подготовки в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Данная статья посвящена новому взгляду на обучение данному виду легкой атлетики, с использованием средств и методов тренировки для разностороннего развития физических качеств воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российск...

Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля игровым методом

В статье представлены результаты исследования совершенствования тренировочного процесса юных борцов вольного стиля игровым методом. Выявлены наиболее эффективные методы развития координационных способностей у юных борцов вольного стиля.

Задать вопрос