Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 03.11.2020

Статья просмотрена: 1114 раз

Библиографическое описание:

Гуськов, Е. А. Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся / Е. А. Гуськов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74712/ (дата обращения: 18.12.2024).



…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…

А. Эйнштейн

Во всех сферах общественной жизни всё чаще наблюдаем, что востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т. е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников функциональную грамотность. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования школа выбирает форму подведения промежуточных итогов в плане выполнения сформулированных в стандартах требований. Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран.

Индивидуальный проект с этой позиции выступает как наиболее эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся, тем более её результат (точнее сказать, результат целесообразной личностной и общественно-полезной деятельности), публичная демонстрация обучающимся своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, способность проектировать и достигать цели- актуальное требование к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС ООО и ФГОС СОШ.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (учебно-познавательной, практико-ориентированной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, игровой, спортивной).

Опыт применения методов проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия. Использование данного метода даёт высокие результаты обучения обучающихся по географии, развивая у них комплекс навыков одного из направлений функциональной грамотности- естественнонаучная.

Приложение 1

Индивидуальный проект на тему «Дворянские усадьбы на карте Пензенской области (на примере территории муниципального образования — Бессоновский район)

Работа, выполненная в соответствии с авторской идеей, интересна с точки зрения краеведения и носит практический характер. Содержание темы проекта актуально сегодня. Знакомство с описанием дворянских усадеб, расположенных на территории Бессоновского района Пензенской области, дает возможность проникнуть вглубь истории, через семейный дворянский уклад жизни, ощутить дыхание времени. Самостоятельно подобранные автором сведения обобщены и систематизированы с использованием компьютерных технологий. Материал работы может оказаться полезным всем тем, кто интересуется историей родного края, изучает ее, всем, кто хочет постичь феномен русской усадьбы.

Пояснительная записка

В жизни российского общества ощущается повышенное внимание к истории родного края. В курсе «География Пензенской области» наибольший интерес представляют собой темы, касающиеся прошлого региона, его исторических ценностей, о которых не всегда есть достаточно информации в доступной форме.

Актуальность проекта, написанного на тему «Дворянские усадьбы на карте Пензенской области: Бессоновский район», заключается в понимании исторического прошлого малой родины и тиражировании информации в новом формате.

Словно драгоценное ожерелье хранит Пензенская область старинные дворянские усадьбы, мир которых был воспет классиками русской литературы: Гоголем в «Мертвых душах» — с улыбкой, Тургеневым в «Дворянском гнезде» — с любовью, Чеховым в «Вишневом саде» — с ностальгической грустью.

Цель работы: изучение культурно- исторического наследия -дворянских усадьб Бессоновского района и тиражирование информации посредством создания интерактивной карты «Дворянские усадьбы на карте Пензенской области: Бессоновский район».

Задачи:

  1. Изучить историю становления дворянских усадеб на территории Бессоновского района Пензенской области и оценить их современное состояние.
  2. Составить информационный блок по каждой усадьбе в соответствии с кейс-пакетом заданий с последующим размещением на интерактивной карте- «путеводителе».
  3. Определить возможные способы тиражирования информации о культурно- историческом наследии -дворянских усадьбах Бессоновского района широкой аудитории

Объект изучения: дворянские усадьбы Бессоновского района Пензенской области.

Предмет изучения:история возникновения и судьба старинных дворянских усадеб Бессоновского района Пензенской области

Первые научные исследования русской усадьбы относятся ко второй половине XIX в. и носят характер историко-описательных очерков, например работы графа С. Д. Шереметьева, посвященные усадьбам Кусково [72], Остафьево [73]. С начала XX в. в работах Н. Н. Врангеля [12] и Г. К. Лукомского [49] происходит осмысление усадьбы как социально-культурного феномена. В начале 1922 г. было основано «Общество изучения русской усадьбы» (ОИРУ), научно-исследовательская деятельность которого была направлена на разработку и формирование теоретико-методологических оснований в изучении феномена русской усадьбы.

До второй половины XX века русская усадьба как культурно-исторический феномен выпадет из поля зрения исследователей. Для исследований советского периода характерна интерпретация усадьбы как земельной собственности и части феодальной формации. В работах Э. С. Когана [40], И. Д. Ковальченко [36], Ю. А. Тихонова [67] в основном анализируются экономическое развитие усадьбы и отношения между представителями дворянского и крестьянского сословий. Возрождение интереса к усадебной культуре на рубеже XX–XXI вв. связано с потребностью исследователей по средствам изучения феномена «русская усадьба» восполнить пробелы в истории развития национальной культуры.

Современный председатель возрожденного в 1992 г. Общества изучения русской усадьбы Ю. А. Веденин [45], продолжая в своих исследования тенденции, намеченные обществом в 1920–1930-х гг., рассматривает усадьбу с точки зрения ландшафтно-целостного подхода и выступает за сохранение не только усадьб, но и природно-культурного пространства, которое было с ними неразрывно связано.

Значительное внимание в современной науке уделяется исследованию русской усадьбы как одного из инструментов формирования национальной идентичности в условиях социально-экономических и культурных процессов в России. Данной теме посвящены работы М. В. Нащокиной [52], Л. Н. Летягина [47], М. А. Поповой [60]. Проблемам охраны усадебного наследия посвящена работа Н. И. Завьяловой [28]. Таким образом, в современном мире сложилось множество аспектов исследования русской усадебной культуры. На сегодняшний день изучение феномена русской усадьбы носит междисциплинарный характер. Однако учитывая значимость исследовательских работ, связанных с усадебным наследием, следует отметить, что информация об усадебных комплексах не систематизирована в полной мере. Наряду с этим остро стоит вопрос поиска новых путей сохранения, возрождения и тиражирования информации об объектах культурного наследия.

Практическая значимость заключается в том, что данная работа содержит факты, примеры, свидетельства тех далеких событий, обобщения и выводы для понимания ценностей прошлого, как исторического наследия. Данную работу можно использовать на уроках истории, факультативах по краеведению, классных часах и внеклассных мероприятиях. Карта может быть использована в качестве наглядного дидактического пособия на уроках истории и географии Пензенской области; в качестве сборника информации («путеводителя») о культурно-исторических достопримечательностях территории.

Этап

(сроки реализации)

Содержание работы

1. Подготовительный (май 2020 года- сентябрь 2020 года)

1) выявление проблемы;

2) определение цели и задач проекта;

3) разработка кейс –пакета с заданиями;

4) определение целевой аудитории проекта;

5) изучение литературы по проблеме

2. Поисковый (сентябрь 2020 года- декабрь 2020 года)

1) проектирование

2) разработка индивидуального комплекта материалов (файлы с собранным материалом)

3. Презентация полученного результата (январь 2021 года)

1) анализ представленных материалов

2) создание интерактивной карты

Глава 1. Этапы реализации проекта

Выделены следующие этапы работы над проектом:

Глава 2. Содержание кейс –пакета

С целью реализации проектной деятельности разработано содержание кейс –пакета.

Объект изучения: дворянские усадьбы Бессоновского района Пензенской области.

Предмет изучения: история возникновения и судьба старинных дворянских усадеб Бессоновского района Пензенской области

Задания и вопросы для рассмотрения:

1. Найти литературные источники информации по проблематике- «Русские усадьбы».

2. Провести комплекс мероприятий (опросы, беседы) со старожилами села, учеными, краеведами по вопросу выявления и составления перечня дворянских усадеб на территории Бессоновского района Пензенской области.

3. Изучить историю становления дворянских усадеб на территории Бессоновского района Пензенской области и оценить их современное состояние.

4. Составить информационный блок по каждой усадьбе в соответствии с планом:

1) Название усадьбы

2) Географические координаты

3) Месторасположение на картосхеме территории Бессоновского района Пензенской области;

4) Адрес места нахождения.

5) Историческая справка по объекту.

6) Фото и видеоматериалы

5. Составить интерактивную карту в программе подготовки презентаций Microsoft PowerPoint и разработать методику работы с картой.

6. Определить возможные способы тиражирования информации о культурно- историческом наследии -дворянских усадьбах Бессоновского района широкой аудитории

Глава 3. Дворянские усадьбы Бессоновского района Пензенской области

Рассказова Л. В. в статье «Усадьбы дворянские» отмечает, что «в Памятной книжке Пензенской губернии на 1911 год» говорится об усадьбах, расположенных на современной территории Бессоновского района, в следующем описании: «красивейшая усадьба Устинова в селе Грабово с прекрасной оранжереей, прекрасная усадьба В. П. Дятковой (Араповой) в селе Бессоновке, Усадьба А. В. Бицкого в с. Степановка. Одно из благоустроенных барских имений в Проказне- комплекс усадьбы Араповых и т.д»в селе Вазерки — имение князей Шаховских, в Проказне — комплекс усадьбы Араповых, красивейшая усадьба Устинова в селе Грабово, прекрасная усадьба В. П. Дятковой (Араповой) в селе Бессоновке, Усадьба А. В. Бицкого в с. Степановка.

В ходе беседы с краеведом, Отличником народного просвещения Ниной Николаевной стало известно, что на территории Бессоновского района Пензенской области усадьбы сейчас представляют собой строения, которые не используются в качестве жилья, располагаются на отдаленном расстоянии друг от друга, что представляет собой трудность в посещении, и только в селе Грабово можно посетить объект архитектуры с полноценной экскурсией.

Судьба большинства старинных усадеб весьма печальна — во время революции и после нее они были разрушены и разграблены. Но есть среди них такие, которые уцелели в своем первозданном виде, сохранив тем самым историческую память о своих создателях и владельцах.

При составлении основы информационного наполнения карты по каждой из усадеб в виде мультимедийной истории использовались материалы и статьи А.Володина «Пензенские дворянские усадьбы: гордость или бремя?», опубликованной в газете «Пензенская правда» в 2019г.; информационные материалы «По следам забытых усадеб Пензенской области» группы на портале https://vk.com/usadby58; материалы Е. Н. Чернявской «Усадьбы дворянские»; «Усадьбы Сурского края. Будет ли у Пензы свое «Серебряное кольцо?», материалы краеведческого портала «Пензенские хроники».

В качестве эпиграфа к следующему содержанию работы взяты слова Н.Горина из произведения «Направо от села»:

Там все давно объемлет сон глубокий

И мысль мою к прошедшему зовет.

Когда закат позолотит верхушки клена

И ярким пламенем зальется окон ряд,

Мне кажется...Сейчас...Вот стукнет дверь балкона,

И дама стройная сойдет в уснувший сад.

Волшебная мечта,отрада одиноких,

Веди меня скорей в неведомый простор,

Дай утолить созвучье слов далеких,

Их блеском дай насытить жадный взор.

Составлена краткая информационная справка по каждой усадьбе и оформлена отдельными файлами в формате Документ Microsoft Office Word 97–2003 (.doc).

Глава 4. Результаты работы и предложения

Карта выполнена в программе подготовки презентаций Microsoft PowerPoint. Название: «Дворянские усадьбы Пензенской области: Бессоновский район»

Навигация оформлена в стиле travel (первая страница — интерактивная карта, далее пользователь кликает на контур территории Бессоновского района, в результате чего появляются изображения усадеб (фото) и название. Кликнув на любую из фото усадеб пользователь перемещается на страницу с историей конкретной усадьбы. При наведении курсора на меню- открывается файл, содержащий информацию о данном объекте (фото, краткая информационная справка, развернутый рассказ).

Карта добавлена такими элементами, как видео, фотогалереи, тексты.

В ходе работы над проектом выделены следующие возможные способы тиражирования информации: издание буклета — путеводителя; использование карты в качестве дидактического материала на уроках естествознания, краеведческих курсах, электронного средства информации в сети Интернет.

В конце работы указывается список использованной при подготовке проекта литературы

Литература:

1. Володин А. Пензенские дворянские усадьбы: гордость или бремя? \\ Пенза, «Пензенская правда», 2019.

  1. Короткова М. Путешествие в историю русского быта. — М., 2006.
  2. Рассказова Л. В. Усадьбы дворянские \ Краеведческий портал «Пензенские хроники».

4. Чернявская Е. Н. Усадьбы дворянские / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

  1. https://vk.com/usadby58
Основные термины (генерируются автоматически): Бессоновский район, Пензенская область, усадьба, русская усадьба, интерактивная карта, историческое наследие, возможный способ тиражирования информации, индивидуальный проект, тиражирование информации, функциональная грамотность.


Похожие статьи

Интернет-фестиваль как игровая образовательная технология развития креативности студенческой молодежи

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Инновационные педагогические технологии в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров социальной работы

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Похожие статьи

Интернет-фестиваль как игровая образовательная технология развития креативности студенческой молодежи

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Инновационные педагогические технологии в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров социальной работы

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Задать вопрос