Юридический статус каршеринга в современном законодательстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.11.2020

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Макарова-Землянская, А. А. Юридический статус каршеринга в современном законодательстве / А. А. Макарова-Землянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74720/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: транспортное средство, автомобиль, гражданское законодательство, компания, передача управления, арендатор, каршеринг.

Каршеринг по своей сути подставляет сервис, который предоставляет клиенту во временное возмездное пользование автомобиль. Непосредственного официального определения каршеринга в современной юридической практике не имеется, но, например, на официальном сайте мэра Москвы дается такое определение: «Каршеринг — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией. Обычно его используют для коротких внутригородских поездок [1]».

При этом, отличие каршеринга от аренды все же имеется. Самое очевидное различие — способ оплаты. При аренде автомобиля оплата будет фиксированная за все время, на которое автомобиль будет предоставляться. При использовании системы каршеринга цена рассчитывается, основываясь на стоимости одной минуты использования и данная плата остаётся неизменной на всем протяжении использования автомобиля. Также очевидное различие состоит в способе заключения договора. При аренде конкретного автомобиля заключается индивидуальный договор между арендатором и арендодателем. При использовании каршеринга заключается единожды договор между арендатором и агрегатором, после чего потребитель имеет право использовать любой автомобиль, имеющийся у конкретного агрегатора.

Необходимо разобраться, к какому виду правоотношений относится данный вид аренды автомобиля.

Автомобиль предоставляется арендатору на основании его зарегистрированного профиля в официальном сервисе агрегатора, предоставляющего транспортное средство во временное пользование. Автомобиль находится в собственности компании, которая предоставляет его во временное пользование. Соответственно, в данном случае имеет место аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Данные положения зафиксированы в главе 34 Гражданского Кодекса, параграф 3 [2].

Следует разобраться в понятии «техническая эксплуатация». Техническая эксплуатация автомобилей — это комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих поддержание работоспособного состояния транспортных средств. То есть, согласно данному положению законодательства, арендатор берет на себя обязанность по поддержанию работоспособности автомобиля, его надлежащего технического состояния. На основании Гражданского кодекса, по ст.644, на арендатора также ложится обязанность по осуществлению текущего и капитального ремонта транспортного средства.

Перейдем к вопросу о возмещении вреда. По общему правилу гражданского законодательства, которое закреплено в ст.1064 Гражданского кодекса РФ, причиненный вред будет подлежать полному возмещению причинителем вреда. Также подобное основание вытекает и из ст.648 данного кодекса, согласно которой, ответственность за вред, причиненный третьим лицам, транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор.

Следовательно, если взять ситуацию, в которой гражданин, находясь за рулем автотранспортного средства по системе каршеринг совершил дорожно-транспортное происшествие в ходе которого было повреждено два автомобиля, то данный гражданин будет обязан возместить вред, причиненный как автомобилю, с которым произошла авария, так и вред компании, которой принадлежит на праве собственности арендованный автомобиль.

При этом имеется Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», на основании которого у каждого автомобиля каршеринг имеется страховка ОСАГО и каско. Таким образом, после оформления страхового случая изначальное возмещение будет производиться в пределах страховой суммы от самой компании, в собственности которой находится автомобиль. При этом, если сумма повреждений превышает страховую сумму, то сама компания возмещает данный недостаток, а затем в порядке регресса взыскивает его с арендатора автомобиля.

При этом данное положение не выгодно для самих компаний, предоставляющих в аренду автомобили. Поэтому многие из них обязуют арендатора выплатить сумму причиненного ущерба в том случае, если эта сумма не превышает какого-либо определенного размера. Согласно действующему законодательству это не запрещается, так как не нарушает положений о возмещении вреда причинителем вреда.

Теперь следует разобраться с административным законодательством, а именно со штрафами. В случае если водитель совершает нарушение правил дорожного движения на арендованном автомобиле, то штраф выписывается лично арендатору данного автомобиля. Это также вытекает из оснований гражданского законодательства, которые были описаны выше.

При этом, компании предоставляющие машины каршеринг в аренду имеют свою определённую классификацию штрафов для пользователей за невыполнение непосредственно правил самой компании. Так, при аренде автомобиля в Яндекс.Драйв платятся штрафы за [4]:

  1. Повреждение или отключение оборудования;
  2. Курение в салоне автомобиля;
  3. Эвакуацию автомобиля (вследствие неправильной парковки автомобиля);
  4. Передачу управления третьему лицу;
  5. Плохое топливо, которым был заправлен автомобиль.

Данные правила примерно одинаковые для всех компаний, которые предоставляют в аренду автомобили. Они сводятся к тому, что арендатор получает штраф за непосредственное повреждение самого автомобиля или возникновение риска повреждения автомобиля. При этом сумма штрафа может достигать 300000 рублей.

С точки зрения уголовного законодательства, на каршеринг не распространяется никаких особенных статей и правил пользования за которые будет наложено взыскание. При этом передача управления автомобилем каршеринг несовершеннолетнему лицу или лицу без права управления транспортным средством возможно трактовать как угон транспортного средства и квалифицировать по ст.166 УК РФ.

При этом, передача управления со стороны непосредственно самой компании, предоставляющей в пользование автомобиль, карается наложением штрафа на лицо, предоставившее автомобиль третьему лицу. В самом договоре аренды транспортного средства же прописывается согласие лица, на списание денежных средств с банковской карты арендатора, что является основанием для списания штрафа с нарушителя в момент поступления денег на счет [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каршеринг является разновидностью аренды автомобиля лицом у компании-собственника данного автомобиля и не имеет особых статей и положений, которые бы регулировали данный вид аренды. Данные правоотношения регулируются исходя из основных правил гражданского законодательства. Нарушение арендатором законодательства Российской Федерации не влечет за собой снятие с него ответственности за совершённое действие или бездействие. Также сами компании арендодатели в договоре прописывают определенные условия, которые являются обязательными для соблюдения арендатором автомобиля.

Литература:

  1. Как пользоваться каршерингом. — Текст: электронный // mos.ru: [сайт]. — URL: 1. https://www.mos.ru/otvet-transport/kak-polzovatsya-karsheringom/ (дата обращения: 02.11.2020).
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ глава 34 параграф 3
  3. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  4. Какие в Яндекс Драйв штрафы ждут нарушителей правил. — Текст: электронный // Каршеринг Яндекс Драйв: [сайт]. — URL: https://yandex-drive.ru/shtrafy/ (дата обращения: 02.11.2020).
  5. Договор аренды транспортного средства. — Текст: электронный // Делимобиль: [сайт]. — URL: https://old.delimobil.ru/vehiclerentalcontract?v=1.328 (дата обращения: 02.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, автомобиль, гражданское законодательство, передача управления, арендатор, самая компания, аренда автомобиля, временное пользование, Гражданский кодекс, страховая сумма.


Похожие статьи

Правовое регулирование договора складского хранения в российском и зарубежном законодательстве

Позитивные и негативные аспекты правового регулирования статуса индивидуального предпринимателя в российском законодательстве

Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий

В статье освещены особенности лицензионной деятельности в России. Рассмотрены проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий в сфере транспорта.

Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации

Каршеринг: новое явление в гражданском праве

В последние несколько лет в России большую популярность получила услуга каршеринга. Безусловно, услуга была внедрена без соответствующей правовой и технической базы и в статье рассмотрены проблемные вопросы данной услуги.

Транспортная экспедиция: споры, связанные с защитой прав потребителей

Эффективный рычаг воздействия на работу судебных приставов в исполнительном производстве

Статья посвящена изменениям, нововведениям исполнительного производства как финальной стадии гражданского процесса.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как гарантия безопасности пассажиров

В статье рассматриваются вопросы функционирования системы лицензирования в Российской Федерации, а также ее проблематика.

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Порядок и роль претензионной работы в деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрен порядок и роль претензионной работы как инструмента урегулирования споров, возникающих из договоров поставки.

Похожие статьи

Правовое регулирование договора складского хранения в российском и зарубежном законодательстве

Позитивные и негативные аспекты правового регулирования статуса индивидуального предпринимателя в российском законодательстве

Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий

В статье освещены особенности лицензионной деятельности в России. Рассмотрены проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий в сфере транспорта.

Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации

Каршеринг: новое явление в гражданском праве

В последние несколько лет в России большую популярность получила услуга каршеринга. Безусловно, услуга была внедрена без соответствующей правовой и технической базы и в статье рассмотрены проблемные вопросы данной услуги.

Транспортная экспедиция: споры, связанные с защитой прав потребителей

Эффективный рычаг воздействия на работу судебных приставов в исполнительном производстве

Статья посвящена изменениям, нововведениям исполнительного производства как финальной стадии гражданского процесса.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как гарантия безопасности пассажиров

В статье рассматриваются вопросы функционирования системы лицензирования в Российской Федерации, а также ее проблематика.

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Порядок и роль претензионной работы в деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрен порядок и роль претензионной работы как инструмента урегулирования споров, возникающих из договоров поставки.

Задать вопрос