Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — главнейшей обязанность страны. Работа прокуратуры Российской Федерации в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина приоритетна для российской прокуратуры и базируется на положениях ст. 2 Конституции РФ, которая отметила императивное положение о том, что человек, его права и свободы считаются высшей ценностью. Проблема увеличения действенности надзора за исполнением законов как в целом, так и по раздельным направлениям работы прокуроров — более важная проблема правовой науки и практики прокурорского надзора. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» отмечен в виде обособленного направления работы прокуратуры — наглядное подтверждение значимого усиления в теперешних условиях ее правозащитной роли.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, прокуратура, прокурорский надзор, гарантии, защита, соблюдения прав и свобод
Recognition, observance and protection of human and civil rights and freedoms is the most important duty of the state. The activity of the Prosecutor's office of the Russian Federation in the sphere of human and civil rights and freedoms is a priority for the Prosecutor's office of the Russian Federation and is based on the provisions of article 2 of the Constitution of the Russian Federation, which recognizes the imperative provision that the individual, his rights and freedoms are the highest value. The problem of improving the effectiveness of supervision over the implementation of laws both in General and in certain areas of activity of prosecutors is the most urgent problem of legal science and practice of Prosecutor's supervision. The Federal law «on the Prosecutor's office of the Russian Federation» defines supervision of the observance of human and civil rights and freedoms as an independent activity of the Prosecutor's office-a clear confirmation of the significant strengthening of its human rights role in modern conditions.
Keywords: human and civil rights and freedoms, Prosecutor's office, Prosecutor's supervision, guarantees, protection, observance of rights and freedoms
Важнейшей задачей Российского государства является надлежащее обеспечение прав и свобод человека и гражданина, основной перечень которых закреплен в главе 2 Конституции РФ. Ее содержание находит свое развитие как в положениях последующих глав Конституции РФ, так и нормах действующего конституционного законодательства. Права и свободы человека занимают особое место в структуре правового статуса личности, подлежат повышенному научно практическому вниманию, осмыслению и защите [3, c. 22].
Эффективной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина способствует процесс конституционализации отраслевого законодательства, что влечет укрепление конституционного правопорядка, повышает эффективность правового регулирования деятельности государственного аппарата, включая органы обеспечения правопорядка. Несмотря на то, что в конституционно правовом механизме обеспечения конституционных прав граждан задействованы многие органы публичной власти, которые периодически подвергаются конституционным преобразованиям, важно обеспечить и качественное конституционное законодательство, которое также динамично развивается, и правовым центром его является Конституция РФ. Именно она формирует основу построения и функционирования правовой системы, закладывает ключевые параметры для всей системы российского законодательства.
Конституция РФ является не только приоритетной фундаментальноценностной и нормативно-правовой основой законодательства и конституционного правопорядка, но и их скрепой и ориентиром, и такие ценностные ориентиры находят развитие в отраслевых и межотраслевых правовых изысканиях. Консолидированная и четко структурированная система конституционного законодательства способствует как конституционализации, так и эффективному обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Впервые за многолетнюю историю развития нашего государства права человека были признаны на конституционном уровне. Они объявлены высшей ценностью и занимают главенствующий уровень во всей иерархии общечеловеческих ценностей. Идея прав человека продолжает укореняться в правосознании российских граждан, что, несомненно, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Однако проблемные вопросы, связанные с обеспечением прав человека, по-прежнему остаются актуальными, в связи с этим изучение содержательной стороны категории «обеспечение» имеет принципиально важное значение. Как справедливо отмечает Е. А. Лукашева, обеспечение прав человека — обязанность всех ветвей государственной власти; если эта обязанность соблюдается, общество может быть охарактеризовано как стабильное и устойчивое, если государство пренебрегает ею, в обществе создается напряженность, образуется угроза его устойчивому развитию [1, c. 205].
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» впервые законодательно освящен вопрос прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Включение данного главы в закон о прокуратуре свидетельствует не только об особой актуальности для нашего государства данного вопроса, но и о повышении роли прокуратуры в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина в переходный период времени. В Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», указано, что наряду с иными органами власти, органы прокуратуры выступают инструментом для реализации политики государства по обеспечению прав и свобод граждан, установленных в основном законе.
Значимость прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина отмечается тем, что в ст.2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека отмечены как наивысшая ценность. Со своей стороны, страна должна признавать, соблюдать, а еще защищать прав и свобод человека и гражданина [9, c. 182].
В ходе осуществления проверки соблюдения законов о правах и свободах человека и гражданина нужно брать во внимания требования международных актов, которые Российской Федерации ратифицировала, и акты, имеющие общепризнанные принципы и нормы международного права, которые считаются составной частью национального законодательства. Характерно, что данные акты имеют главное положения в случаях расхождения с российским законодательством.
В список актов международно-правового характера нужно отнести такие, как: Всеобщая декларация прав человека (1946), Конвенция международной организации труда (1958), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и др. При этом необходимо учитывать, что подзаконные акты, издаваемые на основании и для выполнения законов, играют значительную роль в обеспечении их выполнения.
Но из исполнения — это не предмет надзора органов прокуратуры, а предмет работы иных органов, и в первую очередь контролирующих органов. Прокурор проверяет:
1) соответствие актов, которые издаются всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, требованиям Конституции РФ, действующим законам и указам Президента РФ;
2) соблюдение законов, прежде всего требований Конституции РФ о правах и свободах, а также других законов.
Применяя собственные полномочия, прокурор хочет достичь неуклонного соблюдения прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными и служебными субъектами, а еще своевременной отмены незаконных правовых актов, прекращения их работы и привлечения в определенном законом порядке к ответственности субъектов, допустивших нарушения.
В государстве образована система контролирующих, правоохранительных, судебных органов, которые по сущности собственной работы обязаны стоять на страже конституционных прав и свобод человека и гражданина [8, c. 97].
В теперешнее время в работе органов прокуратуры особенное положения придается защите конституционных прав и свобод граждан. При данном отмечается категория граждан, защита прав которых имеет первостепенное положения. Это участники войны, инвалиды, престарелые и иные лица, которые нуждаются в социальной защите и государственной поддержке.
Главные задачи прокурорского надзора — обеспечить верховенство Конституции Российской Федерации, правовая защита прав граждан. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов хорошо влияет на укрепление законности и потому обоснованно признается действенным методом недопущения преступлений.
В случае поступления в прокуратуру информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор должен осуществить проверку либо претворить в жизнь иные надзорные действия на любом предприятии, в учреждении либо организации, в том числе в общественных организациях и объединениях. При данном надо иметь в виду, что организация прав и свобод человека и гражданина сообразно Конституции РФ ложится на все без исключения органы.
Так как защита прав и свобод граждан и интересов государства по закону считается исключительной компетенцией определенных органов государственного контроля, проверки осуществляются лишь с целью обозначения законности их деятельности. В целях дать принципиальную законную оценку действиям должностных субъектов отмеченных органов по исполнению возложенных на них полномочий. При неимении определенного уполномоченного государственного органа принимаются меры прокурорского реагирования, нацеленные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов страны.
Прокурорский надзор имеет обширные границы, т. е. распространяется на все министерства, органы местного самоуправления, предприятия и организации. Прокуратура претворяет в жизнь надзор и за теми органами и организациями, которые сами в границах собственной компетенции претворяют в жизнь контроль за законностью [1, c. 206].
Осуществления каких угодно экономических, политических, культурных или экологических прав может быть лишь при том критерии, если государство надежно гарантирует личные права. Но, как показал опыт государства, ситуация с личными правами оказалась не менее проблематичной, чем с иными правами и свободами человека и гражданина. Ведь зачастую мы сталкиваемся с нарушением конкретно личных прав человека. Данное вызывает большее беспокойство, так как если даже на данном фундаментальном уровне государство работает далеко не всегда хорошо, то что уж говорить о иных правах и свободах граждан, для обеспечения и защиты которых нужны конкретные и скоординированные критерии различных ветвей государственной власти. Таким образом важной задачей современной юридической науки (конечно же, она не лимитируется только границами науки конституционного права) считается обращение к проблемам, связанным с реализацией и обеспечением личных прав и свобод человека и гражданина в работающем законодательстве Российской Федерации.
Сегодня в России, несмотря на то, что в государстве действует Конституция, в которой закреплены гарантии прав и свобод человека, положение с выполнением положений международных пактов и других международно-правовых документов нельзя считать благополучным. Нужно привести обеспечение прав и свобод человека в соответствие с требованиями правового государства.
Мировая практика конституционализма показывает, что органы конституционной юрисдикции не рассматривают вопросы политического характера. Анализ деятельности Конституционного Суда РФ свидетельствует, что он имеет собственный подход к решению данной проблемы. При этом названный орган конституционной юрисдикции направляет свои усилия на определение компетенции уполномоченного органа осуществлять определенные действия.
В ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае выявления нарушения прав человека, которые защищаются нормами гражданского судопроизводства, когда пострадавший в силу состояния возраста, здоровья и других причин, не может лично реализовывать защиту своих прав в суде или же имеет место быть нарушение прав и свобод большой части граждан или же нарушение имеет массовый характер, прокурор наделяется правом предъявления и поддержания иска в интересах данных пострадавших в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства [2, c. 238].
Отсюда следует, что на сегодняшний день проблема участия прокурора в гражданском процессе обусловлена явным сужением его полномочий по принципу круга лиц, за защитой которых, прокурор правомочен обращаться в суд, Федеральным законом о прокуратуре, и Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.
На практике получается, что прокурорский надзор проводится только за соблюдением прав и свобод строго определенного круга лиц, что существенным образом ограничивает его полномочия, и как следствие, делает невозможным достижение целей прокурорского надзора.
Поскольку основной закон провозгласил наше государство как социальное, в основе всех институтов власти должна лежать забота об улучшении жизни граждан. Не является исключением данная обязанность для органов прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации определяет основные направления деятельности в области прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что прокурорский надзор должен проводиться в отношении наиболее неблагоприятных областей общественных отношений. Не является исключением трудовая сфера.
На практике довольно часто встречаются такие нарушения, как: увольнение женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, отправление в отпуск без выплаты заработной платы и т.д. [6, c 7].
Производственный травматизм чаще встречается на предприятиях с честной формой собственности, нежели на государственных предприятиях. Это связано с повальным несоблюдением правил техники безопасности со стороны работодателя.
В свою очередь, работники не всегда с готовностью защищают свои нарушенные права. Практика свидетельствует о том, что обращения в суд со стороны работников довольно редки, поскольку они довольно сильно зависят от работодателя, боятся ухудшения своего положения и т. д.
Усиление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод в данной сфере, испытывает значительные затруднения, поскольку на законодательном уровне ограничен круг лиц, за защитой которых, прокурор может обращаться в суд.
Отсюда следует, что существующие, на законодательном уровне, запреты создают ряд проблем в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Подытожив сказанное выше, следует отметить, что а настоящее время, практическая реализация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина характеризуется как малоэффективная [5, c. 188].
Для решения данной проблемы необходимо реформировать действующее законодательство. В частности, внести изменения в ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.4 ст.27 Федерального закона О прокуратуре, следующего характера: «при выявлении нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор наделен правом предъявления и поддержания в суде иска в интересах пострадавших граждан с их согласия, или же при наличии их просьбы».
Данные изменения в указанные статьи помогут в полной мере реализовать прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что основной целью прокурорского надзора, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, должно служить достижение такого баланса, при котором права и свободы граждан будут иметь реальное соблюдение всеми должностными лицами, правоохранительными органами, а граждане, в свою очередь, будут иметь уверенность в оказании защиты своих прав и свобод. В случае нарушения, они могут рассчитывать на оказание помощи со стороны органов прокуратуры [8, c. 104].
Таким образом, реализация любых экономических, политических, культурных или экологических прав возможна только при том условии, если государство надежно гарантирует личные права. В связи с этим актуальной задачей современной юридической науки является обращение к проблемам, связанным с реализацией и обеспечением политических прав и свобод человека и гражданина.
Литература:
- Ахмедов Р. А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. — 2017. — № 2. — С. 204–207.
- Ахмедов Р.А Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юрид. журнал. 2017. — № 7 (110).– С. 235–238.
- Бекишиева С. Р. Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. — 2019. — № 4. — С. 22–25.
- Беляков П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // Законность. — 2019. — № 4. — С. 11–16.
- Братановский С. Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография. — Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2018. — 244 c.
- Воробьев С. Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. — 2014. — № 4. — С. 3–6. 9
- Габоев А. Б. Защита прав и свобод человека — важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Гос-во и право. 2018. — № 1.– С. 35–39
- Громова О. М. Права и свободы человека и гражданина как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры // Стратегическое управление: теория, практика, проблемы: материалы 14-й Региональной научнопрактической конференции. — Владимир, 2017. — № 3. — С. 93–104.
- Еримбетов С. С. Конституционно-право -вые основы деятельности прокуратуры в области надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.– № 3.– С. 181–184.
- https://cyberleninka.ru/article/n/problema-prakticheskoy-realizatsii-prokurorskogo-nadzora-za-soblyudeniem-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina