В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навыками межкультурной коммуникации, важности формирования коммуникативных способностей обучающихся вузов ФСИН России — будущих сотрудников УИС.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, взаимодействие, эффективное общение, коммуникативная компетентность, навыки межличностного общения, компетенции, межкультурная коммуникация, профессиональное развитие, формирование коммуникативных способностей
Как известно, коммуникация представляет собой процесс передачи идей, мыслей, чувств и эмоций с помощью устной речи, невербальных средств или в письменном виде посредством символов (информации) с целью достижения взаимопонимания между отправителем сообщения (информации) и получателем. Эффективное общение создает общие значения для отправителя и получателя сообщения. Слушание является важной формой коммуникации для установления межличностного доверия и понимания.
Будучи двусторонним процессом, коммуникация эффективна только в том случае, если целевая аудитория получает сообщение, понимает его, запоминает и адекватно на него отвечает. Если даже одна из указанных целей не достигнута, коммуникация считается неэффективной.
Процесс коммуникации всегда происходит в определенном контексте, обусловленном физическими, социальными, межличностными и иными параметрами, в рамках которых происходит обмен информацией. Именно контекст помогает участникам коммуникации определить значение тех или иных действий, спрогнозировать модели поведения, выбрать адекватные ответные средства и действия для достижения взаимодействия.
Профессиональная коммуникация сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) обусловлена такими параметрами, как высокая степень закрытости исправительных учреждений, тесный контакт с криминальной средой, стрессовые условия работы, постоянный риск возникновения потенциально опасных ситуаций, низкий уровень удовлетворенности от профессиональной деятельности, высокая степень социальной ответственности, обязательное соблюдение служебной дисциплины. Данные параметры составляют специфику профессиональной деятельности сотрудников УИС и создают определенный контекст их профессионально-служебной коммуникации. Успешная коммуникация предполагает взаимопонимание партнеров, полное понимание коммуникативной ситуации и предмета общения, углубленное понимание целей и потребностей общения. Степень профессионального мастерства сотрудника УИС напрямую зависит от уровня сформированности коммуникативных навыков [3].
Безусловно, коммуникативная компетентность — личностные и профессионально-служебные навыки общения, необходимые для осуществления взаимодействия в процессе профессиональной деятельности — является профессионально значимым качеством сотрудников УИС, отражающим уровень развития их профессиональной культуры. Залогом профессиональной успешности сотрудников УИС является потребность в общении, стремление к установлению коммуникативных контактов, заинтересованность в поддержке окружающих, внутренняя готовность работать в команде [1].
Коммуникативная компетентность является основой успешной профессиональной деятельности сотрудников УИС. Сотрудники, которые развивают навыки профессионального и межличностного общения, не только намного эффективнее в исполнении своих профессиональных обязанностей (общение и взаимодействие с коллегами, осужденными, их родственниками, юристами по вопросам профессиональной деятельности), но и имеют больше возможностей и перспектив продвижения по служебной карьере.
Основными компонентами профессиональной коммуникации сотрудников УИС, имеющими особую значимость, являются следующие компетенции:
— умение устанавливать контакт с членами служебного коллектива с учетом их социокультурных, статусных и иных характеристик;
— умение выбирать адекватную ситуации и цели общения коммуникативную стратегию;
— умение применять навыки бесконфликтного общения;
— способность слышать и понимать собеседника, вести переговоры, находить общий язык, идти на компромисс, сотрудничать;
— способность понимать и ценить чувства других (эмпатия);
— навыки самоконтроля в процессе коммуникации;
— уверенность при решении конфликтных и нестандартных ситуаций;
— умение конструктивно строить служебные и межличностные отношения, сохранять благоприятные профессиональные взаимоотношения внутри коллектива;
— знание и умение использования законов и механизмов межличностного взаимодействия;
— навыки самооценки и саморазвития.
На современном этапе развития общества владение навыками межкультурной коммуникации имеет большое значение в профессиональной деятельности сотрудников УИС. Сегодня осужденные в исправительных учреждениях представляют собой мозаику из многих национальностей и культур со своими ценностями, убеждениями, традициями и т. п. Компетентность в межкультурном общении предполагает, что сотрудники должны понимать, что они используют аспекты своей собственной культуры для оценки и интерпретации поведения людей из других культур. Эти аспекты образуют своего рода «культурный объектив» и включают в себя такие компоненты, как раса и этническая принадлежность, религия, национальность, социальное происхождение, личностные ценности, образование [2].
Следует отметить, что в профессиональной деятельности сотрудников УИС не менее важны навыки прогнозирования развития диалога и реакций собеседника, умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения, а также контролировать свое эмоциональное состояние, следить за точностью, логичностью и выразительностью речи [3].
Таким образом, коммуникативная компетентность отражает образ жизни и поведение успешных сотрудников УИС, позволяет им эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Формирование и совершенствование коммуникативной компетентности является необходимым условием личностного и профессионального развития сотрудников УИС. Именно поэтому актуальной задачей сегодня является формирование коммуникативных способностей обучающихся вузов ФСИН России, готовящих сотрудников для уголовно-исполнительной системы, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с людьми. Не только наличие специальных знаний, но и лингвистическая, коммуникативная и поведенческая компетенции в профессиональном общении определяют грамотного, интеллектуально развитого, коммуникабельного, конкурентоспособного и перспективного сотрудника, способного обеспечивать успешное функционирование УИС и эффективность исполнения наказаний.
Литература:
1. Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2. С. 44–47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-navyki-sotrudnikov-uis-kak-faktor-uspeshnogo-professionalnogo-razvitiya (дата обращения: 02.11.2020).
2. Campbell, Nancy M. Correctional Leadership Competencies for the 21st Century: Manager and Supervisor Levels. — Campbell Consulting Inc. — December 2006. — 316 p.
3. Элкснит А. Г., Михайлова В. П. Коммуникативные навыки в структуре профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник КемГУ. 2008. № 4. С. 105–108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-navyki-v-strukture-professionalno-vazhnyh-kachestv-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy (дата обращения: 02.11.2020).